Поиск по сайту

Педагогические аспекты организации работы с одаренными детьми в ДДТ "СОВРЕМЕННИК"

Автор: Широкова Т.С.


Методическая служба Дома детского творчества «Современник» большое внимание уделяет одному из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей: организации работы с одаренными детьми. Чтобы представить опыт работы по данной теме, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова цель? Ожидаемый результат
2. Как?
(Каким способом?) Методы
3. Как организовать? Формы организации деятельности детей
4. С помощью чего осуществить? Средства:
учебно-методический комплекс (образовательная программа дополнительного образования детей, кабинет, дидактические материалы и др.)
5. Как осуществить контроль? Формы и методы контроля
6. Каков результат? Достижения обучающихся

Прежде всего надо осознать, для чего организована работа с одаренными детьми в нашем учреждении. Какова цель работы?
В ДДТ поступают дети с разными способностями, природными задатками, образовательными потребностями и возможностями. Педагогическим работникам надо так организовать работу, чтобы каждый ребенок по мере своих способностей мог самореализоваться, вовлечь его в творческую деятельность таким образом, чтобы он смог развить свой дар в той или иной области.

1. Цель работы с одаренными детьми: выявление одаренных детей, развитие их способностей, информирование о достижениях одаренных детей различными средствами.

2. Методы выявления одаренных детей
Выявить одаренных детей можно с помощью следующих методов:
• наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения занятий,
• изучение продуктов деятельности,
• тестирование.

Метод «Наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения занятий»
Рассмотрим использование метода наблюдения за деятельностью детей. В ДДТ «Современник» используется методика Александра Савенкова. По мнению автора методики, способный ребенок обладает комплексом следующих характеристик: мотивационных, творческих, лидерских, которые проявляются в поведении и во всех видах деятельности. Оценивая характеристики по 5-балльной системе, можно выявить детей, набравших наибольшее количество баллов, и считать их одаренными. По мнению педагогов, среди известных методик она наиболее интересна, проста для применения.
Существуют и другие методики. Там другие подходы, по которым может выделиться совсем другой ребенок. Педагоги выбирают те методики, которые им наиболее близки. Например, в нашем учреждении педагоги наблюдают за уровнем освоения программы и заносят свои наблюдения в таблицу. Образец таблицы наблюдений рассмотрим в программе по плетению и ткачеству «Веков связующая нить» педагога Галушкиной Татьяны Сергеевны. (Автор программы — победитель городского конкурса авторских образовательных программ 2008 года). В таблицу из программы выписываются наиболее значимые знания, которыми должен овладеть каждый ребенок, умения и навыки, которые должны быть сформированы к концу обучения. Выставляются баллы 0, 1, 2, 3 в зависимости от уровня освоения. Такой срез наблюдений осуществляется 2-3 раза в год. Делаются выводы по каждому срезу отдельно и общие выводы в виде сравнительного анализа с помощью диаграмм. Такой способ фиксации наблюдений мы считаем более удачным.

Метод «Изучение продуктов деятельности»
И самым убедительным является метод «изучение продуктов деятельности», а именно: выполненных детьми рисунков, изделий, поделок, творческих работ, исполненных песен, танцев и др.

Метод «Тестирование»
Тестирование как метод выявления одаренных детей мы не используем, так как педагоги дополнительного образования, хотя и изучали в вузах психологию, не проведут достаточного количества тестов, а по 1-2 тестам сделать достоверный вывод невозможно.

3. Формы организации деятельности детей
Педагоги на занятиях используют следующие формы организации деятельности детей:
• фронтальная,
• групповая,
• индивидуальная,
• коллективная,
• смешанная (из перечисленных выше форм).
При любой форме организации одаренный ребенок себя проявляет активно.

Фронтальная форма организации деятельности детей
При фронтальной форме работа осуществляется со всеми детьми одновременно. При такой форме работы одаренный ребенок более заметен, чем другие ребята, отвечает на вопросы, часто предлагает необычные, нестандартные ответы, задает вопросы.

Групповая форма организации деятельности детей
При групповой форме создаются благоприятные условия для самореализации детей с разными способностями. Например, использует дифференцированный подход в обучении педагог Терехова Ирина Анатольевна, автор программы по кружевоплетению на коклюшках «Кружевное богатство России», победитель городского тура конкурса «Сердце отдаю детям» (2004/2005 учебный год) и дипломант Всероссийского конкурса авторских образовательных программ (2006/2007 учебный год).
Дифференциация означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей.
Разделение детей на группы отражено в программе И.А. Тереховой в содержании, в описании практической работы. Вот что пишет автор программы: «В практической части содержания изучаемого курса вводятся 3 уровня заданий. Каждому обучающемуся предлагается выполнить практическую работу в соответствии с уровнем развития мелкой моторики рук, темпом плетения, способностями к репродуктивному и творческому выполнению работ, личностными качествами учащихся. Деление на уровни не является постоянным до конца обучения. В зависимости от сформированных умений и навыков учащихся педагог корректирует эту работу, предлагает выполнить задания другого уровня».

Индивидуальная форма организации деятельности детей
Индивидуальную форму организации деятельности детей рассмотрим с трех позиций:
• самостоятельная индивидуальная работа, при которой обязательно осуществляется право ребенка на самостоятельный выбор уровня трудности выполнения заданий;
• самостоятельная исследовательская деятельность, например: изучение какой-либо темы в фольклорно-этнографических экспедициях с последующим составлением отчета и предоставлением его на итоговом отчете по экспедициям;
• самостоятельное создание детьми творческих проектов деятельности в соответствии с их интересами, участие в конкурсах творческих проектов детей, защита проектов. С творческими проектами детей можно познакомиться в кабинете кружево- и бисероплетения у И.А. Тереховой и Т.П. Зезиной.
При умелом руководстве педагога именно во время самостоятельной индивидуальной работы одаренный ребенок имеет возможность выразить себя, проявить свои творческие способности и задатки.

Коллективная форма организации деятельности детей
Широко используют педагоги ДДТ «Современник» коллективную форму организации деятельности детей, которая позволяет объединить детей единой целью, каждому выразить себя по мере своих возможностей, а в итоге получить коллективную работу, которая доставит радость всем, кто принял участие в ее выполнении.

4. Средства организации работы с одаренными детьми: учебно-методический комплекс (образовательная программа дополнительного образования детей, учебный кабинет, дидактические материалы и др.)
Педагоги составляют свои программы, в которых предусматривают работу по раскрытию и развитию способностей детей в разных областях.
В ДДТ «Современник» наметились следующие пути достижения поставленных в программах целей.
• изменение сроков обучения детей;
• создание комплексных программ;
• усиление интегративного характера образования;
• изучение предметов под другим углом зрения.

Изменение сроков обучения детей
Для оптимального развития детей требуется определенное время и систематическая работа.
В последние годы в ДДТ «Современник» происходит увеличение сроков обучения детей, особенно это связано с программами одного года обучения. Требуется более продолжительный процесс для развития способностей обучающихся. За один год обучения педагог не успевает в полной мере развить детей, и к тому же дети проявляют интерес к данному виду дополнительного образования и желают продолжать обучение.

Создание комплексных программ
В ДДТ «Современник» есть положительный опыт работы по развитию различных способностей детей в ходе реализации комплексной программы «Школа русской традиционной культуры «Горница» (руководитель В.В. Кайдун), которая стала победителем городского тура конкурса авторских программ (2005/2006 гг.). Срок обучения 6 лет. Программа включает в себя 10 взаимосвязанных программ, дополняющих друг друга. При такой организации работы с детьми есть возможность проследить раскрытие и развитие способностей детей, увидеть их всё возрастающие успехи и вместе с детьми радоваться их достижениям.
Создается новая комплексная программа ансамбля русской песни «Перезвон» (руководитель О.В. Дудина), в которую входят дисциплины: вокал, сольфеджио, музыкальная литература, сценическое движение. Срок обучения 3 года. Надеемся, что и эта программа будет также успешно способствовать достижению поставленных целей по развитию способностей детей.

Усиление интегративного характера образования
В программе Т.А. Николаевой «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) осуществляются интегративные связи между познанием мира (основы естествознания, физики, астрономии на детском уровне) и основ ТРИЗ, которые предполагают развитие творческого воображения, причем каждый предмет в программе сохраняет свою ценность.
Например, на занятиях детям демонстрируется опыт: диск поднимается вверх по наклонной плоскости. По всем законам природы такого не может быть. Как же удалось это сделать? С помощью приемов ТРИЗ дети дают несколько вариантов ответов на заданный вопрос.

Изучение предметов под другим углом зрения
Есть программа по оригами Е.Л. Кабачинской, которая имела художественную направленность. В 2002 году программа стала победителем городского тура конкурса авторских программ.
Автор программы ведет активную работу по оригами, выступает на различных уровнях с докладами об оригами, осуществляет социальные связи с Японским Центром оригами. Сейчас она работает по откорректированной программе, которая имеет уже культурологическую направленность. Все поменялось в программе с изменением концепции программы. Теперь, как и раньше, важно научить детей складывать фигурки из бумаги, но при этом знакомить их с культурой Японии. С помощью такой программы увеличивается эффективность работы с одаренными детьми.

5. Формы и методы контроля
В ДДТ используются различные формы контроля: участие детей в мероприятиях различного уровня (конкурсах, выставках, фестивалях, концертах, праздниках, соревнованиях, турнирах, олимпиадах и др.)
Во время участия детей в данных мероприятиях происходит выход за рамки привычной деятельности, обстановки, повседневного опыта. Обстоятельства требуют от детей напряженного внимания, творческого подхода, волевых усилий. Вот где одаренные дети могут проявить себя, приспособиться к новым требованиям и задачам. А педагог может сделать вывод, насколько развиты способности детей на данный момент и над чем еще следует поработать.
Например, соревнования по оригами, которые проводит педагог Е.Л. Кабачинская, в том числе, и нетрадиционные, с увеличением степени трудности:
• складывание фигурок двумя руками,
• складывание с закрытыми глазами,
• складывание за спиной,
• складывание одной рукой (дети выходят из положения: складывают фигурку вдвоем, причем каждый из пары может складывать только одной рукой),
• складывание, не касаясь бумаги руками (сообразительные дети берут палочки или карандаши и складывают ими фигурки. Возможен и другой вариант: дети складывают фигурки ногами).

Методы контроля:
• Педагогический мониторинг по следующим направлениям: сбор данных о достижениях обучающихся и педагогах по отделам, осуществление наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе проведения занятий и выявление одаренных детей, создание банка данных об одаренных детях.
• Исследование обучающихся, их родителей и педагогов, с помощью которого выявляется, насколько успешной была работа, какие проблемы существуют и что еще требуется для достижения положительного результата.
Так, например, в ДДТ «Современник» проводилось анкетирование обучающихся, их родителей и педагогов. Один из блоков вопросов был направлен на выявление отношения детей к ДДТ «Современник». По данным опроса, практически все дети ответили, что им нравится обучаться в ДДТ «Современник», в том числе нравится и та обстановка, в которой проходят занятия, они чувствуют себя комфортно. Педагоги также высоко оценили психологическую атмосферу внутри учреждения. Кроме того, педагоги и родители считают важными такие показатели как уровень профессионализма педагогов и достижения обучающихся. Эти составляющие также получили высокие оценки в результате опроса. Соответственно, по мнению педагогов и родителей, в учреждении дети получают знания, формируются умения и навыки, которые позволяют им добиться хороших результатов.

Презентация достижений обучающихся
В ДДТ «Современник» используются различные формы представления достижений обучающихся:
• сайт ДДТ;
• ежегодный сборник информационно-методических материалов «Современник»;
• стенды достижений обучающихся с грамотами, дипломами;
• витрины с кубками;
• чествование победителей с вручением детям грамот, дипломов, подарков и др.

Вывод
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что для успешной работы с одаренными детьми необходимо:
• выявить одаренных детей;
• создать максимально благоприятные условия, творческую среду для оптимального развития одаренных детей, включая и способных детей, которые пока еще не проявили свой дар, но есть надежда, что они разовьют свои способности и будут одаренными;
• использовать эффективные формы организации деятельности детей, методы и приемы обучения, которые содействуют развитию одаренности детей;
• предоставить разнообразные возможности для проявления одаренности детей (выдвижение творческих работ для участия их на выставках, участие детей в концертах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, турнирах и т.п.);
• поощрять успехи детей, показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
Важно проводить работу с юными дарованиями в системе, целенаправленно и планомерно.
Главное, чтобы дети на занятиях ощущали радость, удовлетворение, проявляли интерес, творчество, испытывали удовольствие от исполнения песен, танцев, изготовления изделий, выполнения заданий, чтобы они были счастливы.
Не следует забывать и о том, чтобы свои способности дети использовали только на собственное благо, благо близких и общества в целом.


Поделиться:


Назад в раздел