Поиск по сайту

Организация и проведение семейных досуговых программ

Автор: Барсанова Т. А.


Не секрет, что многие взрослые умеют организовать свой отдых без детей, а также есть много мероприятий по организации досуга детей отдельно от взрос­лых. Наиболее ценны и редки те мероприятия, от которых одинаково получают удовольствие как дети, так и взрослые. Лишь тогда, когда семейный досуг будет доставлять удовольствие каждому члену семьи, он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень. Правильно организованный семейный отдых имеет своей целью восстановление и поддержа­ние здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».

1рис.jpgВ статье пойдет речь об организации досуговых программ в отдельно взя­том творческом коллективе. Это Маленький театр больших кукол. Чуть больше года осталось до того, как этот коллектив отметит четверть века своего существо­вания, а пока он планомерно готовится к этому большому празднеству. В театре занимаются и дошкольники, начиная с трех лет, и школьники, и даже взрослые. В Маленьком театре больших кукол такие семейные праздники это основная часть организуемых мероприятий. Называются они по-разному – отдыхательно-развлекательными, эстрадно-игровыми и концертными представлениями. Эти программы – итог работы на занятиях по актерскому мастерству и сценической речи, хореографии и сценическому движению, вокалу и дефиле, театральной и прикладной мастерских. Дети с большой радостью приглашают в зрители не только родителей, но и бабушек с дедушками, братьев с сестрами, соседей, друзей и дальних родственников. Есть еще одна категория зрителя – это те семьи, кото­рые по каким-то причинам не могут посещать занятия, но на праздники приезжать время находят, это наши семьи-поклон­ники. Нередко именно на наших праздни­ках на время «воссоединяются» некото­рые неполные семьи (папы приезжают посмотреть на выступающих детей).

Важным условием, которое обеспечит успешность любого мероприя­тия, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над ним включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;2лБезымянный.jpg

2) определение идеи сценария;

3) отбор информационного и игрового материала, музыкального сопрово­ждения, репертуара, подготовленного детьми на занятиях;

4) компоновку отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария учитываются возраст детей, их интересы, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника. Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например: «Но­вогодние развлечения с при­ключениями», «Как зима с Весной встретились3лБезымянный.jpg», «Коми­ческо-космическая одиссея». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных эстрадных номеров, не соединенных единым содержанием и перемежаются играми, конкурсами и дискотекой. Это программы «Мамы, папы и, конечно мы», «Осенние посиделки», «Новогоднее кафе», «Меж­сезонное ассорти».

Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, поддерживать интерес к происходящему, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности. Немаловажным условием является соблюдение длительности совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранится ощущение полученного удовольствия и останутся радостные воспоминания о проведенном времени. Наши мероприятия длятся от часа до полутора ча­сов. Хотя, был такой концерт, который про­ходил в течение трех часов, но это было ис­ключением и связано с «прогоном» всех но­меров4лБезымянный.jpg, которые тогда везли на Международ­ный конкурс, и связанное с этим множество переодеваний из костюма в костюм. На том мероприятии родители сравнили свой труд с шахтерским, столько ответственности и на­пряжения легло тогда на их плечи.

Игровые досуговые программы – это способ взрослым ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Помня это, организаторы активно вовлекают родителей и в подготовку и в проведение праздников. Родительская подготовка включает в себя помощь в изготовлении и ремонте костюмов, реквизита, деталей оформления, контроль заучивания текстов, иногда помощь в изготовлении афиш и пригласительных билетов. Бывает, что даются задания индивидуального плана, ко­гда отдельный номер гото­вится членами одной или не­скольких семей. Часть роди­телей берет на себя помощь в оформлении зала и сцены. Папы и дедушки делают «мужскую работу» по расста­новке мебели, подвешиванию деталей оформления, а также прибивают, крепят, скручивают все, что требуется.5лБезымянный.jpg

К каждому мероприятию дети и взрослые готовятся 1-2 месяца. С такой частотой планируются и проводятся праздничные программы. Дети и взрослые размещаются за столиками либо семьями – мама, папа и ребенок (дети), либо ближе к сцене «детские» столы и дальше «взрослые». Организация пространства мо­жет быть иной, но не всегда похожей на обычный зрительный зал из-за определенного расположения рядов. Ряды располагаются полукругом или остав­ляется место для «подиумной дорожки». В несколь­ких местах зала и за кулисами висят программки праздника, и ро­дители и дети знают, когда и на какой номер необходимо переодеться. Детские номера тща­тельно готовятся на занятиях, а вот сюрприз мероприятия – выступление взрослых – он де­монстрируется публике без предварительной подготовки. Зрителям очень нравятся6лБезымянный.jpg эти ве­селые экспромты. Дети охотно зовут на сцену родителей, когда ведущий приглашает взрос­лых из зала. В отличие от детей, родители, особенно новые, не всегда охотно выходят к зрителю. Зато, поучаствовав в театральном экс­промте, радостными возвращаются на место, а выступления родителей активно обсуждаются детьми. Особенно запомнился случай, когда один папа после представления подошел к ве­дущей, долго жал руку и произнес: «Спасибо, что вернули меня в детство». Вообще, разного рода благодарные отзывы взрослого зрителя по окончании мероприятия и горящие глаза детей окрыляют и вдохновляют на дальнейшую работу.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь-цзы сказал: «Новорожденные везде7лБезымянный.jpg плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания». Казалось бы, обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов в школе сегодня уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства и юности ребенка за его отдых отвечают именно родители или лица, их заменяющие. Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – первое социальное окружение, в котором ребенок получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, усваивает главные нравственные ценности, с которыми он потом входит в мир. И все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе теряется в дальнейшей жизни. Потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Замечено, что семьи, которые активно проводят свой досуг вместе, более сплоченные и менее конфликтные.


Организация и проведение семейных досуговых программ

Назад в раздел