Поиск по сайту

Автор: Синяева С.А.


Образовательная программа «Образ и мысль» представляет собой описание процесса организации деятельности детей, которым предлагается рассматривать и обсуждать произведения изобразительного искусства разных исторических эпох, созданные разными народами.

На первый взгляд, она может быть отнесена к тем курсам, предметом которых, в той или иной степени, являются произведения искусства. Однако, своеобразие данной программы в том, что она не ставит перед педагогом задачу «изучения» искусства: трансляции «готовых» знаний, предоставления информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания и бытовании художественных произведений и т.п.

В фокусе внимания педагога оказываются глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством. Именно поэтому основная методическая установка курса формулируется как своеобразное напутствие учителям: «Постарайтесь взглянуть на произведение и глазами ребенка...».

Я обычно стою рядом с картиной и говорю: «Мне отсюда плохо видно. Мои глаза – это вы».

Процесс общения с изобразительным искусством это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального – с памятью и воображением; фантазии – со здравым смыслом.

Искусству присущие многогранность произведения; поликультурность (реальная возможность «заглянуть» в иные времена, иные культурные миры), полилогичность (никогда даже самый грамотный и просвещенный зритель в одиночку не сможет воспринять всю глубину произведений искусства, здесь рождается интерес к точкам зрения других, к диалогу как наиболее адекватному способу освоения материала). Все это делает искусство тем пространством, в котором ребенок получает возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.

Поэтому, предметом курса «Образ и мысль» является не искусство, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. Соответственно формулируется и цель программы – создание условий для развития личности ребенка в процессе самоформирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства.

Вместе с тем, в контексте программы «Образ и мысль» изобразительное искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие» для составления «рассказов по картинкам».

Способность искусства властно вовлекать людей в свое «энергетическое поле» дает основание для осознания процесса общения с искусством как универсальной образовательной технологии, воздействующей на личность ребенка, побуждая ее к изменениям, стимулируя глубинные преобразования (развитие чувственной и логической сфер, творческого мышления, воображения и фантазии, толерантности и коллективизма, складывание системы ценностей и убеждений и пр.). На этом фоне учитель выстраивает личностно-ориентированные методики (методики группового взаимодействия, арт-терапевтические методики, методики развития мышления), создавая для каждого ребенка наиболее благоприятные условия развития. Таким образом, программа «Образ и мысль» отвечает на запрос современной школы, находящейся на пути поиска нового личностно-ориентированного содержания и форм образования.

Программа «Образ и мысль» предназначена для работы в дошкольных образовательных учреждениях, начальных классах школы. Опыт преподавания показал, что эта технология прекрасно работает и в 5-6 классах. Программа может рассматриваться как обязательный курс, предмет по выбору, факультатив или кружок.

Полный учебный курс включает годичную программу в дошкольном образовательном учреждении и трехгодичную - в начальной школе.

Программа «Образ и мысль» оснащена учебно-методическим комплексом, включающим описание уроков и методические рекомендации, комплекты слайдов для преподавания курса, материалы и рекомендации для рефлексии педагогического опыта.

Преподавание курса могут осуществлять педагоги, прошедшие специальное обучение.

В процессе проведения занятий используется практическая форма занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования, что недостижимо на обычных предметных уроках в начальной школе.

Основные особенности проведения занятий по технологии «Образ и мысль» заключаются в следующем:

· содержание материала имеет занимательную форму:

- занятие должно быть интересно учителю и ученикам, и родителям;

· развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации:

- я сижу в стороне, близко, мне плохо видно;

- я не понимаю жестов и мимики учеников;

- на вопрос «Что я думаю по этому поводу?» - ответ «Возможно …»;

· совместный характер деятельности:

- я не знаю так же, как и вы; давайте вместе разбираться;

- работа в группах;

· полнота «проживания-переживания»:

- рассказ не только о том, что фактически видно, но и о том, что происходит и почему;

- какие эмоции это вызывает?

· используется активизирующая детей форма соревнования:

- разные группы разное видят;

· осуществляются выходы в другие предметные циклы:

- ….(самый широкий круг ассоциаций);

· занятия организованы в диалоговой форме:

- даже 2 ученика уже ведут дискуссию;

· включены формы, способствующие усилению мотивации:

- сначала объяснить родителям, что это за предмет;

- экскурсии в музей – не просто обзор, а «выездной урок»;

· инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы):

- дети ищут информацию в музеях и в интернете.

На практике занятие проводится следующим образом:

Класс делится на две группы (оптимально от 6 до 12 человек).

Начинается обсуждение первого из предлагаемых произведений искусства.

Учитель задает наводящие вопросы в последовательности, изложенной в методике. Например: «Что мы видим на этой картине?», «Что здесь происходит?» и т.д.

На третьем году обучения вопросы усложняются. Например, «Какими средствами художник добился этого?».

Дети поочередно отвечают, излагая собственную точку зрения.

Если суждение ребенка не очень понятно или не обоснованно, задается вопрос «А что ты здесь увидел такого, что позволяет тебе так думать?»

После каждого завершенного ответа учитель делает перефраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, верно отражающей смысл сказанного.

При этом учитель никогда не оценивает содержание ответов детей ни положительно, ни отрицательно.

За время одного урока дети успевают обсудить две картины.

Программу «Образ и мысль» в целом следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.

Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.

В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.


Поделиться:


Назад в раздел