Поиск по сайту

Использование музейного потенциала на уроках начальной школы (из опыта работы)

Автор: Лебедева Н.Н.


Взаимодействие музея со школой предполагает объединение усилий школы и музея по воспитанию петербуржцев, изучению истории Санкт-Петербурга в музейном и городском пространстве.

Специально разработанные занятия-уроки, занятия-экскурсии, формируют у учащихся не только знания об окружающем мире, истории, культуре, но и расширяют для них образовательное пространство, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу.

Наша школа уже не один год сотрудничает с музеем Истории Санкт-Петербурга – Петропавловская крепость , где центром музейной педагогики совместно со школой разработана программа для младших школьников. Приведем примерную программу для 1 класса.

№ п/п

Разделы

Основное содержание, занятий

1

Вводное занятие

Цели и задачи занятий, основные понятия (город, крепость, музей, история, Санкт-Петербург, Петр I).

2

Что такое музей?

Виды и типы музеев, краткая характеристика Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отличие музейного занятия от школьного урока, экскурсия по экспозиции Инженерного дома Петропавловской крепости.

3.

Основание Петербурга

История основания Петербурга, понятие «столица», археология Петропавловской крепости, экскурсия по экспозиции «Печатня».

4.

«Как начинался Петербург...»

История постройки Петропавловской крепости, закладки первых зданий, каменное строительство на берегах Невы, люди, жившие по берегам реки, экскурсия по экспозиции «Улица времени» - начало 18 века.

5.

«Новый год и Рождество в Петербурге»

История праздников в России, традиции празднования в нашем городе, экскурсия по разделу экспозиции «Улица времени».

6

Как одевались в Петербурге?

История костюма, мода, история костюмов в Санкт-Петербурге, экскурсия по разделу экспозиции «Улица времени».

7

Путешествие с Кляксой

На примере вымышленного сказочного персонажа, прослеживается повседневная жизнь и быт петербуржцев разных эпох (обзор).

8

Петропавловский собор

Понятия «собор», «архитектура», структура Петропавловского собора, экскурсия в Петропавловский собор.

9

Петропавловская крепость - первое фортификационное сооружение города.

Понятия «крепость», «защитные сооружения», «равелин», внутренние построение Петропавловской крепости, экскурсия по Петропавловской крепости.

10

Итоговое занятие

Подведение итогов курса, Оценка качества усвоенных знаний, умений, навыков в форме отчетной выставки творческих работ учащихся.

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к родному городу, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей младшего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с нашими детьми, учитывая их возраст, особенности восприятия, творческую составляющую возможностей предлагаемого материала. Дети нашей школы уже с 1 класса имеют возможность получить первые исторические сведения о Петербурге, быте петербуржцев. Знакомство с музеем начинается с путешествия по «Улице времени», которая находится на территории Инженерного дома. Здесь проходит большинство занятий, содержание и вся система которых ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в данном случае ученика. Постепенно дети проходят все направления музейной практики: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Сначала учащиеся получают первичные сведения о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. В школе на уроках и во внеурочных занятиях закрепляются знания о полученной в музее информации. Дальше на занятиях происходит передача и усвоение дополнительных знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Этому способствует знакомство и изучение предметов-подлинников. Все обучение строится на неформальности и добровольности.

В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса.

Ребенку нетрудно представить себя реально существующим в том времени, с экспонатами которого он работает. Устанавливаются взаимные деловые, дружеские контакты между детьми на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций.

Основной принцип любого направления культурно-образовательной деятельности – предоставление обучающимся возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации, учитывая их психологические, возрастные особенности.

Экспозиции «Улицы времени» позволяют детям окунуться в мир быта, вещей разных периодов жизни нашего города.

Занятия проходят очень интересно, в игровой форме, на доступном маленьким детям уровне, с использованием практических средств.

Как могут перекликаться темы уроков и занятий в музее

Музей

Чтение

Русский язык

Окружающий мир

Изо, труд

«Новый год и Рождество в Петербурге»

Чтение рассказов о праздновании

на Руси Нового

года и Рождества

Поздравительная открытка. Составление мини-сочинений по этой тематике.

Достопримечательности СПб.

Храмы Санкт-Петербурга-экск.

Пряники на елку.

Старинная новогодняя открытка.

Сборка макета Петропавловско

го Собора

«Мастеровые Петербурга»

С.А. Баруздин «Стихи о человеке и его делах», «Сто рассказов из русской истории»

Составление устных рассказов,

мини-сочинений по этой тематике

Труд людей в городе.

Достопримечательности СПб.

В мастерской мастера-гончара.

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

В мастерской художников Гжели

Город мастеров.

«Чему и как учились в Петербурге»

Л.Н. Толстой «Фили­пок»

Д. Погорельский «Черная курица»

Заочное путешествие в старинную петербург

скую школу.

Изготовление абака-старинных счет.

«Что написано пером..»


Уроки каллиграфии.

Беседа «Из истории книги»

Заглавная буква в старинных книгах.

«Как одевались в Петербурге»

Как рубашка в поле выросла

Рассказы об увиденнном в музее. Устные и письменные высказывания на тему»Что нового узнал в музее»


«А сама-то величава, выступает, будто пава...».

Интеграция содержания «музейных» занятий с разными учебными дисциплинами не только способствует повышению качества знаний, но имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания и развития школьников

Готовясь к любому уроку, я стараюсь подобрать такие задания, которые не только бы «работали» на изучаемое правило, но и содержали материал краеведческого характера, материал из истории Санкт-Петербурга. Задания к уроку должны нести большой нравственный и эмоциональный потенциал.
Рассмотрим использование такого материала на уроках русского языка.

Уроки русского языка

Отрывок из урока в 1 классе по теме «Большая буква в именах собственных»

Прочитайте слово Нева". Что это такое? Поставьте ударение.

-Почему написали безударную гласную "е"? (Невский, Невка)

-А что такое "Невский"? (проспект) -От какого слова образовано это слово?

-Почему в этом слове написали букву е? (слова-родственники)

-Прочитайте следующее слово (Санкт-Петербург)

-Что интересного можно рассказать про это слово?

-С какой буквы и как его нужно писать?

Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу и его пригоро­дам.

-Как ой транспорт нам поможет?

В пути мы с вами вспомним, как пишутся названия городов, рек, озер, деревень, улиц, т.е. все географические названия.

Во время этого урока дети повторяют, откуда берет начало Нева, куда она впадает, какие притоки имеет.

Одна из групп детей во время этого путешествия выполняет задание:

Петропавловский собор высокий, а домик Петра…..

Заканчивается урок словами

С тех пор промчалось много лет.

…Хоть прошлого тускнеет след,

Но все ж история жива

И в камне, и в реке;

История живет в словах

Осталась в языке.

Еще один пример урока русского языка (фрагмент интегрированного урока-экскурсии в I классе).

Тема; Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными

"Обобщение изученного по истории города".

Вступление.

Звучит магнитофонная запись "Гимн великому городу Глиэра.

Учитель читает стихи:

Где разливается Нева

На реки, речки-рукава,

Где островки и острова

Толпятся у залива,

Где топь, болотная трава,

Где в дымке моря синева

–Там Петр Великий основал

Столицу всем на диво.

На доске появляется запись:

горо. Санкт-Петербург

-На маршрутных листах запишите название нашего города,

вставьте недостающие буквы.

-Какие буквы вы написали на конце слов?

(Выходят ученики прикрепляют нужную букву).

-Какое правило нужно вспомнить, чтобы написать последнюю букву в этих словах?

Уроки русского языка в 3-4 классах.

При изучении безударных гласных или парных согласных в 3-4 классе предлагаю задание- выбрать их из текста и подобрать проверочное слово.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад- «Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,

И по Разъезжей бродит Достоевский

Разнообразные виды работы можно провести со стихотворениями или выдержками из текста литературных произведений по городской тематике: дать текст с пропущенными орфограммами, предложить найти самостоятельно слова на изучаемое правило, организовать письмо по памяти и др. Но независимо от вида работы, у учителя появляется возможность обратить внимание учеников на красоту родного города, воспетую в стихах, художественных произведениях и познакомить учащихся с авторами этих строк.
На уроках развития речи можно закрепить знания, полученные в музее и провести следующие виды работы:

А)

1. Почитайте текст.

Летний сад восхищает.

В любое время года Летний сад встречает гостей целой кор­зиной цветущих роз. Золотые розы видны со стороны величествен­ной Невы. Восхитительные цветы украшают ворота всемирно извест­ной решетки Летнего сада.

2. Чем восхищает Летний сад своих гостей?

3. Объясните значение слова "восхищает".

4. Чем еще кроме решетки знаменит Летний сад?

5. Выпишите из текста глаголы, укажите их время.

6. От глагола настоящего времени «восхищает» образуйте глаголы
прошедшего и будущего времени.

7.. Разберите по составу слова: известный, чугунный, встретит, воро­тах*

Б)

1. Прочитайте текст

Летний сад пугает.

Со стороны реки Мойки Летний сад украшает ограда. Правда, ей скорее подходит слово "устрашает". Между невысокими стол­биками плотно поставлены прутья. Они напоминают боевые копья. На столбиках – щиты. На щитах – изображение головы сказочного чудовища. Это змееволосая Медуза-Горгона. По древней легенде пронзительный взгляд этого чудовища был способен превратить в камень все живое. Не правда ли "воинственная" ограда?

2. Чем "пугает" Летний сад своих посетителей?

3. Как вы понимаете заглавие текста?

4.Сравните тексты упражнений. Почему такое разное впечатление
производят решетки Летнего сада?

5.Найдите в тексте слова-антонимы и разберите их по составу.
6. В 1-ом предложении подчеркните главные члены, устно укажите

части речи, которыми они выражены.

В)

Рождение города.

I. Прочитайте текст. Вспомните, как на письме обозначаются начало и конец предложения. Выделив главные члены, определите границы каждого предложения и обозначьте их в тексте.

Однажды майским днем по Неве медленно двигалась флотилия небольших шлюпов в одном из них сидел царь Петр Первый он выбирал место на Неве для закладки русской крепости сделать это оказа­лось нелегко, кругом простирались болота и протоки.

Выбор пал на Заячий остров здесь 16 мая 1703 года заложили крепость ее назвали Санкт-Петербург через некоторое время это название перешло на город

По названию построенной здесь церкви Петра и Павла крепость стали называть Петропавловской.

2.Проверьте себя (В этом тексте 10 предложений),

3. Как, по-вашему, нужно озаглавить этот текст? Почему?

4. Расскажите полнее, точнее о фактах, приведенных в этом небольшом
сообщении.

5. Найдите в тексте глаголы, определите их число и выделите в них

приставки.

6.Попробуйте найти в рассказе имена прилагательные, которые

можно разобрать по такой схеме (прилагается схема)

(Если искать внимательнее, то можно найти 2 таких слова).

В 4 классе в курсе «Окружающий мир» учащиеся начинают изучать исторические темы. С этого момента большое место должно отводиться краеведческому материалу. Младшие школьни­ки и подростки познают былое и современность по преимуществу из окру­жающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг, знакомясь с па­мятниками и историческими местами своего края, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников — представи­телей разных поколений. Музейная практика приобретает характер исторического краеведения, где практически на каждом уроке можно сопоставлять материал по истории всей страны с историей нашего города. Дети получают почти перед каждым уроком задание:

-вспомнить, какие музейные экспонаты рассказывают о том или ином событии;

-составить рассказ, подобрать материал на тему о том, что происходило в изучаемое историческое время в нашем городе.

Кроме того целый ряд уроков благодаря музейной практике у нас проходит в музеях нашего любимого города. В это время в Комендантском доме Петропавловской крепости дети изучают тему «Наши предки в далеком прошлом», а в Александро-Невской Лавре экскурсовод рассказывает об Александре Невском, об отпоре крестоносцам и т.д.

Интеграция музейных занятий с уроками изо и труда повышает общую культуры школьников через приобщение их к ценностям музеев города. Из века в век человек выражал в искусстве свое отношение ко всем явлениям жизни. Через прекрасное – представление о добре, красоте поступков; через безобразное – представление о зле. Через искусство родного края происходит передача знаний следующим поколениям, формирование традиций, отношений.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с музеями позволяют заходить на сайты музеев, находящихся далеко от нас. Эти технологии можно применять как форму заочного путешествия по залам музеев мира. При проведении уроков можно сочетать впечатления от непосредственного посещения музея и заочного путешествия в классе с помощью музейной медиатеки для акцентирования внимания на деталях непосредственно нужных при проведении уроков. Этот способ был применен

При проведении интегрированного урока по труду и изо на материале посещения Греческого зала Эрмитажа по теме «Керамика Древней Греции».

Тема: Керамика Древней Греции. 4 класс .

Цели:1. Познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики.

2. Сформировать представление об основных видах древнегреческих

ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру,

искусству, к своему родному городу Санкт-Петербургу.

Задачи:1.Совершенствовать навыки работы с кистью.

2.Совершенствовать приемы построения композиции при выполне-

нии орнамента.

3.Закрепить технические навыки работы с гуашью.

4.Формировать навыки работы с художественными материалами

в технике аппликации.

Оборудование:

Материалы:кисти №2.3, гуаш, шаблоны,повторяющие форму греческого

сосуда; шаблоны,изображающие древнегреческих богов.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики,

иллюстративный материал с изображением чернофигурных

и краснофигурных греческих ваз,видеофильм «Залы

античного искусства Эрмитажа»

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия Сиртаки.

План урока.

1.О.м.

2.Сообщение темы и целей урока – 5 мин.

3.Беседа – 8 мин.

4.Инструктаж – 5 мин.

5.Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

6.Подведение итогов – 4 мин.

- Взгляните на экран, ребята.

Неправда ли, печальная картина? Вот, что осталось от некогда цветущего

древнего города.

-Представьте, что вы археологи и ведете раскопки этих древних руин,Вам

удалось обнаружить глиняные расписные обломки.

-А что могли делать из глины в древности? (сосуды)

-Попробуйте собрать сосуды из обломков. Составьте пазлы.

Что у вас получилось? (Вазы)

( получившиеся вазы крепятся на магнитную доску)

Звучит «Сиртаки»

-Прозвучала национальная мелодия какой страны?( Греции)

Какой город является ее столицей? (Афины)

Тема нашего урока: «Керамика Греции»

-Именно в Древней Греции зародилось и было широко развито искусство изготовления керамической посуды.

Предместье Афин, где жили гончары, так и называлось Керамик, что в переводе с греческого – глина, а отсюда слово «керамика» - это изделие из обожженной глины. Изделия гончаров очень ценились, их уважали не меньше, чем скульпторов.

Уч.ИЗО. Самые первые вазы украшались геометрическим орнаментом,

Более поздние – растительным орнаментом.

-Посмотрите на рисунки, вывешенные на доске. Вы рисовали орнаменты на уроке изобразительного искусства.

Какие это орнаменты? ( меандр геометрический, растительный)

Что они обозначают? (солнце, фигурки, растения)

-С помощью геометрического рисунка древние греки рассказывали о красоте

окружающего мира,что все в нем подчинено определенным законам: «день

сменяется ночью,одно время года другим,морские волны то накатывают на берег,то убегают»

С развитием торговли пришел «торговый стиль».Видимо, древним грекам очень нравились восточные ковры,поэтому они стали делать росписи,

похожие на них.(показывая на первую вазу на доске). Среди животных реальных и выдуманных можно увидеть цветы.Все свободные места заполнены точечками и, конечно, же использован так любимый греками орнамент меандр.

Ох, уж эти греки! Они во всем следовали закону функциональности.Они

Считали, что предмет должен быть красив и удобен.Форма каждого сосуда

Строго соответствовала его назначению.

У магнитной доски:

Вот у этого сосуда узкое горлышко.

Что в нем удобно хранить? (зерно)

Это АМФОРА.

А этот сосуд с широким горлом – КРАТЕР.

В нем смешивали вино с водой.

А это – ПСИКТЕР. В нем охлаждали жидкость.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи.

Посмотрите на цвет фигур на этих двух вазах ( красные и черные)

Сначала появились вазы с чернофигурной росписью, а с развитием мастерства гончаров-керамистов – краснофигурные вазы.

Имена лучших мастеров вошли в историю Греции.

Видеофильм (фрагмент) «Залы античного искусства»

(чтение стихов)

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!», - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули , скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики-вазы,

И каждая ваза – с рисунком рассказом!

Практическая работа.

Уч.ИЗО.Вы уже представили себя археологами и собрали вазы из черепков.

А сейчас попробуем превратиться в мастеров.

У каждого из вас шаблон, повторяющий силуэт амфоры.

Вы должны украсить изделие росписью орнамента.

Определите вид орнамента. Фотографии на ваших столах помогут вам выбрать орнамент.

Вспомним последовательность изготовления. (1- полоса,2 – узор, он может быть непрерывным или прерываться)

У вас на партах фигурки ваз коричневого цвета.

Каким цветом в этом случае выполняются орнаменты? (черным)

Выберите узор и сделайте один орнамент в верхней части сосуда.

В чернофигурных и краснофигурных вазах в центре изображение человека.

Рассмотрите фотографии с изображением греческих ваз.

На многих из них сюжеты из мифов, т.е. рассказы из жизни богов.Они ссорятся,ревнуют, мстят.

Практическая работа.

Уч.ИЗО.Переходим ко второй части практической работы.

У вас на партах шаблоны, изображающие древнегреческих богов.

Необходимо наклеить их на шаблоны ваз.

Вспомним правила работы с клеем:

1.Работаем на подкладном листе.

2.Клей не подносим к лицу.

3.Не направляем руку с клеем на учащихся.

4.Закрываем клей сразу после работы.

Возьмите клей-карандаш.

Нанесите клей на обратную сторону фигурки от центра к краям.

Наклеиваем в центр вазы.

Проглаживаем тряпочкой также от центра к краям.

Итог урока.

Мы живем с вами в чудесном городе, который давно стал городом –музеем

«под серым небом над Невой» В его зданиях и архитектурном убранстве

Встречаются отголоски искусства Древней Греции.

Докажите мне это своими изделиями.

(Выходят дети)

-У меня на вазе морские нимфы, несущие сферу.Их можно увидеть у арки Адмиралтейства.

-У меня Прометей – у кинотеатра «Прометей» на пр.Просвещения.

-У меня Афина. Ее можно увидеть на аттике здания Публичной библиотеки.

-А это Гигиея – фонтан у Военно-Медицинской Академии.


Список литературы

1.Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

2. Мандебура Е. П. Музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

3. Морозова И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

4. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

4.Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности.


Поделиться:


Назад в раздел