Поиск по сайту

Формирование готовности педагогов к организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России

Автор: Гринкевич Я.В.


Изучение вопросов воспитания и развития личности посредством ее приобщения к культурным традициям России в современном полинациональном обществе является особенно актуальным.

Культурное развитие осуществляется в процессе освоения индивидом культурных традиций общества. Культурные традиции – это выраженный в социально- организованных стереотипах групповой культурный опыт, который аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Таким образом, культурные традиции представляют собой систему культурных ценностей.

В дошкольном возрасте идет активный процесс освоения культурных ценностей, причем он осуществляется в направлении от национальной к мировой культуре. Отечественные психологи утверждают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом освоения ребенком культуры. Понятие «культура» имеет значение синтеза материальных и духовных ценностей человеческого общества. В старшем дошкольном возрасте освоение ребенком культуры приобретает смысловой характер, благодаря заметному скачку в развитии всех психических процессов и сфер личности. (Л.И. Божович, Л.С.Выгодский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Приобщение к культуре осуществляется с помощью разных средств. Основными из них являются ознакомление детей с природой и искусством. Многие ученые (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Е.И. Тихеева, Н.Ф. Корф и др.) справедливо считали природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Голос родной природы для К.Д. Ушинского полон мыслями и чувствами, полон поэзии, которая способна воспитать душу ребенка в любви к Родине. Учеными было так же доказано, что в старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные предпосылки для освоения детьми живописи и литературы как части культуры.

Эффективность приобщения детей к культуре зависит, прежде всего, от форм работы. В настоящее время существует необходимость в поиске такой формы работы, которая с одной стороны была бы адекватна уровню развития старшего дошкольника и соответствовала бы его интересу, а с другой – имела бы воспитательно-образовательное значение в его духовно-нравственном развитии. Такой формой работы является литературный вечер, основанный на принципах соответствия психологическим особенностям старшего дошкольника.

Литературный вечер – одна из культурных традиций России. В основе этого предположения лежит возможность рассмотрения организации литературного вечера через характеристику особенностей культурных традиций. Этот аспект еще не рассматривался в дошкольной педагогике.

Применительно к старшему дошкольному возрасту проблема использования литературных вечеров не нова, но является на сегодняшний день мало эффективной, поскольку литературные вечера не складываются в целостную систему; не учитывается реальная возможность когнитивного развития детей, а также их активной деятельности. Отсюда, возникает необходимость поиска оптимальных условий организации литературных вечеров.

Опытом многолетней работы было показано, что литературный вечер будет являться наиболее эффективной формой работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России при соблюдении следующих условий:

· Формирование готовности педагогов к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России;

· Педагогическая работа должна быть направлена на обогащение эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка;

· Литературный вечер должен рассматриваться как эмоционально значимый для детей и взрослых (педагогов, родителей) итог работы по ознакомлению детей с элементами культуры.

Длявыявления готовности педагогов к осуществлению работы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России в процессе организации литературных вечеров, использовались следующие методы: анкетирования, беседы, наблюдения и анализа планов работы педагогов.

Результаты показали, что воспитатели имеют общие знания о русской культуре и представления о специфике литературного вечера, однако не умеют осуществлять взаимодействие с другими педагогами, планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами культуры и литературные вечера как итог этой работы, учитывающий интересы и желания детей.

Таким образом, было обнаружено различие между вербальным и реальным отношением педагогов к организуемой работе. В целом, это обусловило низкий уровень готовности педагогов.

Обобщенные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

· Дети проявляют интерес к форме литературного вечера, однако его организация дошкольников не устраивает.

· Педагоги понимают значимость литературного вечера в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России, однако в реалии организуют работу не эффективно.

При этом средний уровень знаний детей и наличие отрицательных моментов в отношении к организации литературного вечера связаны с неумением педагогов организовывать работу по приобщению детей к культурным традициям страны, что еще раз подтверждает, что эффективность приобщения детей к культурным традициям России напрямую зависит от готовности педагогов к осуществлению данной работы.

Отсюда возникла необходимость в оказании методической помощи педагогам, способной повысить уровень их готовности в единстве 3 компонентов: эмоциональном, когнитивном и деятельном.

Методическая помощь оказывалась в двух направлениях, первое из которых было посвящено развитию когнитивного компонента готовности; второе – деятельного. Эмоциональный компонент совершенствовался в рамках двух направлений.

Для начала требовалось уточнить и систематизировать знания педагогов о культуре России и специфике литературного вечера как формы итога по ознакомлению старших дошкольников с элементами культуры.

Были определены следующие задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов о русской культуре и культурных традициях России.

2. Уточнить знания воспитателей о возрастных психологических особенностях старших дошкольников и их познавательных потребностях.

3. Перестроить отношение педагогов к литературному вечеру как к эмоционально значимому для детей и взрослых итогу работы по ознакомлению старших дошкольников с элементами русской культуры.

В соответствии с поставленными задачами было проведено 3 теоретических семинара, условно объединенных названием «Ребенок в мире культуры. Философский, культурологический, психологический и педагогический аспект проблемы».

Для того чтобы воспитатели могли активно участвовать в семинарах, им было дано время на ознакомление с литературой по темам каждого семинара и время на подготовку к обсуждению этих вопросов. Первый семинар был посвящен культурологическому аспекту проблемы (на нем обсуждались понятия: «культура», «традиции», «культурные традиции»; влияние культуры на становление личности), второй – психологическому аспекту (особенности психического развития, особенности восприятия культуры старшим дошкольником), третий – педагогическому (возможные средства и формы работы по приобщению детей к русской культуре, литературный вечер как эффективное средство в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России).

Результатом явилось повышение уровня готовности педагогов в приобщении детей к культурным традициям России в когнитивном плане: углубились и систематизировались знания воспитателей о русской культуре, о психологических особенностях старших дошкольников. Педагоги стали субъектами познания: поняли необходимость самообразования, научились дискуссировать и аргументировать свою точку зрения; сплотились в творческие группы, активно предлагали эффективные формы работы. Как результатом повышения когнитивного уровня готовности педагогов явилось изменение их отношения к литературному вечеру как к итоговой и лично значимой форме работы.

Обосновывая значение второго направления методической работы, необходимо отметить, что приобщение старших дошкольников к культурным традициям России требует умения педагогов планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры в процессе организации литературного вечера.

Поэтому нашей целью было развитие умений педагогов планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры в процессе организации литературного вечера.

Задачи:

1. Совершенствовать умение педагогов анализировать и производить отбор содержания, методов, форм и средств по ознакомлению детей с элементами русской культуры.

2. Развивать умение планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры.

3. Способствовать становлению умений педагогов организовывать литературный вечер как эмоционально значимый для детей и взрослых итог работы по ознакомлению детей с элементами русской культуры.

В соответствии с поставленными задачами были проведены: 3 семинара-практикума, посвященные культурологическому, психологическому и педагогическому аспектам проблемы, деловая игра «Знания о русской культуре – детям» и защита собственного проекта работы с детьми.

Предварительная подготовка педагогов к семинарам-практикумам заключалась в самоанализе работы по ознакомлению детей с элементами русской культуры и организации литературных вечеров. Качественная характеристика самоанализа была направлена на развитие умений видеть проблемы и их причины; предполагать пути их решения. Самоанализ проводился по следующим вопросам:

1. Ведется ли работа по ознакомлению детей с элементами русской культуры?

2. Соответствует ли содержание этой работы познавательным интересам детей?

3. Производится ли отбор средств, методов и форм работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями старших дошкольников?

4. Являются ли организуемые литературные вечера средствами приобщения дошкольников к культурным традициям России?

5. В чем причины того, что литературные вечера на сегодняшний день являются малоэффективной формой работы в приобщении детей к культурным традициям России?

6. Каким образом следует организовать педагогическую работу, чтобы литературные вечера являлись эффективным средством приобщения старших дошкольников к культурным традициям России?

Целью первого семинара-практикума было: развитие умений педагогов адаптировать культурологические знания для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе данного семинара-практикума были выслушаны выступления воспитателей по двум первым вопросам самоанализа и выделены причины возникающих проблем (нехватка пособий и наглядного материала, отсутствие поддержки родителей и коллег, отсутствие интереса детей и др.).

Практическим заданием на семинаре являлась выработка принципов для отбора содержания работы по ознакомлению детей с элементами культуры. Педагогами были выработаны следующие принципы: соответствие познавательному интересу детей, научности, доступности, содержательности…

В завершении семинара-практикума педагогам было дано домашнее задание: с позиций выработанных принципов отобрать содержание для работы, при выполнении которого педагоги разделились на 3 подгруппы:

· Первая подгруппа осуществляла отбор содержания работы по ознакомлению старших дошкольников с эпохой Руси.

· Вторая подгруппа отбирала содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с пушкинской эпохой.

· Третья подгруппа осуществляла отбор содержания для работы по ознакомлению детей с современной эпохой.

Целью второго семинара-практикума являлось: развитие умений педагогов осуществлять отбор методов, средств и форм работы в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников. В ходе второго семинара-практикума педагогами был освоен третий вопрос самоанализа. Главным образом, данный семинар-практикум способствовал изменению отношения педагогов к проблеме отбора средств, форм и методов работы, оптимальных для приобщения детей к культуре России, а так же способствовал развитию умений педагогов производить их отбор в соответствии с возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников.

Третий семинар-практикум имел целью: сформировать умение педагогов планировать работу по ознакомлению детей с элементами культуры. В ходе данного семинара-практикума воспитателями были освещены 4, 5 и 6 вопросы самоанализа педагогической работы. Как показал самоанализ, воспитатели не знают вариантов современного планирования работы. Это потребовало ознакомления воспитателей со спецификой таких форм как: перспективно-тематический план; план-картотека; выборочное перспективное планирование. При обсуждении проблемного вопроса о том, с кем должен осуществлять взаимодействие педагог при реализации плана работы, педагогами была осознана необходимость тесного сотрудничества как друг с другом, так и с родителями для достижения единых целей развития и образования детей.

Деловая игра «Знание о русской культуре – детям» проводилась с целью развить умение педагогов реализовывать отдельные методы и приемы на практике. Итогом деловой игры явилось увлеченность педагогов данной проблемой, их раскрепощенность, которая проявилась в виде творческого подхода к заданиям, что в лучшей мере способствовало обобщению знаний и применению их на практическом уровне.

Подведением итога работы с педагогами послужила защита воспитателями проекта работы. На основе ранее отобранного содержания, форм, средств и методов работы, форм планирования, педагоги подготовили проект работы с детьми. Проект был представлен:

· Содержанием и формой планирования работы с детьми на 3 месяца (цель, задачи, средства, формы и методы);

· Планированием работы с родителями и другими педагогами;

· Конспектами занятий и формой итогового литературного вечера.

Данный проект был мною доработан и будет представлен в следующей статье, касающейся непосредственно практической части данной проблемы.

Таким образом, итогом работы с педагогами является повышение уровня готовности в единстве 3 компонентов: когнитивного – обобщение и систематизация знаний педагогов, деятельного – перевод их знаний на практический уровень и накопление ими умений осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм работы; осуществлять планирование и проектирование дальнейшей работы; взаимодействовать с коллегами и родителями; эмоционального – изменение отношения педагогов к литературному вечерукак к итогу работы по ознакомлению детей с элементами культуры и отношения к работе, которое проявилось в субъектности позиции.

Анализ результатов методической работы по формированию готовности педагогов в организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России показал качественный скачок в развитии знаний, умений и отношений педагогов. Таким образом, большинство педагогов перешли на более высокий уровень готовности к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России в единстве 3 компонентов: когнитивном, деятельном, эмоциональном. Это свидетельствует об эффективности подготовки педагогов к осуществлению данной работы.

В заключение проделанной работы были сделаны следующие выводы:

Литературный вечер действительно является эффективной формой работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России при соблюдении выделенных условий:

- готовности педагогов к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России. При этом в понятие «готовность» входят 3 компонента: эмоциональный, когнитивный, деятельный;

- педагогическая работа по ознакомлению детей с элементами культуры должна

быть направлена на обогащение эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер

личности ребенка;

- литературный вечер должен рассматриваться как эмоционально значимый для детей и взрослых (педагогов и родителей) итог работы по ознакомлению старших дошкольников с элементами русской культуры.

В целом, проведенная работа позволила определить перспективы дальнейшего изучения данной проблемы:

- одной из которых является создание парциальной программы приобщения детей к культурным традициям России;

- второй – методика разработки идеи о необходимости использования синтеза искусств как современной технологии в приобщении детей к культурным традициям России.

Библиография:

1. Аникин В.П. Русский фольклор., М.,1987.

2. Белов В.П., Лад.,М.,1983.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности./под ред. Д.И.Фильштейн. М.,1995.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ под ред. А.М. Виноградовой. М., 1989.

5. Гриценко З., Ребенок и книга.// Дошкольное воспитание.2000. №3

6. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура-философия-искусство. М.,1988.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб, 19998.

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

9. Кононенко А.И., Удалова Е.Д. Литературно-тематические вечера в школе. Киев, 1966.

10. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии.- 1977. №2-С.29-39.

11. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

12. Культурология./ под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность., М.,1989.

14. Петропавловская Н.Д. Литературные вечера в школе., М., 1962.

15. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.// Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. М.,1982.

16. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.,1997.

17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии.1971.-№4.

18. Национальный характер как основа объективации жизненных ценностей русской национально-духовной культуры. Моисеева Н.А., Вопросы культурологии №5// 2011.

Ссылки на сайты:

1. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотикаhttp://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm

2. КИБЕРСТОЛhttp://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/about.html

3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. РУhttp://www.tolerance.ru/p-news.shtmll

4. Этнопсихологияhttp://ethnopsyhology.narod.ru/

5. Журнал "Личность и культура"http://www.lko.ru/jur_abaut0.htm

6. Демография Россииhttp://demography.narod.ru/

7. Подписка по культуре и фольклоруhttp://subscribe.ru/catalog/culture/world

8. Этнография народов Россииhttp://www.ethnos.nw.ru




Формирование готовности педагогов к организации  литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников  к культурным традициям России

Назад в раздел