Поиск по сайту

Социальная гостиная в школе

Автор: Иванова Т.С.


В одном из живописных мест Санкт-Петербурга, по холмистой местности, красиво расположился поселок Парголово. Здесь находится школа №474. В 2013 году исполнится 150 лет со дня основания Парголовской школы, сначала Церковно-приходской, затем 2-ой Парголовской и с 1956 года вновь построенному зданию был присвоен номер 474. Школа богата своими традициями, своей героической историей. В каждой семье хранятся теплые воспоминания о школе своей поры.

За последнее время в стране произошли экономические изменения, в результате которых значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Это привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Родители в таких семьях не всегда обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, так как вынуждены на работе проводить больше времени и готовить детей к учебной деятельности нет возможности. Бывают семьи, где дети переживают различного рода насилие со стороны родителей и опекунов. Нередко это приводит к тому, что дети бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными. Без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их проблемы, даже острые, зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Все это способствует к тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей.
Для того чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться к учебе и находились под присмотром взрослых, которые могут помочь им, требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, позитивное отношение со стороны учителей и администрации, и целенаправленные занятия с ними.

В начале 2011 года на базе школы было открыто Отделение дневного пребывания несовершеннолетних №2 СПб БГУ “Центр семьи Выборгского района”.

Социальная гостиная – это специальным образом оборудованное помещение в школе, куда дети могут приходить после уроков, общаться со сверстниками и со специалистами, играть. Посещение ребенком социальной гостиной позволяет ему находиться в школе полный день, получать необходимую педагогическую, психологическую и социальную помощь.

Основными целями и задачами ОНП несовершеннолетних являются:

· Социальная реабилитация и организация работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в условиях полустационара.

· Работа с членами семей несовершеннолетних, стоящих на обслуживании в отделении, по нормализации детско-родительских отношений.

· Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке.

· Организация детского досуга в свободное от учебы время.

· Консультации психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе.

· 3-х разовое питание.

Основной формой работы с несовершеннолетними является сопровождение, которое включает в себя контроль посещения школы, организацию досуга в свободное от учебы время, включение несовершеннолетних в различные виды деятельности: трудовую, игровую, спортивную, творческую и т.д., проведение мероприятий по формированию у детей социальных навыков. Приоритетным направлением является трудоустройство несовершеннолетних от 14 до 18 лет в летний период.

А работают в нашей социальной гостиной замечательные специалисты, добрые, отзывчивые Шульгина Дорина Викторовна и Кондратюк Ксения Николаевна. Несмотря на то, что на сопровождении находятся 10 человек, еще приходят и те дети, у которых неладно дома или просто нет условий для того, чтобы сделать уроки, может жилищные условия плохие, может дома еще куча младших детей, за которыми нужен уход, а может взрослые дебоширят или равнодушны, и домой идти просто не хочется. В помещении социальной гостиной находится велотренажер, теннисный стол, настольный футбол множество разноплановых настольных игр. Здесь лепят из пластилина, соленого теста, рисуют, разукрашивают, складывают оригами, делают поделки из природного материала. Поражает фантазия и мастерство Ксении Николаевны и Дорины Викторовны. В отдельном кабинете находится психолог Гадалова Мария Федоровна. Здесь оказывается психологическая поддержка всем – и обучающимся, и семьям. Очень радует то, что приходят сюда и дети-мигранты. Многие семьи таких детей дома не общаются по-русски, а здесь находясь в кругу ровесников, дети-инофоны приобретают социальные навыки, меньше чувствуют социальную изоляцию, легче адаптируются к новым условиям и с другой стороны – повышается уровень толерантности среди обучающихся школы.

с1.jpgс2.jpg

С 2009 года на базе школы работает филиал №5 Центральной библиотеки Выборгского района.

Тесное творческое сотрудничество работников социальной гостиной с директором филиала №5 ЦБС Выборгского района Лукмановой Ириной Яковлевной – высокопрофессиональные познавательные мероприятия.

Ко Дню матери был проведен праздник «Моя мама – одна такая», на который пришло более 40 человек. На празднике ведущие и дети декламировали стихотворения, ставили сценки, читали монологи, пели песни для мам и бабушек. Было проведено множество веселых конкурсов, в которых были задействованы и дети и взрослые. Все присутствующие получили подарки и призы. Мамы благодарили со слезами на глазах. А это главный показатель, что праздник удался, ведь он был посвящен именно мамам.

дм1.jpg

дм2.jpg


Тематическая встреча "Праздник Топтыжки" - ( 85 лет книжке "Винни-Пух и Все, Все, Все А. Милн Популяризация книги и чтения )

1. Вступительное слово - "История создания книги" - (герои и их прототипы)

2. Основная часть - "Русский Винни-Пух"

а) Перевод Б. Заходера и мультфильм Хитрука - (различия диснеевского и советского мультфильмов)

б) Интерактивная игра "Приключения Винни"

в) Интерактивный тест "Хорошо ли ты прочитал книгу?"

г) Разгадывание кроссворда

д) Подвижные конкурсы "Покорми медвежонка медом" и "Воздушный шарик ИА"

3. Заключительная часть: Подведение конкурса рисунков "Веселый озорник" и награждение всех, всех, всех

в1.jpgЛукманова Ирина Яковлевна проводит мероприятие: «Праздник Топтыжки»

иб1.jpg

Игровая беседа": Дедушка-сказочник Чуковский" - (мероприятие к юбилею произведений Чуковского К. И. КЗД)

Мероприятие посетило человек более 30 человек.

Дети познакомились с биографией К.Чуковского. «Путь к детям», посмотрели презентацию: "Сказки Корнея Чуковского", приняли участие в викторине «Вспомни сказку», и в конкурсе «Кто есть кто ?», подумали разгадывая головоломку «Расшифруйте имена сказочных героев»,

и кроссворд "И чашки ушли, и стаканы. Остались одни…".

"Льюис Кэрролл и фантазии Алисы" – эту тематическую встречу (к юбилею книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" КЗД) посетило более 35 человек.

Ирина Яковлевна рассказала об авторе: - "Писатель, математик, логик Чарлз Доджсон (Льюис Кэрролл)", историю создания "АЛИСЫ". Дети поиграли в игру слов - "Кошка в мышку, мышка в мошку", посмотрели презентацию: "Иллюзия и реальность ", участвовали в викторине "Знаешь ли ты Страну Чудес?"", в конкурсе: "Улыбка Чеширского кота", в соревновании: «Безумное чаепитие», в проведении фокусов: "Доверяй, но проверяй".

Все новое всегда настораживает и пугает. Мы долго думали, прежде чем открыть социальную гостиную, а теперь мы не представляем, как мы без нее обходились. Опыт показывает, что школа играет особую роль для жизни детей и особенно для тех, кто оказался в социально-опасном положении. Если при плохо заботящихся родителях детям все-таки удается удерживаться в школе, получить помощь и поддержку учителей, то вне зависимости от успеваемости жизнь ребенка становится более структурированной. Так или иначе, у детей, которые посещают школу, формируются навыки регулярной продуктивной деятельности и нормального взаимодействия со сверстниками - то, что, прежде всего, нарушается у детей из неблагополучных семей.

Если ребенок удерживается в школе, пусть плохо, но учится, посещает занятия, а тем более если он учится успешно, то риск его ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается, у него есть шанс получить профессию, впоследствии начать жить самостоятельно от родителей и в дальнейшем быть успешным.
Мы надеемся, что результатом внедрения данного проекта станет снижение уровня риска для жизни ребенка; укрепление его здоровья как психического, физического и нравственно-духовного; повышение успеваемости учебной деятельности детей; возможность жизненного самоопределения с помощью успешной адаптации и социализации.


Поделиться:


Назад в раздел