Поиск по сайту

Расширение образовательного пространства школы как средство социализации учащихся

Автор: Беткова О.И., Парфенова Т.А.,


Что такое образование?

Как правило, под этим понятием понимают специально организованный процесс обучения, воспитания и развития, происходящий в учреждении или под руководством педагогов самими учащимися. Но как часто выпускники, окончившие школу как отличники и хорошисты, не находят себя во взрослой самостоятельной жизни, тогда как «троечники» прекрасно проявляют себя в разных сферах деятельности. Следует уточнить, что мы имеем в виду не криминальные структуры, а самые разнообразные сферы учебной и трудовой деятельности. Значит, наши выпускники с пятерками и четверками в аттестате не получили каких-то существенных компетентностей, которые помогли бы им во взрослой жизни. Поэтому социализация учащихся на основе освоения учениками и духовно-нравственных ценностей, развития их коммуникативной культуры и освоения различных областей жизни уже в школьном возрасте остается одной из важнейших задач школы.

Изучение интересов и запросов школьников на протяжении последних 10 лет четко выявляют достаточно интересную и внешне противоречивую тенденцию усиления прагматических подходов к образованию и в то же время – интереса старшеклассников к гуманитарному знанию, расширение их круга интересов и спектра будущих профессиональных выборов. Традиционная методика определения направлений профессионального выбора (Человек – природа, человек – человек, человек – знаковая система, человек – техника, человек – художественный образ, по Климову) уже, как правило, не работает, показывая практически равные предпочтения учащихся в двух – четырех областях деятельности. Так как же тогда правильно выбрать профессиональный путь выпускнику школы?

Существенную помощь педагогам в решении проблем социализации учащихся и их профессионального самоопределения окажет наш удивительный город – Санкт-Петербург. Он помогает, но и обязывает сохранять и развивать петербургский уровень культуры, быть достойными высокого звания – петербуржцы. И какую бы сферу деятельности не выбрали наши выпускники, они должны быть петербуржцами в самом высоком смысле этого слова.

Поэтому нам представляется важным создание открытого образовательного пространства школы, обеспечивающего учащимся возможность вхождения в петербургскую культуру и оптимально полной их социализации. А для этого школа должна иметь широкий круг социальных партнеров и инициативных, любящих и знающих наш Санкт-Петербург педагогов.

ГБОУ школа № 97 на протяжении многих лет имеет ярко выраженное направление работы: экологическое, а в последние годы – и образование для устойчивого развития. Основной закон экологии, сформулированный Барри Коммонером, гласит: «Все связано со всем». Так и школа, как своеобразная «экосистема», будет устойчиво развиваться, когда внутри нее будет создано разнообразное образовательное пространство, и она будет успешно сотрудничать с окружающими ее социальными институтами (образовательными учреждениями, учреждениями культуры и здравоохранения, органами местного самоуправления, общественными организациями и др.).

Рассмотрим только внешние связи нашей школы, «работающие» на развитие социальных компетентностей школьников. Под социальными компетентностями мы понимаем интегративные по своей природе образовательные результаты, освященные нравственными нормами знания, умения, ценностные ориентации, приобретенный опыт решения личных и общественно значимых проблем, опыт построения позитивных и конструктивных взаимоотношений с людьми.

Трудно выделить самых значимых партнеров для социализации школьников. Здесь действует принцип «дополнительности». Осваивая мир, дети стремятся узнать новое, и чем больше им предлагается новых встреч, взаимодействий, тем ярче их жизнь, полнее происходит их социализация.

Отметим несколько линий, характерных для развития образовательного пространства нашей школы.

Расширяя образовательное пространство школы, мы, конечно, уже с первого класса вводим детей в мир природы. Парк «Сосновка», который расположен недалеко от школы, - замечательный объект для проведения экскурсий, исследований, выполнения проектов. Азы экологической культуры, ребята получают, облагораживая пришкольную территорию, исследуя экологическое состояние парка, участвуя в акциях Детского экологического центра (ДЭЦ) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ДДТЮ Выборгского района.

Мы живем в районе Петербурга, который ранее носил название «Лесное». Наиболее продуктивно изучение природы и культуры нашего ближайшего окружения происходит во время образовательных путешествий детей в рамках курса «История и культура Санкт-Петербурга». На педагогическом языке это называется «раскрытие субрегионального компонента содержания образования». Но для детей – это путешествие в прошлое (а иногда – и в будущее) своих родных домов и улиц, видение современных проблем своего ближайшего окружения, посильное участие в их разрешении – погружение в культуру района, жизнь активного гражданина и …, конечно, все та же социализация.

Еще одна линия, характерная для нашей школы – забота о здоровье детей. И здесь недостаточно уроков биологии и классных часов. Только активная жизненная позиция школьников поможет сформировать твердые убеждения в необходимости здорового образа жизни, внести посильный вклад в сохранение своего здоровья и своих близких. Мы принимаем всегда активное участие в городских и районных акциях по здоровьесбережению. Дом детского творчества «Олимп» присудил нашим учащимся первое место в конкурсе молодежных агитбригад «Альтернатива» в рамках общественного молодежного движения «Наше будущее – в наших руках»; удачно мы выступили в районной профилактической антинаркотической игре «Думай о будущем», на эколого-валеологическом форуме «Мы – здоровье планеты», в соревновании классов, свободных от курения, участвовали в городском конкурсе «Мир без наркотиков», в волонтерском движении. Еще одна грань этого направления – обеспечение безопасности жизнедеятельности детей. Городские конкурсы «Дорога и Мы», «Безопасное колесо», «Безопасность глазами детей» способствуют сплочению детей и осознанию ценности жизни, формируют транспортную культуру школьников. Конкурс-смотр «Пожарный дозор» также способствует безопасности жизнедеятельности. Принимаем также участие в конкурсах, организованных Администрацией Выборгского района и муниципальным советом МО «Светлановское»: «Испытай себя», «Парголовская лыжня», «Мама, папа, я – спортивная семья» и других.

Приобщению к петербургской культуре способствуют и посещение достопримечательностей района, музеев и театров города. Несколько раз в году под руководством О.И. Бетковой и Е.Ю. Лавровой наши ученики посещают музеи Санкт-Петербурга: Эрмитаж, Русский музей, Музей Этнографии, один из старейших храмов города – Сампсониевский собор… Но и в нашем и сопредельных районах есть учреждения, которые являются памятниками культуры и, более того, формируют современный облик Санкт-Петербурга, развивают науку мирового уровня. Это Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет, Лесотехническая академия, Военно-медицинская академия. В эти храмы науки наши ученики приходят на занятия по петербурговедению, и высокие своды аудиторий пробуждают школьников к высоким мыслям, и, может быть, выбору дальнейшего профессионального пути.

Кстати, наши ученики неоднократно были победителями краеведческих олимпиад, районных конкурсов «Архитектурная азбука Выборгской стороны», «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Адреса», «Моя Выборгская сторона», «Мой район, мой город, моя страна», «Экологические контрасты Выборгской стороны», «Лесное и лесновцы» «Знаменитые лесновцы», «Лесное: история и современность» имеются публикации педагогов и учащихся.

Однако для того, чтобы быть истинными патриотами своего города, одних знаний явно недостаточно. Учащиеся участвуют в акциях, организованных Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных: «Дни добровольного служения городу», «Зеленый пояс Славы», «Экощит», МО «Светлановское» - смотр «Чистые столбы», в экологической акции «Люди – птицам».

Социально активную позицию нашим школьникам помогает занимать и ДЭЦ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Интерактивные формы занятий не позволяют оставаться равнодушными, побуждают занять свою позицию при решении проблемных и ситуационных задач, а организуемые ими акции всегда имеют социальную направленность. Участие и, особенно, победы в конкурсах ДЭЦ позволяют детям увидеть своих сверстников, скорректировать собственную самооценку, получить опыт соревнования, понять роль коллектива в достижении общей цели.

Наши ученики принимают участие в организованных ДЭЦ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» конкурсе «Участие молодежи в принятии экологических решений: Сделаем город лучше» и в проекте «Город и молодежь: в ракурсе будущего». Особый интерес у учащихся вызывают международные российско-финские проекты «Просвещение молодежи в рамках работы Российско-европейского центра инновационных технологий в сфере водных ресурсов», «Вода, Россия, Финляндия – взгляд молодежи», российско-британский проект «Климатическая переменка». Эти акции, как и международный проект «Мегаполис: взгляд в будущее», международный конкурс школьных экологических газет, позволяют очно (или заочно) общаться со своими сверстниками из зарубежных стран, лучше познавать свою страну и самих себя. Городская акция «Будущее Балтики в наших руках», городские проекты «Энергия и энергетика: из прошлого в будущее», «10 вопросов топ-менеджеру» позволяют оценить свою роль в природе и обществе.

Формируется очень значимое для становления юного человека чувство причастности к судьбам мира, чувство ответственности за настоящее и будущее планеты Земля.

В условиях обычной «микрорайонной» общеобразовательной школы хорошо успевающие ученики могут почувствовать себя суперталантливыми и сформировать завышенную самооценку. Тем более важно участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и конференциях, где наши ученики видят глубоко образованных сверстников, приобщаются к серьезной исследовательской деятельности.

Международные конкурс-игра «Русский медвежонок» и математический конкурс-игра «Кенгуру», Международная «Биос»-олимпиада для старшеклассников позволяют детям оценить свои способности на международном уровне. В РГПУ им. А.И.Герцена наши школьники участвуют в экологической олимпиаде «Город и природа: сохранение всемирного и природного наследия». Мы были участниками конкурса рефератов на тему «Ядерная энергия и технология», который устраивает Федеральное государственное учреждение «Государственный образовательный центр» Росатом, конкурса научно-инновационных проектов «Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей» компании «Сименс» и учащиеся разбирались в актуальных для всего мира проблемах, предлагали свои, пусть пока не вполне инновационные, но практически значимые решения по экономии природных ресурсов.

Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» при ЗАО НПО «Крисмас+», фестиваль «Удивительные открытия» от Центра поддержки и развития культуры, образования, туризма, фестивальных и конкурсных программ, Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Интеллектуальное возрождение» при Научно-образовательном объединении «Земля и Вселенная», международная научно-практическая конференция школьников «Молодежь и общество» в 491 школе Выборгского района – эти конкурсы позволяют учащимся побыть в интеллектуальной среде сверстников, выслушать суждения о своих выступлениях и советы высококлассных специалистов, почувствовать удовлетворение и радость от умной беседы, правильно сориентироваться в выборе профессионального и жизненного пути

Конечно, такое открытое образовательное пространство школы включает в себя и выходы в Интернет, и разнообразные спортивные соревнования, и встречи с ветеранами войны, и поездки по городам России и за рубежи нашей Родины…

Но следует подчеркнуть один из решающих факторов социализации школьников – это педагоги –люди неравнодушные, специалисты в своем предмете, воспитатели, умеющие строить отношения в коллективе, но понимающие и каждого отдельного ребенка. А чтобы быть таким педагогом, нужно постоянно учиться. Поэтому наши учителя – постоянные участники различных образовательных программ и проектов в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и информационном центре Выборгского района; сами открыты для постижения нового и готовы к профессиональной инновационной деятельности.



Литература

  • Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей.: Развивающие задания для работы со школьниками. – СПб.: КАРО, 2004.
  • Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. Горского В. А. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  • Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе: Методическое пособие. О.В. Брыкова. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007.
  • Социальное партнерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. Сборник материалов Пленума Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования в рамках Всероссийской научно-практической конференции. СПб-2008
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).


Расширение образовательного пространства школы как средство социализации учащихся

Назад в раздел