Поиск по сайту

Организация взаимодействия в управлении через постановку общих целей и задач

Автор: Алексеева Н.Н.


Одной из главных проблем взаимодействия является отношение коллектива к общей цели. Интересную классификацию сотрудников по возможному отношению к общей цели дает Питер Сенге.

Предан цели. Стремится к ней. Делает все для ее достижения. Создает все нужные «законы» (структуры, правила).

Волонтер. Стремится к цели. Делает все для ее достижения, но руководствуется «духом закона».

Согласен в общем. Понимает выгоды и преимущества от достижения цели. Делает все, что должен, даже больше. Следует «букве закона». «Прекрасный солдат».

Согласен формально. В целом понимает преимущества от достижения цели. Делает все, что должен, но не более. «Хороший солдат».

Согласен вынужденно. Не видит преимуществ от достижения цели, но не хочет потерять работу. Делает все, что обязан, но не скрывает, что он — в стороне.

Не согласен. Не видит выгод от достижения цели и хочет уклониться. «Этим я заниматься не буду, и вы меня не заставите».

Апатичен. Ни за, ни против. Нет интереса. Нет энергии. «До пяти часов еще долго?»

Управленцам важно организовать работу таким образом, чтобы цель стала общей и лично ориентированной для всех участников образовательного процесса. В нашей школе реализуется проект для учащихся 8 вида (2 вариант), в создании которого каждый педагог мог принять непосредственное участие. Работа над проектом не проходила без затруднений, так как требовала преодоления инертности, стереотипов, нежелания изменять и изменяться. Для участия в проекте необходимо было также согласоваться в понимании и принятии общих категорий.

Проект называется «Комплексная абилитация учащихся с особыми потребностями и особыми возможностями «Особый ребенок» в условиях образовательного учреждения VIII вида».

Абилитация – создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, то есть, возможности личности реализоваться в данном обществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных условий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

Адаптация – собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе

«Особый ребенок» - как категория в настоящее время не употребляется, а используется термин – ребенок с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость), 8 вид (2 вариант) в том числе со сложной структурой дефекта.

Сложная структура дефекта – это сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке коллегиальным заключением ПМПК.

Цель проекта: Создание специальных условий для достижения учащимися с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость), VIII вид (2 вариант), оптимального физического, умственного и социального уровня, формирования личного статуса, включения в общество.

Задачи:

- организация медико - психолого - педагогического сопровождения;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья средствами личностно-ориентированного абилитационного процесса;

- создание предметно-развивающего пространства, обеспечивающего реализацию личностно – деятельностного подхода к образованию учащихся с особыми потребностями (кабинет СБО, комната Монтессори, трудовые мастерские, применение компьютерных технологий и др.);

- наращивание профессионального кадрового потенциала, повышение квалификации и переподготовка кадров;

- изучение и внедрение инновационных форм и методов работы (метод проекта, использование интерактивной доски и др.);

- развитие партнерских отношений с учреждениями различной ведомственной принадлежности.

Учащиеся VIII-го вида (2 вариант) очень тяжело и долговременно проходят процесс адаптации. Поэтому одной из основных задач проекта является сотрудничество с ДОУ с целью преемственности:

- в становлении личности ребенка;

- в содержании обучения, в методах, формах и средствах обучения.

В данном направлении проводится работа с ГДОУ д/с №15, №120, №134 Выборгского района. Заключены договоры с ДОУ и составлен совместный план работы. Ниже они приведены в тексте этой статьи.

Система педагогического подхода по взаимодействию в процессе сопровождения ребенка в нашей школе включает в себя три блока:

I-й – Диагностический.

II-й – Коррекционно-педагогический.

III-й – Социально-педагогический.

В каждом блоке существуют разные формы взаимодействия.

1 блок – диагностический.

Выбор диагностических средств, предполагает взаимодействие с АППО, где рекомендованы методики для работы с детьми данного вида обучения.

В АППО на обучающем семинаре необходимой информацией овладели заместитель директора по УВР, курирующий данное направление, и психологи. Дальнейшее взаимодействие организовано и проведено в интерактивной форме, как семинар «Диагностика развития детей со сложной структурой дефекта» для педагогов школы. За основу взята методика «Карта наблюдений», разработанная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (модификация Е.А. Петровой).

В результате диагностикой охвачены все учащиеся данного вида. Отметим, что до проекта в апробации по диагностике приняли участие всего 2% педагогов 2 класса. В настоящее время проводятся консилиумы по результатам диагностики и составляются индивидуальные маршруты сопровождения всех учащихся.

ПМПк – это форма взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения целью которого является решение задач адресной медико-психолого-педагогической помощи детям. При этом важно понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

ПМПк обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Мы обращаемся к данной организационной форме взаимодействия с педколлективом при:

  • обсуждении проблем адаптации и социализации;
  • проблеме преемственности;
  • согласовании и разработке маршрута обучения;
  • необходимости пересмотра формы и вида обучения.

Анализ проведенной деятельности вскрыл основные проблемы педагогов:

  • неумение применять результаты диагностики;
  • неготовность работать с диагностическими методиками;
  • затруднение в определении зоны ближайшего развития ребенка;
  • согласование планирования образовательного процесса.

II-й блок – коррекционно-педагогический (абилитационный).

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе имеет непрерывный характер и проводится входе всего образовательного процесса. Каждый наш ученик обладает присущим лишь ему одному сложным комплексом медицинских диагнозов и ограничений, психофизических и личностных особенностей, поэтому работа специалистов должна быть системной, целенаправленной и адресной, ориентированной на конкретного ребенка. Важна согласованность действий всех специалистов, работающих с ним, как внутри образовательного учреждения, так и вне его.

В здании школы открыто отделение дневного пребывания, которое посещают и дети нашей школы. Для согласования плана и совместных действий был проведен круглый стол со специалистами отделения, который показал проблемы в организации взаимодействия специалистов и эффективности подбора методов и форм реабилитации ребенка. Результатом стало реализация принятых решений:

· взаимодействие строить на основе конкретных запросов от педагогов школы, специалистов, родителей;

· обмениваться результатами реабилитационной работы с помощью информационных листов;

· разработать пакет документов по обмену информацией о реабилитационной работе.

Эффективными формами взаимодействия в данном случае являются интегрированные способы работы с ребенком и коррекции его развития.

· Интегрированные уроки ИЗО и музыки (учителя К.-Минова А.В., Анисько С.А.);

· Проектная деятельность (педагоги Шпакова Т. В., Питенина Т. В., Кирпищикова С. Н., Иванова А. Н., Кириллова-Минова А. В., Карангозашвили О. К., Прохорук О. Б.);

· Совместное планирование по всем видам деятельности (уроков, внеклассных, коррекционных занятий, ГПД).

· Консультаций для родителей и педагогов.

· Дни здоровья.

· Дни коммуникативных отношений (педагоги Иванова А.Н., Кирпищикова С. Н.).

· Здоровьесберегающая деятельность.

Взаимодействие с педагогами по здоровьесберегающей деятельности осуществляла методист Умнякова Нина Львовна. Оно проходило в форме семинаров-практикумов по организации и проведению утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток. Преподаватель ЛФК Степанова Валентина Александровна систематически проводит консультации для родителей и педагогов. На уроках используются психорелаксационные и динамические паузы, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, на переменах проводятся лечебные подвижные игры.

III блок социально – педагогический (абилитационный).

Социальный блок направлен на создание и обеспечение условий для социальной интеграции учащихся. Основной средой, способствующей их развитию, является семья и школа. У нас имеется положительный опыт работы по организации совместных занятий «Учитель-ребенок-родитель». Считаем необходимым включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений.

Таким образом, организация взаимодействия специалистов в коррекционном образовательном учреждении может быть успешной, если:

1) в процессе управления осуществляется ориентация участников образовательного процесса на взаимодействие при решении общих целей и задач;

2) включает активные формы, позволяющие создать условия для взаимодействия специалистов с различным уровнем профессиональной компетентности;

3) достигается согласование педагогических и управленческих действий в совместной деятельности.


Организация  взаимодействия в управлении через постановку общих целей и задач

Назад в раздел