Поиск по сайту

О проектном методе на уроках трудового обучения в коррекционной школе

Автор: Грищенко В.С.


Учитывая опыт английских коллег, анализируя свою работу и деятельность коллег в Санкт-Петербурге, Новгороде, Брянске приходишь к твердому убеждению, что метод проектов вполне применим на уроках «Технологии» и в олигофренопедагогике. Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение в трудовом обучении для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету.

Программа по «Технологии» строится на следующих основных видах деятельности учащихся:

1. Практические упражнения, направленные на приобретение и развитие конкретных практических знаний, умений и навыков трудовой деятельности.

2. Исследовательская деятельность направлена на оценку знакомых объектов, анализ возможности применения их в различных областях жизнедеятельности человека. Работа с разнообразными источниками информации, как на уроках, так и в свободное от занятий время: со справочной литературой, каталогами, энциклопедиями, словарями, периодической печатью. Экскурсии на промышленные предприятия, культпоходы на выставки, ярмарки, посещение строительных и мебельных магазинов. Активное участие в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства, выставок-ярмарок, игр по «станциям», праздников труда.

3. Работа по выполнению дизайн-заданий и дизайн-проектов нацелена на изготовление конкретных предметов и приобретение дизайнерских умений.

Процесс работы над дизайн-проектом позволяет пробудить у наших учащихся осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. Заинтересованность в исследовании влечет за собой поиск новых знаний, выработку умений и навыков, как бы того и не замечая, без напряжения, все получается само собой. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное авторское изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. А главное, ребятам предоставляется самостоятельность, свобода мышления, возможность реализации любого, наиболее удачного, на их взгляд, варианта поставленной проблемы с непременным обоснованием своего решения.

Конечно, проекты наших ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.

Работая по базисному плану, не отступая от программы, проектный метод оправдан при прохождении «Практического повторения». За два учебных года были выполнены следующие дизайн-задания. В 4-ом классе: самоходная тележка, елочные украшения, живые фигурки из мягкой проволоки, кухонная утварь (разделочные доски, кулинарные лопатки). В 5-ом классе: подставка для письменных принадлежностей, новогодний сюрприз, столовый прибор, портретная рамка. В шестом классе: скамейка щитовой конструкции, малогабаритная полка, стилизованная под домик. В 7-ом классе: кухонная утварь (подставка под горячее), цветочный горшок из древесных материалов (крупногабаритный), садово-парковый инвентарь из лесоматериалов для отдыха. В 8-ом классе: подставка для комнатных цветов, кухонная утварь (наборы), малогабаритная полка, ручной садовый инвентарь. В 9-ом классе: органайзер, новогодний подарок, столовый прибор. Наиболее успешные проекты изготовлены и с успехом использованы в школе.

Для более удобной и качественной работы над проектом разработан и в течение ряда лет используется «Дизайн-альбом проектной деятельности», в который вошли следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Формулировка задачи

3. Исследование проблемы:

3.1. Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта

3.2. Анкетирование потенциальных пользователей

3.3. Исследование способов изготовления, соединения, крепления и фиксации

3.4. Анализ разнообразных, разноплановых изделий для изучения отдельных характеристик

4. Дизайн-спецификация

5. Первоначальные идеи (Выдвижение)

6. Выбор лучшей идеи

7. Проработка и графическое изображение лучшей (окончательной) идеи

8. План работы

9. Предметно-технологическая карта

10. Самооценка изготовления изделия

10.1. Самооценка работы над проектом

10.2. Защита проекта

11. Отзыв потенциального пользователя

12. Оценка работы учащегося учителем

Таким образом, проектный метод строится на сбалансированном использовании трех видов деятельности учащегося:

Проекты – деятельность, направленная на включение учащихся в целостный процесс дизайна (проектирование и изготовление).

Упражнения – короткие, сфокусированные практические задания, нацеленные на изучение определенных навыков или приобретение определенных знаний.

Дизайн-анализ – исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?

Введение проектного метода, обеспечивающего включение учащегося в творческую преобразовательную деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей людей, позволяет решать одну из основных задач дефектологии – социальную адаптацию выпускников коррекционных школ на более высоком и плодотворном уровне. Использование проектного метода в обучении подростков с отклонениями в развитии позволяет пробудить осознанный интерес к трудовому обучению, расширить спектр приобретаемых знаний, умений и навыков, качественно готовить выпускников коррекционных школ к самостоятельной жизни. Предмет «Технология» позволяет более успешно социально адаптировать школьников через допрофессиональную подготовку на уроках трудового обучения, производительного и общественно полезного труда.

Значительно возрастают возможности специального образовательного учреждения в достижении более высокого уровня коррекционной работы, качественной социальной адаптации, способности к дальнейшему обучению, освоению рабочей специальности и продолжению самостоятельной жизни полноправным членом общества.

Использование проектного метода при работе с конструктивными материалами возлагает на учителя в несколько раз большую нагрузку. Требует от него значительной эрудиции в различных отраслях человеческой деятельности, высокого уровня ремесленной подготовки, оснащения учебных мастерских различными инструментами, приспособлениями, инвентарем, материалами. Поэтому работа по апробации и внедрению проектного метода в учебном процессе – осознанная необходимость, технология для энергичных, ищущих, думающих, творческих педагогов.


О проектном методе на уроках трудового обучения в коррекционной школе

Назад в раздел