Поиск по сайту

Социальное партнерство как условие формирования культуры толерантного мышления у современных школьников

Автор: Денисова М.И., Пальцева Е.А.


В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих качеств личности будущего специалиста на основе усвоения универсальных ценностей мировой культуры. Решение этой непростой задачи для нашей школы является особенно актуальной.

Прежде всего, это объясняется расположением школы в микрорайоне – это близость рабочих общежитий, в которых проживает большое количество мигрантов, с одной стороны, и близость гимназий №74, №105, №652, а также общежития для слушателей Военно-Морской академии с другой стороны. Это способствует тому, что в последние годы в школе оказались дети из разных микросоциумов, из семей с разным уровнем культуры и разного вероисповедания. В школе также обучаются дети из детского дома № 53.

В ходе изучения социального портрета школы было выявлено, что в ней обучаются дети – представители более 20 разных национальностей: русские, украинцы, евреи, немцы, белорусы, карелы, дагестанцы, татары, грузины, аварцы, лезгины, курды, азербайджанцы, армяне, осетины, узбеки, туркмены, таджики, корейцы, вьетнамцы и др.

В этой связи задача формирования толерантного сознания, толерантной культуры, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в школьном сообществе стало насущной необходимостью.

Исследование представлений 350 учащихся 2-11 классов о своей национальной культуре позволили сделать вывод о том, что, например, учащиеся начальной школы не получают в достаточной мере представлений о родной национальной культуре и истории. Они не имеют доступа к развивающей информации в разных областях знаний, известной многим другим сверстникам. Следовательно, большинству учащихся средней и старшей школы необходимо создавать условия для повышения их культурного и духовного уровня в форме факультативных занятий по различным предметам, развивать дополнительное образование, устраивать чтение художественной и публицистической литературы, посещать музеи и театры города.

Результаты исследований, наблюдений, изучение научно-методической литературы позволили педагогическому коллективу совместно с методистом ИМЦ Е.Л. Масленниковой разработать воспитательную систему школы:

«Воспитательное пространство формирования культуры толерантного мышления», целью которой является создание условий для укоренения в школе духа толерантности, формирование отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества».

Отсюда основные направления воспитательной программы ГОУ школы № 117:

1. Развитие культуры толерантного мышления школьников; воспитание гражданственности и патриотизма.

2. Толерантный родитель.

3. Развитие культуры толерантного мышления у педагогов.

Особенности механизмов реализации программы:

1. Школа «вожатых» - это организация совместной деятельности и сотрудничества учащихся начальной, средней и старшей школы, направленная на поддержание школьных традиций;

2. Содружество семьи и школы: привлечение родителей к активному участию в совместных школьных мероприятиях;

3. Принцип КТД – коллективная творческая деятельность учащихся: проектная исследовательская, творческая – конкурсы, деловые игры, праздники, фестивали.

4. Социально-педагогическое партнерство: организация совместной деятельности школы с ДЮТ Выборгского района, ДДТ «Союз», ДДТ «Олимп», Домом молодежи «Форпост», Государственной детской филармонией, центром образования «Рост», гимназией № 652, ГОУ школой № 76, детским домом № 53, Образцовым коллективом грузинского танца «Сихарули», Музеем детского исторического воспитания, МО Светлановское, детской поликлиникой № 11, Центром семьи, Психолого-педагогическим медико-социальным центром Выборгского района, Политехническим лицеем Неболсина, МУК Выборгского района, Техническим колледжем управления и коммерции, Государственной Лесотехнической академией, музыкальной школой № 7, ВМА им. Кузнецова, Совет Ветеранов)

5. Принцип включенности в социально-культурную среду Санкт-Петербурга: использование уникального воспитательного потенциала города (музеи, театры, архитектурные памятники др.)

4. Принцип комплексности и взаимосвязанности всех направлений деятельности.

Содержание программы формирования культуры толерантного мышления создается с учетом возрастных особенностей детей.

Так, для детей младшего школьного возраста мир национального и культурного многообразия наиболее легко открывается при знакомстве со сказками разных народов. Поэтому для младших школьников был разработан проект «Хороводсказок», направленный на воспитание уважения к другим народам через знакомство с их культурой, традицией, обычаями. «Хороводсказок», состоящий из цикла игровых занятий, позволяет познакомить детей со сказками народов, населяющих Российскую Федерацию в игровой форме. Дети знакомятся с государственной символикой России, ее культурой, традициями, и естественно с традициями и культурой народов, ее населяющих. В процессе занятийдети осваивают знания о народных промыслах,обычаях,играх. Каждое занятие завершается практической работой:рисунки,изготовление поделок,инсценировка,ролевая игра. При подготовке занятий мы используем материалы мультипликационного проекта «Гора самоцветов», богатый практический материал Этнокалендаря и программы «Толерантность», разработанных Комитетом по внешним связям совместно с Комитетом по образованию и Правительством Санкт-Петербурга.

Учащиеся 5-8 классов совершают увлекательные путешествия по разным странам, знакомятся с их историей и культурой, участвуя в одноименном проекте «Путешествие по разным странам».

Старшеклассники же активно включаются в костюмированную интеллектуально-познавательную игру «Делами добрыми едины». Значимыми в развитии интереса к культуре, традициям, истории других народов для них являются школьные конкурсы: «Презентация страны», «Все флаги в гости к нам! «Известные имена моей страны», «Сказка – ложь, да в ней намек…». В конце игры каждая команда представляет традиционное блюдо национальной кухни и угощает всех участников. (Данное мероприятие, как многие другие праздники, ролевые игры, творческие отчеты, является примером успешного партнерства между нашей школой и школой № 652, ДДТ «Союз», родителями учащихся)

Расширению знаний о разных народах и большему взаимопониманию детей разных национальностей способствуют другие школьные мероприятия, подготовленные и реализуемые в тесном сотрудничестве с партнерами школы:

- «Кухня народов мира»

- Фестиваль «Танцы народов мира» к международному Дню танца,

- «Что нам стоит дом построить» к Международному дню мира,

- «Вкругусемьи», «Мама, милая мама…» (педагоги школы, учащиеся школы, родители, коллектив грузинского танца «Сихарули», хореографический коллектив «Сюрприз», вокальная группа ДДТ «Союз», музыкальная школа № 7 , ВМА им. Кузнецова, Центр Семьи Выборгского района, ДДТ Союз, ДДТ «Олимп, МО Светлановское)

-Интерактивная игра «День приветствий», деловая игра «Что такое толерантность?», Неделя добра и милосердия, День школьного самоуправления, акции «Подарок солдату-земляку», «Их именами названы», «Объект постоянной заботы» (результат сотрудничества младших и старших школьников, педагогов и родителей, выпускников школы, д/д № 53, ребят – активных участников районного детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Ребята Выборгской стороны и регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Союз юных петербуржцев»).

Одними из последних совместных проектов являются исследовательская деятельность: «ВОВ в биографии учителей моей школы», открытие школы компьютерной грамотности для пожилых людей микрорайона (по просьбе Казаровой В.А.,- защитника города в дни ВОВ, бывшего работника школы), ведется работа над созданием школьного музея «Моя семья – моя гордость и радость».

Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта способствуют такие партнеры, как МО Светлановское, создавший замечательный проект «Классный праздник», объединивший педагогов, родителей, учащихся. Конкурсы патриотической песни, КВН-ы, фестивали, лекции о русском языке, деловые игры, тренинги, антинаркотические программы, «Зарница» подружили ребят, помогли многим раскрыть свои таланты. Проект «Счастливое семейное путешествие» позволил детям совместно с родителями, бабушками и дедушками увлекательно, с пользой проводить выходные дни.

Ежегодно наши старшеклассники активно участвуют в районных и городских мероприятиях. В районном туре городского фестиваля «Культурной столицекультуру мира» команда школы заняла 1 место в номинации «Лучший социальный проект» (идея данного проекта - создание совместно учащимися школы №117 и школы-интерната № 33 общего сайта, где они могли бы вместе общаться).

В 2010/2011 учебном году наша школа стала участником городского проекта «Толерантность», благодаря чему учащиеся 4-ых классов получили возможность бесплатно посещать занятия в Этнографическом музее.

В процессе работы у нас складываются новые социальные и педагогические партнерские отношения. В ноябре этого года мы принимали в школе финских коллег, в рамках Круглого стола обсудили проблему экстремизма и ксенофобии среди подростков, рассмотрели возможность сотрудничества.

Результатом целенаправленной педагогической работы мы считаем отсутствие конфликтов в школе между детьми на межнациональной почве, доброжелательное и терпимое отношение к сверстникам, готовность к диалогу, интерес к изучению истории и культуры не только своего города, своей страны, но и других народов.

Весной 2010 года Лаборатория «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге проводила исследование «Организация школ и интеграция учащихся». В рамках этого проекта были опрошены учащиеся 104–х петербургских школ (более 7 тысяч учеников), в том числе на оценку характеристик социальной организации школы: мотивация к обучению, антишкольная культура и чувство принадлежности учеников к школе. (Первые результаты, полученные при анализе всей выборки, опубликованы в брошюре «Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга»). По результатам исследований в нашей школе выявлены следующие характеристики школы: несмотря на то, что школа имеет высокий показатель по числу учеников, переехавших в нашу страну в возрасте старше 7 лет, она демонстрирует высокий показатель по чувству принадлежности учеников к школе, а мотивация к обучению практически равна среднему значению.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый год в школу приходят новые дети - представители разных культур, имеющие равные права на получение качественного воспитания и образования. Решить эти задачи нам помогают идеи социально-педагогического партнерства, способствующие созданию в школе атмосферы доброжелательности, комфорта, готовности к диалогу и взаимопониманию.

Приложение: «Интеллектуально-конкурсная игра «Делами добрыми едины!»


Социальное партнерство как условие формирования культуры толерантного мышления у современных школьников

Назад в раздел