Поиск по сайту

К обновлению содержания и технологий обучения техническим дисциплинам

Автор: Шуть И.В.


«Поиск способностей и способных –

это поиск самых больших богатств.

Нужна надежная система, которая не

давала бы возможностей проглядеть

ни одного способного человека».

М.А. Лаврентьев

В России на ближайшие десятилетия приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, поэтому возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников высокой технической культуры, вооруженных глубокими политехническими знаниями основ наук.

Поэтомуповышение эффективности преподавания черчения очень актуально.

Приобщение школьников к предпринимательской деятельности означает сегодня создание условий для проявления творческой инициативы, самостоятельности в выборе решений, деловой активности, развития их предприимчивости, организаторских способностей, правовой, экономической, технологической культуры, овладение этикой профессионального взаимодействия.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Для достижения положительных результатов при изучении курса черчения в общеобразовательной школе (гимназии) в раздел строительного черчения экспериментально был введен блок «предпринимательская деятельность».

Главной задачей программы выступает повышение эффективности преподавания черчения.

Целями обучения предусматривалось следующее: изучение разделов проекционного, геометрического, машиностроительного, строительного, топографического черчения, кинематических, электрических схем и схем коммуникаций. Обобщение и систематизация знаний о правилах чтения и выполнения чертежно-графической документации, ранее приобретенных на занятиях по политехническим дисциплинам, приобщение к творческой деятельности в процессе решения задач с элементами художественного конструирования, дальнейшее формирование графической культуры, формирование представления о предпринимательской деятельности.

В данной программе, в сравнении с министерской программой, больше часов отведено на изучение тем и решения графических заданий с построением сложных, простых и местных разрезов, линий взаимного пересечения многогранников и тел вращения с применением различных графических приемов для выявления форм детали.

Появился новый блок программы «Строительное черчение», где рассматриваются вопросы предпринимательства. При внедрении данного блока проводился эксперимент.

В процессе обучения по двум вариантам программы (Министерская и экспериментальная) используется фронтальная, групповая и индивидуальная форма организации занятий. Например, при изложении теоретического материала рекомендуется применять классно-урочную (групповую) форму. При решении творческих заданий используются все три формы организации работы в зависимости от их сложности, выделенного времени и т.д. Т.е. в работе используются все методы обучения. Индивидуальная работа занимает ведущее место как наиболее эффективная.

В экспериментальных группах графическая деятельность направлена на более полную реализацию творческого потенциала школьника, формирование индивидуального стиля, самостоятельный выбор планов действий, объектов конструирования.

Контрольная группа обучается по программе для основной школы, рекомендованной Министерством образования (Авторы В.В. Степакова и Л.Н. Анисимова).

Экспериментальная программа предусматривает внедрение не только новых блоков, но и авторский подход к подаче нового материала, используя различные области знаний. Для более эффективного преподавания предмета разработаны карты программированного контроля учащихся по различным темам.

Школьникам были предложены уроки-игры «Конструкторское бюро», где каждый выбирал себе роль по интересам (самооценке): инженер, картограф, чертежник, конструктор, руководитель конструкторского бюро, директор завода и т.д. В процессе работы учащиеся могли поменяться ролями, что давало возможность попробовать свои силы на другой должности. Вместе с тем, школьники знакомились с профессиями, требованиями к профессии и к человеку в ней.

Работа на уроке велась в микрогруппах, объединявших учащихся по показателю самовосприятия, куда входят представители от трех различных групп. Наличие в группе лидера, ребят, ориентированных на взаимодействие, и просто исполнителей будет своего рода катализатором активности всех участников в решении учебных задач, создаст условия, способствующие самопознанию и развитию само восприятия каждого участника микро группы и, таким образом повысит эффективность овладения знаниями.

Авторский блокстроительное черчение и предпринимательская деятельность неординарен и достаточно сложен. Сложность заключается в том, что в программах, предложенных Министерством образования России на блок «строительное черчение» выделяется от 1 до 3-х часов, т.е. учащимся предлагается только знакомство с элементами строительного черчения или же этот блок в программе отсутствует.

А в экспериментальной программе на тот же блок отводится вся третья четверть девятого класса (т.е. последнего года обучения черчению в школе) и для выполнения проекта используется компьютерная графика. Тема строительного черчения в современных условиях жизни крайне необходима. Человек сталкивается с элементами строительства повсюду: при покупке квартиры, при ее ремонте и перепланировке, при строительстве дома и т.д. Не зная элементарных вещей в строительстве, человек может попасть в непредвиденные ситуации.

Тема «Предпринимательская деятельность» – это та новинка, которой нет ни в одной программе по черчению.

В программе предлагается нечто новое, что, естественно, первоначально сложно из-за неизвестности. Программа предусматривает элементы самообразования.

Главная идея школы – развитие личности ученика. Для воплощения этой идеи на практике необходим поиск новых путей, которые направлены на развитие личности.

Одним из таких путей является самообразовательная деятельность учащихся. Если учитель может организовать эту деятельность, то результат и эффективность обучения, качество знаний школьников значительно повышаются.

В течение многих лет, изучая эту закономерность, можно прийти к следующему выводу: если систематически и целенаправленно вести работу по организации самообразования, то у учащихся возникает потребность в самостоятельном пополнении знаний, в активной работе над собой, потребность в саморазвитии. Определяя цель самообразовательной деятельности, необходимо исходить из того, что самообразование направлено на развитие личности ученика, его умственных сил и способностей.

В связи с этим главной целью самообразования является развитие способности у учащихся самостоятельно приобретать знания и уметь их использовать в жизни, в практике, в решении различных проблем и задач. Иными словами, у ученика, научившегося самостоятельно приобретать знания и постоянно пополнять их, наблюдается значительный рост качества обучения.

Организуя самообразовательную деятельность необходимо развивать у учащихся, в первую очередь, познавательную активность, определяя ее как стремление узнавать новое и получать знания самостоятельно.

Развивая мотивы самообразования, надо исходить из того, что познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Поэтому большую роль играет прямая связь самообразования и обучения.

Самообразовательная деятельность рассматривается как активная самостоятельная работа по овладению знаниями, умениями и навыками. Формируя мотивы самообразования, развиваются познавательные интересы школьников.

Развивая познавательные интересы, необходимо стремиться связать их с различными областями знаний, с увлечениями школьников, а возможно, и с их будущей профессией.

Если качество обучения рассматривать как повышение уровня знаний, умений и навыков, а качество знаний определить через глубину и полноту знаний, их прочность и осознанность, системность, конкретность и обобщенность, то можно сказать, что качество знаний помогает определить уровень знаний, умений и навыков.

Иными словами, в более упрощенной схеме, уровень знаний учащихся можно представить по трем основным параметрам, а именно: ученик «знает» – «понимает» – «думает».

Чтобы эти переходы были осуществимы, у учащихся должна быть сформирована готовность к самообразованию.

В связи с новыми требованиями школы вводятся такие понятия, как предпринимательство, маркетинг, менеджмент, бизнес-план. В то же время ведется знакомство с архитектурно-строительными чертежами, изучаются условные обозначения стройматериалов и обозначения, применяемые при вычерчивании планов, разрезов, фасадов зданий. Учащиеся учатся читать и выполнять строительные чертежи. Все это уже интересно, потому что ново. Изучая новые понятия, применяя их на практике – это подход, который приближает учащихся к реальной взрослой жизни, а значит и к будущему.

Школьники узнают о том, как связать такие понятия, как предпринимательство, маркетинг со строительством. Они узнают о документации, используемой в предпринимательской деятельности, в строительстве. В то же время необходимо уделять внимание профориентационной работе.

Естественно, что за такое короткое время, что отводится для изучения черчения и конкретно для данной темы, невозможно охватить весь спектр материала по предпринимательству на уроке. Поэтому учащимся необходимо дополнительное время на самообразование.

Экономическая подготовка подрастающего поколения – важнейшее звено школьного образования, структурным элементом которого является коллективная предпринимательская деятельность учащихся.

В ней проявляется творческое, созидательное отношение к окружающему миру и трудовой деятельности человека, преобразовывающего этот мир благодаря деловой активности, предприимчивости, взаимодействию с партнерами.

Такой подход в формировании готовности учащихся к будущей предпринимательской деятельности предполагает образовательную деятельность, направленную на приобщение школьников к современным российским ценностям, развитие их предприимчивости, организаторских способностей, правовой, экономической, технологической культуры, обогащение личностно-делового потенциала будущего специалиста, овладение этикой делового взаимодействия.

Способность к предпринимательской деятельности сегодня предстает как интегративное качество личности. Включение выпускников школ и вузов в современные производственные, трудовые, обслуживающие процессы способствует обретению опыта преобразовательной деятельности, в которой проявляются функциональные и морально-волевые свойства человека.

Формирование готовности учащихся к предпринимательской деятельности – длительный и многоэтапный процесс, который предполагает допрофессиональную подготовку школьников, собственно профессиональное обучение, затем вхождение в практику реального предпринимательства. Готовность рассматривается как сложное многоуровневое психолого-педагогическое явление, включающее в себя личностные свойства, прежде всего, эмоционально-потребностную сферу (мотивы, интересы и отношение к предпринимательству), профессиональные качества.

Но начальный этап знакомства с понятиями о предпринимательской деятельности необходимо начинать в школе.

Из опыта работы можно сделать вывод, что подготовка школьников к предпринимательской деятельности происходит успешнее при соблюдении психолого-педагогических условий, к которым отнесем предоставление учащимся максимальной самостоятельности, когда они могут проявить деловую активность и творческий подход, участвуя в коллективных формах организации учебного процесса, обеспечивающих сотрудничество, общение, взаимопомощь, общественную направленность предпринимательской деятельности.

Одной из форм сочетания обучения и практической предпринимательской деятельности школьников в трудовом объединении является ученическое предприятие, где предпринимательская деятельность осуществляется в игровой форме. По содержанию она является учебной, но по форме моделирует основные характеристики предпринимательства, к которым отнесем коллективный характер деятельности, ее общественно полезную значимость, сочетание личной заинтересованности с общественной пользой.

Ученические предприятия или подобные им формы, которые еще известны как школьные компании или мини-предприятия, давно уже получили признание в школах России. Их появление было обусловлено методически продуманной, хорошо обеспеченной учебными и методическими материалами американской образовательной программой Junion Achievement. К сожалению, отсутствие адаптации программы к условиям и реалиям России, а также разные традиции в образовательной сфере создали ряд проблем, препятствующих широкому развитию предпринимательства.

Предпринимательскую подготовку можно организовывать в следующих формах:

1. одна школа – одно ученическое предприятие;

2. один класс – одно ученическое предприятие;

3. один класс – два или три ученических предприятия;

4. один класс – четыре или шесть ученических предприятий по пять человек;

5. ученическое предприятие из двух человек;

6. ученическая ячейка, в которой трудится один человек.

Подобные формы организации учебно-предпринимательской деятельности моделируют такие организационно-правовые формы бизнеса в России, как акционерные общества (1-3); партнерские звенья (4-5); индивидуальные предприниматели (6).

Взяв за основу предложенные формы, рекомендуется организовать работу ребят в микрогруппах (например, ученические предприятия по 4-6 человек), где каждый выполняет индивидуальную работу. Выбор «должности» в группе должен происходить на основании самооценки, т.е. кем видит себя ученик в данной группе – руководителем, чертежником, маркетологом, строителем и т.д.

Внутри микрогруппы ученик получает строго индивидуальное задание, что существенным образом активизирует его работу и обеспечивает весомость личного вклада в общее решение проблемы, а также создает естественные условия творческого взаимодействия внутри данной группы.

Каждая группа – это отдельное малое предприятие, которое осуществляет строительство жилых объектов по заказу клиента. Рынок жилья исследуется учащимися во внеурочное время самостоятельно. Для этого подбирается соответствующая литература (в основном газеты, Интернет-ресурсы), проводится опрос жителей района о том, в каком жилье нуждается городской житель, делается анализ проведенной работы. Выбирается конкретный объект для строительства. Следует обратить внимание на то, что учащиеся будут заниматься и самообразованием: изучением различной документации, справочников и т.д.

На первом этапе осуществляется практическая отработка навыков совместной деятельности, выдвигается общая цель предпринимательской деятельности, создается бизнес-план, выбираются варианты достижения положительных результатов. Здесь уместно провести исследования мотивации на достижение успеха.

На втором этапе готовятся документы: экономическая оценка постройки, экологическая оценка местности под застройку, рассматривается проведение коммуникаций.

На третьем этапе школьникам предоставляются возможности для проявления творческой активности, инициативы и самостоятельности при разработке замысла, практическом его осуществлении, контроля и оценке: выполняется чертеж плана, фасада, разреза здания, генерального плана, а также строится макет здания или макет с прилегающей территорией (по генеральному плану или чертежу здания) или же проект выполняется в формате 3D (компьютерная версия). Выбор материала для изготовления макета не ограничен (картон, бумага, пластилин, гипс, фанера, пластик и др.).

Роль учителя сводится к консультационным и наблюдательным функциям.

В результате, в конце четверти группы защищают свой проект. Весь класс в это время является экспертной комиссией. Уместным будет приглашение учащихся параллельных классов и восьмиклассников, преподавателей и родителей (по желанию учеников).

Уже начало работы показало, что активность учащихся в творческом выполнении заданий и результативность их деятельности существенно повысились.

Все без исключения справляются с заданием. У ребят появляется интерес к познанию своих возможностей в учебной деятельности.

В ходе работы следует обращать внимание учащихся на то, что для повышения эффективности обучения и успеха в самообразовательной деятельности, необходима активная работа над собой, над формированием личностных качеств и характерологических особенностей. С этой целью можно показывать ученикам карту самооценки личностных качеств, учить их преодолевать отрицательные и формировать положительные черты.

В системе преодоления самообразовательных трудностей необходимо вводить различные элементы научной организации труда. Например, культуру умственного труда (в первую очередь, умение организовать свой труд, соблюдать режим умственной работы), расчет и эффективность использования времени, умение все делать точно и аккуратно, содержать в порядке рабочее место. Школьники учатся также самоконтролю, самоорганизации, критическому самоанализу результатов умственного труда.

В процессе преодоления трудностей, возникающих в процессе работы, учащиеся овладели самообразовательными умениями, в первую очередь такими, как:

- умение сравнивать изучаемые факты и понятия;

- умение составлять план;

- умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- умение выделять главную мысль;

- умение работать со справочниками, словарями, энциклопедиями;

- умение работать самостоятельно и в группе.

Эти и другие умения отрабатывались при решении конкретных задач по развитию интеллекта, воли, эмоций, внимания, наблюдательности, мышления, познавательных интересов, в частности:

- развитие речевой деятельности;

- составление схем, таблиц, конспектов;

- развитие волевых личностных качеств.

Для формирования интеллектуальных умений составляются специальные задания, выполнение которых связано с наблюдением, опытом, несложным экспериментом, задания по конструированию и переконструированию. Эти задания способствуют развитию самостоятельности у учащихся, наблюдательности, умению описать свои наблюдения и сделать выводы.

С целью отработки различных самообразовательных умений рекомендуется вводить в учебный процесс развивающие игры, элементы проблемного обучения как одного из основных типов развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов.

Основываясь на главном положении развивающего обучения, суть которого сводится к тому, что обучение ведет за собой развитие с опорой на зону ближайшего развития ребенка, необходимо вовлекать учащихся в напряженную умственную работу.

В обмене опытом самообразовательной деятельности важен учет результатов самообразования. Ученики показывают свои творческие работы, делают доклады, сообщения, обмениваются выполненными заданиями. В ходе обмена опытом очевидным становится влияние результатов самообразования на повышение эффективности обучения. Результаты обучения значительно выше у той группы учащихся, которые систематически и целенаправленно занимались самообразованием.

В перспективе представляется необходимым выбор тем (две или три в учебную четверть), разработка методики их преподавания в соответствии с уровнем самовосприятия школьника и организация изучения в зоне ближайшего развития каждого с ориентиром на развитие адекватного самопознания и самоотношения.

Определение специфических видов индивидуальных учебных заданий, направленных на активацию самопознания и самовосприятия, будет служить стимулом преодоления учебных затруднений путем самовосприятия.

Эффективность проведения уроков определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на учащихся, качеством подготовки к занятиям.

Пример и авторитет преподавателя – важное средство успешного обучения и воспитания учащихся. Современный учитель черчения должен в совершенстве владеть умением выполнять чертежи и эскизы не только на доске, но и использовать компьютерную графику.

Учитель должен использовать методы контроля, которые способствуют получению обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя.

Методы контроля призваны определить результативность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса.

Оценка учебно-познавательной деятельности выражается в оценочных суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной и письменной форме.

Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной.

Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов обучения. Нужно предъявлять как можно больше требовательности к учащемуся и как можно больше уважения к нему. Именно сочетание требовательности и уважения создают незримые нити, связывающие педагога с учениками.

Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику подростка – важнейшее требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Подростки очень тонко различают искренность в отношениях.

При апробации изучения предпринимательской деятельности в курсе предмета черчения, проводились исследования.

Исследование проводилось с использованием следующих методик: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, создание и анализ педагогических ситуаций, анализ полученных данных. Также были использованы методы педагогической диагностики: тестирование, письменный опрос (графические задания), анализ творческих работ учащихся.

Методика тестирования обусловливала выявление направленности личности школьника в учебной деятельности и поведения (на себя, на взаимодействие, на задачу).

Опрос позволил выявить самооценку и самоотношение каждого в учебной деятельности и в области профессиональных интересов и склонностей.

Первые наблюдения и анализ анкеты показали, что у учащихся появилось стремление принять участие в обсуждении изучаемого вопроса, продемонстрировать свои знания и умения, большинство учащихся стали лучше усваивать материал. Ученикам стало интереснее на уроках черчения.

Все это существенным образом повлияло на формирование положительного отношения к учению. Соответственно повысилась успеваемость, значительно улучшилась дисциплина.

Отмечаются положительные изменения у многих учеников: большая сосредоточенность и внимание, развитие учебных умений и навыков у ранее считавшихся неспособными к учебе.

Многие учащиеся говорят не о сложности новой темы, а об интересных подходах к ее изучению, поэтому существенно повысился процент выполнения требований, предъявляемых программой по итоговым результатам.

У некоторых несколько иная картина. Наблюдалось проявление интереса у всей группы, но у менее сильных учащихся проявилась тревожность, что не могло не сказаться на результатах учебы.

В процессе адаптации тревожность исчезла, т.к. они справились с трудностями, которые им пришлось преодолевать в новых условиях.

В процессе анализа выявлен недостаток времени на самообразование. Но учащиеся понимают, необходимость самостоятельного получения дополнительной информации, т.е. саморазвития, поэтому многие пересмотрели свой режим дня, в котором нашли время на учебу, отдых и самообразование.

Но при этом в некоторых классах были учащиеся, которые время от времени высказывались за возвращение к прежней форме обучения.

Чем же это объясняется? Было сделано предположение, что к такому ответу побудила их новизна, непривычность ситуации, в которую они поставлены: необходимость самостоятельного поиска новой информации, нежелание самообразовываться и тратить на это время.

Выяснилось, что небольшое количество учащихся затрудняет поиск необходимой информации.

Обращает на себя внимание серьезное повышение показателей по вопросу планирования учебного времени. Многие учащиеся улучшили свои показатели по изучению графической и компьютерной грамоты.

В период начала апробации данного нововведения проводились констатирующие замеры функциональных и личностных показателей готовности учащихся заниматься предпринимательской деятельностью. Формировались ученические предприятия с учетом подготовленности и эмоционально-личностных предпочтений.

Данные изменения стали возможны благодаря включению обучаемых в процесс самообразования, изменению своей самооценки. Большое внимание на уроках черчения необходимо уделять вопросу мотивации учащихся, т.к. положительная мотивация как у отдельных учащихся, так и у всего класса (группы) в целом обеспечивает их высокую результативность, хорошее взаимоотношение как внутри группы, так и между учителем и учениками. На основе опытно-экспериментальных данных можно говорить о положительном влиянии предпринимательской деятельности на формирование мотивов школьников, способствующих их работе в группе.

Цель исследования: изучение положительных и отрицательных факторов, характеризующих групповую мотивацию; степень сформированности групповой мотивации, ее направленность на достижение успеха и получение положительных результатов обучения.

Для изучения этого вопроса была использована анкета для исследования групповой мотивации.

В процессе получения знаний расширяются познавательные интересы подростков, а это наиболее ярко характеризует направленность личности. Развивая интерес к предмету черчение, формируется потребность в новых, дополнительных знаниях. Появляется стремление к самообразованию, саморазвитию, желание согласованно работать в команде для получения высоких результатов.

Удовлетворение потребности школьников в самостоятельном общественно-значимом труде и в совместной учебной деятельности положительно сказалось и на устойчивости позитивного отношения к теоретическим урокам по основам предпринимательства.

Сотрудничество, постоянная взаимопомощь способствуют более эффективному становлению и развитию характеристик личности. С помощью методики «Семантический дифференциал» исследовалось эмоциональное состояние учащихся на уроке. Данная методика адаптирована к общеобразовательной школе.

Цель исследования: определить эмоциональное состояние учащихся на уроке.

Анализируя результаты исследования, мы выяснили, что эмоциональное состояние учащихся на уроке может быть показателем взаимоотношений, сложившихся между педагогом и детьми. Можно сказать, что в результате работы в группах намного улучшилось эмоциональное состояние учащихся. Многие учащиеся дают, безусловно, положительную оценку своему состоянию на уроке и отмечают, что на урок черчения они идут с радостью, без страха, чувствуют себя спокойно, уверенно, всегда с хорошим настроением и оптимизмом.

В процессе работы проводилась оценка удовлетворенности учащихся микроклиматическими условиями на уроке, содержанием обучения, взаимоотношением с преподавателем и товарищами по группе (классу), результатами обучения и др. Для этого использовался тест «Удовлетворенность работой». За основу была взята методика, разработанная В.А. Розановой, но адаптированная для учащихся общеобразовательной школы.

Эффективное обучение учащихся зависит от его удовлетворенности учебой. Это возможно, если человек ориентирован на содержание обучения, когда он учится в благоприятных условиях, у него хорошо организовано рабочее место и сам процесс обучения; благоприятные отношения с преподавателем и коллегами по классу, справедливо выставленные оценки и др.

В результате анализа средних значений показателей можно сказать, что наибольшее количество учащихся удовлетворены новым подходом к изучению материала, условиями обучения, преподаванием, новыми формами работы. Не удовлетворены в большей степени недостатком времени, отведенному на изучение предмета черчение (2 года).

В ходе эксперимента проводились наблюдения за изменениями умственной работоспособности учащихся на уроках черчения. Для исследования использовались таблицы Анфимова (можно кольца Ландольта) – в качестве показателя умственной работоспособности вычислялся коэффициент умственной продуктивности.

Результаты изменения умственной работоспособности показан на рисунке 1.

Высота каждого столбца – средняя арифметическая величина коэффициента умственной продуктивности. Численное значение коэффициента отмечено на ординате графика. Два рядом расположенных столбца позволяют сравнить изменение умственной работоспособности до урока и после. Уменьшение величины второго столбца над первым указывает на появление умственной усталости.


На начало эксперимента


начало.jpg

На конец эксперимента

Конец.jpg

Рис.1. Сравнение изменения умственной работоспособности учащихся на уроках черчения

Условные обозначения:

Условные обозначения.jpg

Превышение величины второго столбца над первым указывает на повышение умственной работоспособности в конце урока по сравнению с его началом, что является показателем благоприятного функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), вызванного интересом к уроку.

Таким образом, повышение умственной работоспособности, являясь показателем благоприятного функционального состояния ЦНС, может служить одним из основных показателей психического здоровья учащихся и, поддержание ее высокого уровня – ведущая задача сохранения психического здоровья школьников.

На рисунке видно, что традиционные уроки вызвали падение работоспособности на начало эксперимента приблизительно одинаково в контрольной и экспериментальной группе. Однако, на конец эксперимента в контрольной группе показатель умственной работоспособности остался прежним, а в экспериментальной наблюдается повышение данного показателя.

Творческий урок в контрольной группе (например, по теме «Моделирование») повысил умственную работоспособность и снял усталость. В экспериментальной группе наблюдалась высокая работоспособность на протяжении всего эксперимента во время творческих уроков (например, урок «Конструкторское бюро»).

Увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. Поэтому повышение умственной работоспособности наблюдалось в экспериментальной группе во время практической работы (предпринимательская деятельность).

В то же время в контрольной группе при выполнении практической работы (графическая работа, выполнение чертежей) появилась усталость.

Отсюда вытекает задача, стоящая перед учителем: необходимо так строить свой урок, чтобы лозунг «Учение с увлечением» стал традиционной формой каждого урока.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что наибольший интерес, а следовательно и меньшее утомление, вызывают уроки, построенные по различным педагогическим технологиям.

Таким образом, участие в коллективной учебно-предпринимательской деятельности стимулировало проявление творческой активности, инициативности, взаимопомощи и ответственности. Успехи наблюдались и по другим предметам. Так как такая работа сплотила учащихся и элемент взаимопомощи, ответственности проявлялся на других предметах и во внеурочное время.

Анализ материалов исследования показал, что предпринимательская подготовка школьников – это важный фактор активации учащихся, становления их самостоятельности, развития деловой предприимчивости.

Предпринимательская подготовка – важное звено интеграции обучения, воспитания и развития, ускоряющее возможности личностного, жизненного и профессионального самоопределения подрастающего поколения в условиях становления рыночных отношений.


Поделиться:


Назад в раздел