Поиск по сайту

Создание социокультурного пространства для формирования нравственности младших школьников

Автор: Звягина А.В.


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Понятия «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

В словаре Ожегова С.И. лексическое значение слова «нравственность» дано следующее: «Нравственность — это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».

Проблема нравственного воспитания остается актуальной и в наши дни.

Я считаю, что воспитывать нравственность нужно через искусство. Поэтому для работы в классном коллективе были привлечены такие специалисты, как психолог, педагог по краеведению и учителя из ДМШ №22. На базе моего класса работает театральное отделение.

Наша программа эстетического, театрального воспитания ставит задачей приобщение всех учеников класса без исключения к искусству. Его мы понимаем не как цель, а как средство формирования духовной культуры. Формирование доброго, человеческого отношения к природе, к обществу, друг к другу (это культура чувств).

Воспитание нравственности на занятиях театрального отделения

Последние годы я работала в содружестве учителей, которые помогали мне в реализации социокультурного и этнокультурного компонентов в содержании образования. Но мне показалось, что раскрыть и развить способности каждого ребенка помогут и творческие занятия в театральном отделении. Поэтому, обратившись в ДМШ № 22 к заведующей театральным отделением А.А.Климец, мы решили, что мои дети будут заниматься сценической речью и сценическими движениями.

Занятия в театральном отделении проводятся два раза в неделю. В первом классе с детьми работали артисты театра и кино Д.И.Худякова и А.Э.Лингалиу. На занятиях дети узнали об истории становления театра.

Особое место занимают игры со словом; артикуляционные упражнения; упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «Школы представления» в актерском искусстве. Также могу отметить, что эти упражнения помогают детям лучше слышать звуки, грамотнее писать и повысить технику и выразительность чтения.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается, трудно. Так формируется база для интереса обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словами, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями.

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. «Играя» в разные сочетания одного действия с разными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Занятие в Театральном отделении помогают почувствовать себя не только артистами, но и помогают развить его моторику, речь, фантазию и многое другое.

Театральное отделение для моих учеников играет существенную роль в процессе социализации: адаптации их в обществе и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе.

Первый праздник, в котором участвовали все ученики класса, был праздник «Прощание с Букварем». Его мы показали всем детям первых классов школы.

В конце первого класса на итоговом занятии театрального отделения дети с удовольствием представили учащимся начальной школы постановку по сказке Г.Х. Андерсена «Пастушка и трубочист» и этюды.

Во втором классе с детьми работали Д.И.Худякова и И.В.Суханов.

Во втором классе мы выступали с композицией по басням И.А.Крылова « Уж сколько раз твердили миру». Выступали на праздничных концертах в кинотеатрах «Аврора» и «Каскад», где ребята танцевали на сцене.

Хочется отметить, что это помогает детям быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и условиях, чувству ответственности за себя и своих товарищей, взаимовыручке, готовности поддержать друг друга.

Но занятия в Театральном отделении были бы невозможны без помощи родителей. Они – мои союзники, помогают шить детям к выступлениям костюмы, ездят на выступления, радуются успехам детей.

Знакомство с театром – это и работа детей на занятиях в Театральном отделении, и выездные классные часы в театр. Так в первом классе ребята смотрели кукольные спектакли «Театра сказки на Московском» (Снежная королева», «Сказка о царе Султане», «Волшебник Изумрудного города», «Щелкунчик и мышиный король»), а во втором классе познакомились с репертуаром « Санкт-Петербурского Государственного детского драматического театра «На Неве» (Сказка о царе Салтане», « Приключение кота в сапогах», «Морозко», « Двенадцать месяцев», « День рождения Карлсона», « Золушка», « По щучьему велению», « Заколдованные клены»). Хочу отметить то, с каким вниманием они следят за происходящим на сцене, как хорошо себя ведут, какие у них умные и красивые глаза.

Я глубоко убеждена, что занятия в театральном отделении воспитывают интерес ребят к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, развивают фантазию, память, внимание и другие качества, учат взаимопониманию с людьми, воспитывают и улучшают психологическую атмосферу в классе.

Под нравственностью понимают и культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой) и бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего рабочего места, аккуратность по отношению к своим принадлежностям); и культуру речи (умение вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); и культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.)

Я, считаю, что стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Поэтому уже много лет мы сотрудничаем со школьным психологом Е.А.Муляр. Она проводит детьми психологические тренировки, игры, которые помогают повлиять на нравственность мотивов, вызывающих то или иное действие.

Могу с убежденностью сказать, что уроки психологии помогают формировать атмосферу дружбы и взаимопомощи в классном коллективе.

Освоение социокультурного пространства Санкт-Петербурга

Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения, но необходимо еще, чтобы произошло становление личности и формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности.

Последние годы группа учителей (Е.А.Муляр, С.А.Бородачева, А.В.Звягина) занимается реализацией этнокультурного компонента в содержании образования, рассматривая при этом этнокультурное образование не как изучение культуры одного народа, а как диалог культур, выявляющий общечеловеческие ценности.

Одним из направлений реализации этнографического компонента является программа нашей группы «Знай и люби свой город». Особенностью этой программы является то, что используемый краеведческий материал служит средством для духовно-нравственного становления личности учащегося.

В программе реализуются следующие задачи:

1. Раскрыть учащимся истоки становления и развития социукультурного пространства Санкт-Петербурга.

2. Заложить основы эмоционально-нравственного отношения к культуре народов России.

3. Способствовать развитию жизненного опыта школьников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего города во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями.

Материал курса «Знай и люби свой город» предполагает укоренение ребенка в городском социокультурном пространстве за счет расширения границ мира. До этого родными и знакомыми были небольшие уголки города (детский сад, двор, в котором ребенок рос, прилегающие улицы). Сейчас ребенок активно знакомится с главными улицами, площадями, памятниками, зданиями, скверами, их историей, внешним видом, значением. Происходит своеобразное освоение мира, создание образа города, понятного, родного.

Вместе с Аликом-Гусариком, на уроках краеведения, ученики путешествуют по своему родному городу. Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению родного края, С.А.Бородачева проводит различные познавательные игры-викторины.

Изучение родного города не ограничивается только уроками краеведения. Наша школа уже не первый год сотрудничает с клубом «Юный петербуржец», который проводит тематические слайд-лекции по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

Клуб поддерживает программу молодежного движения «Юные за возрождение Петербурга!»:

· Через просвещение к возрождению.

· Через игру к познанию города.

· Святыни Петербурга.

· Петербуржец XXI века.

· Вместе дружная семья.

Но изучение родного города было бы неполным, если бы не выездные классные часы (т.е. экскурсии). Недаром русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Ребята посетили музейно-педагогические занятия в Государственном музее политической истории России («Где учился Филиппок?», «В старой гимназии», «Чем писали в старину», «Я, бабушка и Гагарин»).

Учащиеся дополнили знания, полученные на уроках и слайд-лекциях, знакомством с экспозициями Государственного Эрмитажа («Первые шаги в искусстве», «Мифологические сюжеты в искусстве», «Христианские сюжеты в искусстве», «Рыцарский зал»).

Мы живем в одном из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, Петергофе, государственном музее-заповеднике, который известен всему миру своими художественными ценностями и творениями зодчих: дворцами и фонтанами, садами и музеями, парковыми и архитектурными ансамблями.

Подлинный интерес вызвали детские интерактивные занятия в Банном корпусе («Что в старину едали на Руси», «Приглашение к столу», «В гостях у банника») и музее семьи Бенуа («Дворянское воспитание XIX века») ГМЗ Петергоф.

Заключение

У каждого ребенка есть острая потребность творить настоящее добро, искать настоящую истину, учиться чувствовать настоящую красоту.

Гармоническое развитие не есть запоминание суммы знаний о музыке, литературе, технике. Это, прежде всего, страстный поиск истины, это гармония с другими, с природой, культурой, с людьми и с самим собой.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты отсрочены во времени. Думаю, что результаты будут тогда, когда мои ученики станут старшеклассниками.



Приложение: внеклассное мероприятие "Большие секреты маленькой компании"



Библиография:

1)      Абрамова Г.С. [Текст] Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.  – Екатеринбург, 1999.

2)      Белебихина Н.А., Королева Л.А. [Текст] Организация дополнительного образования в школе. – М.: Учитель, 2008. – 200 с.

3)      Богомолова Ю.П.,[Текст] Кукольный театр – детям: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2007. – 127 с.

4)   Галиуллин Т.А., [Текст] Авторская образовательная программа кукольного театра «Живая сказка» МОУ ДОД ДЮЦ «Ферон», информационно-методический центр.

5)      Ганелин Е.Р., [Текст]  Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2002 г.

6)      Голованова Н. Ф., [Текст] Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПБ  .:Специальная литература, 1997

7)      Неменский Б.М. – Мудрость красоты.  Издательство «Просвещение» - 1987 г. М.(255 с.) 

8)      Арутюнян Э.А. Микросреда  и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван ,1979,с.268

9)       Каган М.С. Философская теория ценностей. СПБ.,1997, с. 181.

 


Поделиться:


Назад в раздел