Поиск по сайту

Психология в детском саду — искусство жить и взрослеть

Автор: Марунчак Н.А.


Искусство жить — в самом широком нашем понимании, это процесс, во-первых, творческий, во многом субъективный и индивидуальный; во-вторых, протекающий в рамках отношений с окружающими людьми; в третьих, сопровождающийся чередой открытий, обретаемых путем личных проб и личных ошибок в его создании.

Подобный подход означает, что каждый взрослый, сопровождающий процесс развития и взросления детей, с одной стороны, сам находится в непрерывном процессе развития и взросления, причем проживает его осознанно и включенно, потому что без этого не сможет созидать, создавать отношения и руководствоваться их ценностью в процессе построения отношений с детьми и взрослыми детского сада.

С другой же стороны, это означает, что взрослыми уже накоплен, освоен и принят опыт ошибок и достижений в процессе осознания своего и чужого развития и взросления, и эти взрослые люди способны создавать нетоксичную среду для развития и взросления подрастающей смены.

Из вышесказанного понятно, что подобная задача может решаться только в профессиональном и человеческом содружестве, партнерстве всех или, по крайней мере, многих специалистов ГДОУ. Именно об этом пойдет речь в нашей статье, где в нижеприведенных таблицах мы схематизировали наши находки, которые берем на себя труд описать, обосновать их необходимость, глубину и востребованность настоящим моментом. Условия создания нетоксичной развивающей среды для воспитания детей в ГДОУ:

1. Наличие научной теории, проясняющей законы личностного развития и следование ей.

2. Обучение взрослых основам создания здоровых взаимоотношений с коллегами, детьми и их родителями.

3. Наличие профессионального взаимодействия специалистов различных развивающих направлений в ГДОУ.

4. Материально-технические условия для полноценной и разнообразной психологической работы с детьми.

5. Согласованность усилий, направленных на воспитание детей всеми взрослыми, которые окружают ребенка.

Детству, несомненно, принадлежит особая роль в жизни каждого человека. Это время, когда закладываются основы характера, формируется отношение к миру, к себе и окружающим людям. Детство — время некритического принятия всех даров жизни, особо острого переживания всех чувств, отношений и ситуаций, которые сохраняются на долгие годы в памяти человека и либо остаются доступными для него в последующей взрослой жизни, либо притягивают и капсулируют большие силы внутреннего мира для защиты от влияния памятных и важных событий.

Наша профессиональная задача состоит, в том числе, и в нахождении хорошего способа, с помощью которого мы понимаем организацию внутреннего мира человека, законы его формирования и проявления, способны оказывать помощь в его развитии и созидании ребенку и взрослому.

Одним из таких способов, несомненно, является научная теория, дающая нам объективную опору в повседневной деятельности и расширяющая рамки ее познания. На сегодняшний день с явной очевидностью проявляются тенденции к конвергентной направленности научных теорий, то есть ищутся пути к общности взглядов на духовный мир человека, когда самые разнообразные психологические направления перестают отвоевывать свое эксклюзивное право на владение истинным знанием об организации психического как явления живой материи. Благодаря этой тенденции, мы без конфликта можем использовать столь разнонаправленные теории, как психоанализ, бихевиоризм, экзистенциальную психологию, гештальт-подход, психосинтез, беря то природосообразное начало, которое каждая из них содержит. Под природосообразностью мы понимаем соответствие теории нынешнему уровню развития общества, его культуры, потребностей и способов их удовлетворения. В сегодняшней статье мы будем опираться на психосинтетическую концепцию организации психической жизни человека, потому что она наиболее удобна для прояснения конкретных психологических способов работы, а главное для наглядной демонстрации и объяснения той глубины и обоснованности психологической работы, которую мы ведем. Одновременно с этим, наше понимание теории как карты психического с обозначенными взаимосвязями между разнообразными явлениями внутреннего мира, защищает нас от профессионального снобизма, претендующего на безапелляционные утверждения абсолютного знания за другого человека о том, что для него хорошо и что для него плохо. Теория — лишь очерченная карта, методы и технологии работы — ежедневные инструменты помощи каждому конкретному человеку или группе людей, а потому мы не догматичны в своей теоретической приверженности и избираем психосинтез для демонстрации своего понимания взаимосвязей в психической организации ребенка, методов влияния на детское развитие, оставляя за пределами данной статьи недостатки и несовершенства и ограничения данной теории.

Психосинтез утверждает, что в психической организации каждого человека изначально присутствуют три уровня: низший — уровень аффектов, средний — бытийный, высший — духовный. Наша задача - при помощи игры, детского творчества, обращаться ко всем этим уровням, делая их доступными самому ребенку, делая их явными для окружающих ребенка заботливых взрослых. Наиболее зримо и явно эта работа видна в детских рисунках, когда ребенок рисует свои страхи, создает истории об угрожающих жизни явлениях, внушающих тревогу, прорабатывает непростые вопросы смерти, рождения, взросления. Эти и им подобные переживания относятся к низшему бессознательному, там укоренены и развиваются. Зная об этом, мы без страха подходим к решению трудных вопросов этой области, когда с ними сталкиваемся (см. таблицу 2). Бытийные трудности каждого ребенка — отношения со сверстниками и взрослыми, переживания конкретных ситуаций повседневной жизни, ожиданий и огорчений от них, радостей и удовольствий, связанных с ними, это средний уровень бессознательного ребенка. Здесь мы смело обращаемся к теме семьи, отношениям к детскому саду, взрослым детского сада и дальнего окружения ребенка, событиям, произошедшим на отдыхе, в путешествии, к отношениям с домашними питомцами. Мечты о созидании во благо миру и людям — это область высшего бессознательного, которое по вере отца — основателя психосинтеза Асаджиоли, присутствует в каждом из нас изначально, при рождении, а потому к нему просто нужно уметь правильно обращаться, приглашая к встрече. Именно из этой области исходят мечты ребенка о добре, которое он может творить сейчас или в будущем, о пользе, которую он принесет или уже приносит близким и друзьям, о любви, которую испытывает или хочет пережить к людям, животным, природе.

Владея психологическим знанием о природе психического и не будучи догматами в этом вопросе, обладая научной гибкостью и ориентируясь на задачи каждой конкретной ситуации, мы можем вести заинтересованный и плодотворный диалог с коллегами, организуя профессиональное взаимодействие специалистов различных развивающих направлений в ГДОУ и согласуя усилия, направленные на воспитание детей, всех взрослых, которые окружают ребенка (см. таблицу 1)

Важнейшей составляющей нашей психологической работы являются принципы, на которых она основывается. Здесь мы перечислим главные, без которых невозможно обойтись в данной статье:

1. Понимание потребностей ребенка.

2. Использование адекватного наличествующей в данный момент потребности ребенка языка общения (игра, актуальный диалог).

3. Организация условий, способствующих поддержанию здоровых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: предоставление возможностей для осуществления выбора действий, поведения, деятельности, наряду с естественными директивными началами во взаимоотношениях, к которым относятся режимные моменты в условиях ГДОУ, требования программ и т. д.

4. Самореализация ребенка в процессе жизни в ГДОУ.

Для реализации каждого принципа, руководящего нашей психологической деятельностью, необходимо большое разнообразие профессиональных инструментов, одним из которых является Многоликая Игра, а держателем этого инструмента — Мастер игры. ЗАЧЕМ ИГРАТЬ?

Играем мы для того, чтобы все стороны психической жизни ребенка были задействованы в своей полноте и своеобразии, играем и затем, чтобы трудные для любого ребенка монотонные обязанности (ложится ли спать в тихий час, убирать ли разбросанные ребенком игрушки) оказывались интересными и важными.

КАК ИГРАТЬ? Играть, сообразуясь с задачами момента и его обстоятельствами.

КОГДА И С КЕМ ИГРАТЬ?

Мы играем всегда, когда дети здоровы, накормлены и отдохнули. Здесь личностно-ориентированный подход работает в полную силу.

На вопрос «с кем играть?» тоже легко ответить: С тем, кто хочет и готов к игре. Поэтому психолог сам играет с детьми и обучает этому непростому и увлекательному делу окружающих ребенка взрослых. Работая в таком режиме не один год, мы встретились с необходимостью такого подхода в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, изданных в этом году, где говорится: «задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением». Именно это дает нам право и основание говорить о востребованности в современном обществе нашего способа работы в ГДОУ.

Литература:
1. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе»
Academia, 2000. http://books.yandex.ru/author.xml?authorid=4403170&p=3

2. Ассаджиоли Р. «Психосинтез: теория и практика» http://www.psylib.ukrweb.net/books/psyntez/psy01/index.htm

3. Богоявленская Д. Б. «Одаренность: теория и практика»

http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=122

4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ №655 от 23.11.09

Таблица 1.


ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА ПСИХОЛОГА И ДРУГИХ ВЗРОСЛЫХ Д/С

для решения задач и проведения мониторинга их решения в процессе освоения детьми образовательной программы ГДОУ.

С кем партнерст-вует психолог

Организация развивающей среды.

Формы мониторинга влияния развивающей среды.

Организация здорового эмоционального климата

Создание индивидуальных маршрутов развития ребенка

Создание маршрутов групповой жизни

Название форм работы

Родители

Помощь в организации развивающих зон в группе,

подготовка дидактичес-ких материалов

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений

Выявление социальных запросов

Помощь в разработке стиля, ритма и направления работы с группой

Индивидуальные и групповые консультации,

семинары, тренинги.

Воспитате-ли

Организация развивающих зон в группе,

подготовка дидактичес-ких материалов.

Формы мониторинга влияния развивающей среды: наблюдение за использованием ресурсов среды детьми в процессе самостоятель-ных игр.

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений.

Формы мониторин-га ее влияния — социомет-рические срезы, наблюдения в спонтанной деятельнос-ти детей, наличие желания находиться в д/с дольше.

Разработка стиля, ритма и направления работы с ребенком.

Формы мониторинга влияния индивидуальных маршрутов на развитие ребенка: наблюдение за динамикой процесса изменения, наблюдения в спонтанной деятельности, тестирование

Разработка стиля, ритма и направле-ния работы с группой.

Формы мониторин-га влияния групповых маршрутов на развитие ребенка: наблюдение за динамикой процесса изменения, наблюдения в спонтанной деятельнос-ти, беседы

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.

Логопед

Создание эмоциональ-но насыщенной и соответствующей возрасту сенсорно разнообраз-ной речевой среды.

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотно-шений

Создание личностно — ориентиро-ванных способов развития речи ребенка

Создание личностно — ориентиро-ванных способов развития речи в группе

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.


(Формы мониторинга см. выше)

Педагог дополнительного образова-ния по народному творчеству

Совместный анализ детских рисунков, организация совместных выставок в д/с

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений

Выявление творчески одаренных детей и включение изо-деятельности в их индивидуаль-ные маршруты.

Выявление детей, требующих развития в данной области.

Включение группового и индиви-дуального рисования в досуговую групповую деятель-ность.

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.


(Формы мониторинга см. выше)

Музыкаль-ные руководите-ли

Музыкальная психопрофи-лактика с опорой на классические программные произведения для д/с

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений

Выявление творчески одаренных детей и включение музыкально- развивающей деятельности в их индивидуальные маршруты.

Выявление детей, требующих развития чувства ритма, слуха и синхронизации движения и музыки.

Создание музыкаль-ных уголков группы с учетом гендерных интересов, способнос-тей детей.

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.


(Формы мониторинга см. выше)

Физкультурный руководи-тель

Организация физкультурн-ых уголков.

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотно-шений

Выделение детей группы риска по уровню двигательно-го развития и совместное создание комплекса упражнений для квалифицированной коррекции .

Проведение игровых эстафет в процессе прогулок и досуговой деятельнос-ти для сплочения детей группы.

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.


(Формы мониторинга см. выше)

Педагог дополни-тельного образова-ния по театрализо-ванной деятельнос-ти

Помощь в организации пространства для творческой деятельности.

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений

Наполнение групповых театральных уголков содержанием, с учетом диффицитар-ных характерис-тик детей группы.

Помощь в организа-ции деятельнос-ти с учетом гендерных и психологи-ческих особеннос-тей группы

Индивидуаль-ные и групповые консультации, круглые столы, семинары, тренинги.


(Формы монисм. выше)

Врачи

Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, использова-ние оздоровитель-ных технологий

Обучение формам и правилам здоровых взаимоотношений.

Создание индивидуальных

оздоровитель-ных маршрутов на медико-психолого-педагогических совещаниях .

Согласова-ние оздорови-тельно-профилактических ежедневных мероприятий

Медицинские психолого-педагогические консилиумы.

Админист-рация

Помощь в создании МТБ

Разработка направле-ний сотрудничества с педагогическим коллекти-вом

Координация работы педагогов и специалистов на медико-психолого-педагогических совещаниях

Координа-ция работы педагогов и специалистов

Рабочие совещания, круглые столы.

Таблица 2.

Технологии в работе с детьми

Социально- адаптирующие технологии

Сказкотерапия

Песочная терапия

Арт - терапия

Игротерапия

Гештальт - драма

Игры с правилами

Здесь собраны игры и упражнения,

которые отражены в ФГТ в

Создание и проигрывание сказок через использование бибабо.

Работа в юнгианской песочнице

Использова-ние рисуночных технологий, монотипий.

Спонтанные совместные игры с психологом в кукольном уголке.

Создание и проигрывание групповых историй

пунктах3.3.4; «Социализация» и п. 3.3.7

Здесь собраны игры и упражнения, которые отражены в ФГТ в пунктах3.3.9; 3.4

«Коммуникация»














Поделиться:


Назад в раздел