Поиск по сайту

Система поддержки одаренных детей (из опыта работы ГБОУ № 130 Санкт-Петербурга)

Автор: Гришина И.М., Васильева Т.О.


Основная образовательная программа начального общего образования Прогимназии №130 для детей дошкольного и младшего школьного возраста, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Стандарт включает требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

В контексте нашей статьи следует отметить направленность Стандарта на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей.

Положенный в основу Стандарта системно-деятельностный подход предполагает:

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализации вышеуказанных положений и требований ФГОС по созданию благоприятных условий, позволяющих эффективно реализовать и освоить обучающимися основную образовательную программу начального общего образования, в том числе обеспечить индивидуальное развитие всех обучающихся, и в особенности, – одаренных детей в прогимназии 130 вылилось в систему, которая включает:

1. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:

· принцип преемственности дошкольного и начального общего образования в развитии личности;

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Основные направления работы:

· сбор первичной информации о направленности интересов младших школьников по направлениям: а) филология; б) математика; в) естествознание и др.;

· опрос и анкетирование родителей с целью получения объективной информации о направленности интересов детей;

· выявление одаренных учащихся;

· создание, пополнение базы данных одаренных детей и составление карты интересов;

· разработка индивидуальных форм работы;

· подбор заданий повышенного уровня сложности;

· внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

· создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников прогимназии при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;

· развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащися, которая позволит талантливым детям демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

· подбор и накопление литературы в библиотечном фонде, необходимой для самообразования педагогов и одаренных детей, и создание медиатеки;

· привлечение внимания общественности, родителей к проблемам одаренных детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет);

· организация педагогического просвещения родителей одаренных и талантливых детей;

· включение талантливых детей в исследовательскую и проектную деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

· разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся прогимназии и других образовательных учреждений города, региона;

· работа с портфолио одаренных детей;

· мониторинг работы педагогического коллектива;

· повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп) и мотивации педагогов (оказание методической помощи педагогам).

3. Формы работы с одаренными учащимися:

· групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

· индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

· дополнительные занятия с одаренными детьми по предметам;

· кружки и секции по интересам;

· конкурсы, викторины, смотры, КВН-ы;

· турниры эрудитов;

· предметные недели;

· участие в предметных олимпиадах разного уровня;

· интеллектуальные марафоны и интеллектуальные игры «Умники и умницы»;

· исследовательская и проектная работа;

· проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных детей;

· творческие мастерские;

· слет отличников.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит два уровня:

· 1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

· 2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) начальной школы осуществляется в рамках урочной деятельности по каждой учебной дисциплине.

Формирование и освоение творческих способов и приемов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы 2100» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приемов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определенному правилу;

- провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

- провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Все это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа-2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Учителя на своих уроках используют индивидуадьно-дифференцированный метод обучения; разработаны разноуровневые задания для самостоятельной работы учащихся; учащиеся имеют возможность выбора заданий по своему желанию и возможностям.

Индивидуальное сопровождение учащихся и одаренных детей проводится с помощью системы педагогических наблюдений, созданной в прогимназии. Данная система предусматривает:

· ведение учителями дневников педагогических наблюдений;

· проведение анализа развития учащихся по таким вопросам, как общая культура личности (овладение культурой устной речи, соблюдение правил этикета, посещение культурных центров города, культурная эрудиция, применение полученных знаний), предметные и личностные достижения учащихся, а также проблемы, которые возникают у учащихся в предметных областях, организаторская деятельность (общественное поручение, выполнение задания, порицания и поощрения) и др.;

· разработка индивидуальных форм стимулирования и работы с талантливыми детьми и их родителями.

В плане преемственности дошкольного и начального общего образования, быстрейшей адаптации талантливых детей, максимальной сохранности детского здоровья в прогимназии проводится цикл занятий по программе «На пороге школьной жизни» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Указанный цикл включает:

I. ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:

Занятие 1. Знакомство (Цель: знакомство участников тренинга с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей.)

Занятие 2. «Мотивационная готовность» (Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.)

Занятие 3. Формирование самооценки. «Язык принятия - язык непринятия» (Цели: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.)

Занятие 4. «Первый раз в первый класс» (совместное занятие родителей и детей) (Цель: исследование и развитие навыков эффективного взаимодействия.)

Занятие 5. «Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка» (Цель: обучение родителей эффективным способам общения.)

II. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Занятие 1. Сегодня - дошкольник, завтра – школьник (Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.)

Занятие 2. Кто я? Какой я? (Цели: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.)

Занятие 3. Школьные правила (Цель: изучение сформированности навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.)

Занятие 4. Я среди других (коммуникативная готовность) (Цель: развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.)

Внеурочная деятельностьпрогимназии № 130 организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, творческие конкурсы, предметные олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В настоящее время прогимназия является экспериментальной площадкой Выборгского района по теме «Воспитание первооснов гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются:

· возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта;

· в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

· для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования);

· в перспективе может быть организовано дистанционное образование, при этом реализация индивидуальных учебных планов будет сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

О большой работе по внеурочной деятельности прогимназии № 130 говорят следующие победы обучающихся за последние 4 года:

п/п

год

кому вручена

название награды

кем выдана

1

2008г.

команде Прогимназии

№130

Грамота «За участие в финале районных соревнований «Безопасное колесо».

ОО Администрации Выборгского района ГОУ ДОД Дом детского творчества «Союз»;

отдел ГИБДД Выборгского района.

2

2008г.

Прогимназия №130

Грамота «За 1 место в районных соревнованиях по стрелковому многоборью (3-4 классы)»

ОО Администрации Выборгского района;

ГОУ дополнительного

образования детей

ДЮТ Выборгский район

Санкт-Петербург.

3

2008г.

Прогимназия №130

Грамота «За 1 место в Спартакиаде по военно-прикладным и туристским видам спорта среди ОУ Выборгского района».

ОО Администрации Выборгского района;

ГОУ дополнительного

образования детей

ДЮТ Выборгский район

Санкт-Петербург.

4

2008

Киранов Кириилл

(2 класс)

Диплом «За 3 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного этапа городского конкурса детского творчества «Дорога и мы»

ОО Администрации

Выборгского района

ГОУ ДОД Дом

детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

5

2008

Смольянов Тимофей

(4 класс)

Диплом «За ПОБЕДУ

в номинации «Спецприз» районного конкурса детского творчества «Дорога и мы»

ОО Администрации

Выборгского района

ГОУ ДОД Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

6

2008

Токарев Яков

(2 класс)

Диплом «За ПОБЕДУ

в номинации «Спецприз» районного конкурса детского творчества «Дорога и мы»

ОО Администрации

Выборгского района

ГОУ ДОД Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

76

2008

Прокудин

Мизаил

(2 класс)

Диплом «За 3 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного конкурса детского творчества «Дорога и мы»

ОО Администрации

Выборгского района

ГОУ ДОД Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

7

2008г.

Бокарев Всеволод

(4 класс)

Диплом «За 2 место в районных соревнованиях по

стрелковому многоборью (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

56

2008г.

Мельницкий Дмитрий

(4 класс)

Диплом «За 1 место в районных соревнованиях по стрелковому многоборью (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

8

2008г.

Прогимназия №130

Грамота «За 1 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

Дворец юношеского творчества Выборгского района

9

2008г.

Банашук Макар

(3 класс)

Грамота «За 2 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

10

2008г.

Довбня Ольга

(3 класс)

Грамота «За 2 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

11

2008г.

Реутская Ксения

(3 класс)

Грамота «За 3 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

12

2008г.

Теплова Елизавета

(3 класс)

Грамота «За 1 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

13

2008г.

Прогимназия №130

Грамота «За 3 место в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях (3-4 классы)»

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга;

Комитет по физической культуре и спорту

ДЮТ Выборгского района

14

2009г.

прогимназия №130

Грамота «За активное участие

в городском конкурсе детского творчества по БДД «Дорога и мы»

Комитет по образованию

Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербургский центр детского технического творчества.

15

2009г.

прогимназия №130

Грамота «За активное участие

в районном этапе городского конкурса детского творчества

«Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ ДОД Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

16

2009г.

Дмитриев Виталий

(2 класс)

Грамота «За 2 место в номинации «Видеотворчество» городского открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы»

Комитет по образованию Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербургский центр детского технического творчества.

17

2009г.

Егоров Егор

(2 класс)

Грамота «За 3 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного этапа городского конкурса «Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ ДОД

ДДЮТ «Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

18

2009г.

Исаченко Марина

(1 класс)

Грамота «За 2 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного этапа городского конкурса «Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ ДОД

ДДЮТ «Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

19

2009г.

Дмитриев Виталий

(2 класс)

Грамота за 1 место в номинации «Видеотворчество» районного этапа городского конкурса «Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района ГОУ ДОД

ДДЮТ «Союз»; отдел ГИБДД Выборгского района.

20

2009г.

Динерштейн

Софья

(1 класс)

Грамота «За 1 место в номинации «Техническое творчество» районного этапа городского конкурса «Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ ДОД

Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД

Выборгского района.

21

2009г.

Киранов Кирилл

(2 класс)

Грамота «За 1 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного этапа городского конкурса «Дорога и мы»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ ДОД

Дом детского творчества

«Союз»;

отдел ГИБДД Выборгского района.

22

2010г.

Шильникова Анна (3класс)

Грамота «За 1 место в номинации в виде «Спортивный лабиринт» соревнований учащихся Выборгского района по спортивному ориентированию в закрытых помещения, посвященных Дню защитника Отечества в возрастной группе «Д3-4»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ Дополнительного образования

Дворец Юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга

23

2010г.

Бухарова

Варвара

(3класс)

Грамота «За 1 место в номинации в виде «Спортивный лабиринт» соревнований учащихся Выборгского района по спортивному ориентированию в закрытых помещения, посвященных Дню защитника Отечества в возрастной группе «Д3-4»

ОО Администрации Выборгского района

ГОУ Дополнительного образования

Дворец Юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга

24

2010г.

Коллектив

1а класса

Грамота «За 1 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» районного этапа городского конкурса детского творчества «Дорога и мы».

ГОУ Дополнительного образования детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества «Союз» районный опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток»

25

2010г.

Квон Юнэ

Грамота «За 2 место в номинации «Художественное творчество» районного этапа городского конкурса детского творчества «Дорога и мы».

ГОУ Дополнительного образования детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества «Союз» районный опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток»

26

2010г.

Прогимназия №130

Грамота «За участие в районном этапе городского конкурса детского творчества «Дорога и мы»

ГОУ Дополнительного образования детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества «Союз» районный опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток»

27

2010г.

Плоткина Анна

1 класс

Грамота «За участие в 1 этапе всероссийского конкурса «Безопасность глазами детей»

ГОУ ДОД

Дом детского

творчества «Олимп»

Отдел государственного пожарного надзора Выборгского района

Санкт-Петербурга

28

2010г.

Королева

Анастасия

1 класс

Грамота «За участие в 1 этапе всероссийского конкурса «Безопасность глазами детей»

ГОУ ДОД

Дом детского

творчества «Олимп»

Отдел государственного пожарного

надзора Выборгского района

Санкт-Петербурга

29

2010г.

Исаченко Марина 2 класс

Грамота «За 3 место в номинации «Техническое творчество» районного этапа городского детского творчества «Дорога и мы»

ГОУ Дополнительного образования детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества «Союз» районный опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток»

30

2010г.

17-27 марта

1а класс

Грамота «За 2 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» Городского открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы» (Городской этап)

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургский центр детского технического творчества

31

2011год

Жидкова Злата

4а класс

Захаров Марк

3а класс

Кузнецова Яна

3а класс

Милош Елизавета 3а класс

Рабинович Екатерина 3а класс

Сергина Мария

3а класс

Соколова Ольга

3а класс

Соловьев Глеб

3а класс

Хоревская Анастасия 2а класс

Николаева Ольга

2а класс

Буславская дарья

3б класс

Масленникова Анна

3б класс

Макеева Мария

3б класс

Дубкова Алиса

3б класс

Васильева Александра 2а класс

Черепков Никита

3а класс

Токарева Мария

3б класс

Грамота «За участие во Всероссийском конкурсе «Безопасность глазами детей»

Санкт-Петербург

Отдел надзорной деятельности

32

2011 год

Команда

прогимназии №130

Грамота «За 1 место в первенстве учащихся Выборгского района по ориентированию в закрытых помещениях по группе 3-4 классов.

КОМПЛЕКСНЫЙ ЗАЧЕТ»

Администрация Выборгского района

Отдел образования

ДДЮТ

33

2011 год

Епанчинцев Артем

4а класс

Грамота «За 1 место в первенстве учащихся Выборгского района по ориентированию в закрытых помещениях по группе 3-4 классов»

Администрация Выборгского района

Отдел образования

ДДЮТ

126

2011 год

Епанчинцев Артем

4а класс

Грамота «За 1 место в первенстве учащихся Выборгского района по ориентированию в лабиринте по группе 3-4 классов»

Администрация Выборгского района

Отдел образования

ДДЮТ

34

2011 год

Буславская Дарья

3б класс

Грамота «За 2 место в первенстве учащихся Выборгского района по ориентированию в закрытых помещениях по группе 3-4 классов»

Администрация Выборгского района

Отдел образования

ДДЮТ

35

2011 год

Буславская Дарья

3б класс

Грамота «За 2 место в первенстве учащихся Выборгского района по ориентированию в лабиринте по группе 3-4 классов»

Администрация Выборгского района

Отдел образования

ДДЮТ


Система поддержки одаренных детей (из опыта работы ГБОУ № 130 Санкт-Петербурга)

Назад в раздел