Поиск по сайту

Опыт организации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Автор: Киселева О.Л.


Путь инновационного развития общества, модернизации страны трудно представить себе без участия активных, самостоятельных, творчески мыслящих, талантливых людей. Наращивание интеллектуального потенциала страны является одной из приоритетных задач государственной политики. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» один из основных акцентов сделан на необходимости выстраивания системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В связи с этим серьезное внимание педагогической общественности уделяется вопросам выявления одаренных детей и создания условий для их развития.

Само понятие одаренности, по мнению авторов рабочей концепции одаренности, характеризуется как «Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Исследования феномена одаренности позволяют сделать вывод о взаимосвязи наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В связи с этим становится особенно актуальной проблема влияния на развитие одаренности культурно-воспитательных факторов.

Дополнительное образование обладает не только возможностями, но и рядом преимуществ в решении вопросов выявления и поддержки одаренных и талантливых детей. Что же получает ребенок в Доме детского творчества? Прежде всего, он получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.

Название учреждения в определенном смысле говорит за себя. Творчество – ведущая деятельность, объединяющая детей и педагогов. Именно в процессе активной творческой деятельности (индивидуальной и совместной) происходит процесс развития и самоопределения ребенка.

Для многих детей занятия в Доме творчества становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь. Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело или будущую профессию. На это собственно и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.

Программы дополнительного образования охватывают не только общеизвестные образовательные области, но часто имеют уникальную профильную направленность. В нашем Доме творчества к таким можно отнести «Юный экскурсовод», «Керамика», «Дизайн одежды» и другие.

Одним их главных условий развития одаренного ребенка является встреча с Учителем, с настоящим Мастером. Педагоги дополнительного образования действительно особенные люди – люди призвания, их отличает безграничная любовь к детям, желание зажечь в каждом стремление к развитию, а одаренным детям помочь сохранить и развить «дар», которым наградила природа. Это педагоги – лидеры, притягательные личности, способные создавать такие условия, при которых ребенок чувствует себя не обучаемым, а участником события, проживая которое он открывает людей, Мир и себя в этом мире.

Многие педагоги являются профессионалами своей области – это артисты, художники, музыканты. Для ребенка встреча с таким мастером часто становится определяющей. Ежегодно наши способные выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Каждый одаренный ребенок – это индивидуальность, требующая особого внимания. От педагога требуется не только знание теории, но обеспечение профессионального подхода к развитию одаренности, выражающегося прежде всего в позиции сотрудничества. Желание содействовать, помогать, направлять является определяющим. Применяемый часто термин «сопровождение» отражает сущность этих отношений и означает «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь» (словарь Ожегова С.И.).

Очень важна для развития одаренности комфортная развивающая среда и творческая атмосфера. В нашем Доме детского творчества этому способствует особая форма «жизни» коллективов. Каждое творческое объединение – особый мир. Он наполнен традициями, коллективными событиями, создающими чувство особой общности. Это экскурсии, поездки на конкурсы, фестивали (иногда далеко за пределы Санкт-Петербурга), коллективное празднование Дней рождения, прогулки на природу и многое другое. Каждый коллектив – это уникальное сообщество, в которое входят дети, педагоги и родители. Только это единство может вызвать у ребенка чувство психологической защищенности и гармонии, а значит способствовать его полноценному развитию.

Особое внимание в Доме детского творчества уделяется созданию условий для развития специальных одаренностей, преимущественно интеллектуальной и творческой.

Занятия по краеведению проходят в музее, среди исторических экспонатов. Юные краеведы могут попробовать себя в роли исследователя своего родного края, самостоятельно подготовить и провести настоящую экскурсию в музее не только для своих ровесников, но и для взрослых, поучаствовать в проведении краеведческой культурно-познавательной программы и, даже, наравне со взрослыми краеведами стать членами Совета музея. Воспитанники этого коллектива неоднократные победители конкурса «Юный экскурсовод».

В распоряжении маленьких художников светлые кабинеты, в которых они создают свои первые творческие шедевры за настоящими мольбертами. Работы воспитанников изостудии «Художник» отмечены самыми высокими наградами, лучшие их них хранятся в коллекции Русского музея.

Развить свой артистический талант ребята могут в театральной студии. Это не просто учебный класс, а мини-театр. В нем все настоящее – сцена, кулисы, софиты. Находясь в таких реалистичных условиях, наши юные артисты порой просто удивляют искренними эмоциями, артистизмом и точно созданным образом. Коллектив, который так и называется «Театральная студия «Образ», неоднократный победитель городских и международных фестивалей. Выпускница этой студии в этом году вернулась после обучения в Дом творчества в качестве педагога.

Искусство хореографии дети постигают в танцевальных классах, оборудованных зеркалами и специальным паркетным покрытием. Входя в такой класс, стоя у хореографического станка, даже самые маленькие проникаются чувством важности происходящего. Постановка каждого танца – это событие. Волшебная музыка, прекрасные костюмы, гармония движений – все это способствует развитию творческой одаренности детей. Наиболее способным детям предоставляется возможность исполнять сольные партии, степень сложности которых говорит не только об одаренности ребенка, но и колоссальном труде, который стоит за блестящим исполнением.

Ведущий детский образцовый хореографический коллектив «Забава» гордиться не только достижениями и высокими наградами, но и своими выпускниками, выбравшими хореографию своей профессией.

Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрации своих достижений. Это участие в концертах, конкурсах, выставках районного, городского, всероссийского и международного уровней. Детям предоставляется возможность участвовать в значимых социальных проектах, выступать на лучших концертных площадках, выставочных павильонах города.

Выявление одаренности процесс очень сложный, требующий определенной компетенции. Педагоги Дома творчества проводят первичную диагностику одаренности, анкетирование детей по выявлению их мотивации, анализируют результаты выступлений, конкурсов и выставок творческих работ, осуществляют взаимодействие с родителями. По проблемам сопровождения одаренных детей проводится обмен опытом педагогов, осуществляется методическая поддержка. Все это направлено на выявление как явной, так и скрытой одаренности.

Увидеть, сберечь и помочь развить личный потенциал ребенка педагогу также помогает безграничная вера в ученика. Известно, что именно вера вдохновляет человека и приносит порой уникальные результаты.

В вопросах работы с одаренными и талантливыми детьми есть и проблемы. Это создание специальных учебных программ, а также индивидуализация образования в условиях коллективной формы организации занятий. Для решения этой проблемы очень важно стремление педагогов к освоению современных педагогических технологий, обеспечивающих прохождение индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей.

В заключение можно сказать, что дополнительное образование имеет огромный потенциал для успешной работы с одаренными детьми – это материально-технические условия, профессиональное методическое сопровождение учебного процесса, увлеченные своим делом педагоги, а главное – их безграничная любовь к детям и чувство ответственности за наше будущее!


Поделиться:


Назад в раздел