Поиск по сайту

Интегрированный подход к системе оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Филиппова И.В.


Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья ребенка, которое закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.

Острота данной проблемы состоит в том, что:

- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;

- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;

- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для того чтобы сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника, необходим интегрированный подход к системе всей оздоровительной работы в целом, единство интеллектуальной и физической культуры.

Одним из путей применения интегрированного подхода к системе оздоровительной работы в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Такой, например, является программа П.П. Болдурчиди по физической культуре «Здоровье», которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

Наряду с этой программой можно использовать авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей, оказывает содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Программа основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких, как танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

- Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

- Игрогимнастика

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков.

- Игротанец

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. Нетрадиционные виды упражнений:

- Игровой самомассаж

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

- Пальчиковая гимнастика

Служит для развития умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

- Музыкально-подвижные игры

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

- Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

- Игропластика

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу, положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

- Игровой стретчинг

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

- Игры-путешествия

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Все это помогает гармоническому развитию личности.

На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью можно предложить детям специальные игровые задания, выполняя которые, ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.

В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся в разнообразных формах: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры-забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

-маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

-в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

-в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Поэтому нужно использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

-занятия по традиционной схеме;

-занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

-занятия-тренировки в основных видах движений;

-ритмическая гимнастика – занятия, состоящие из танцевальных движений;

-занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

-занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;

-самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.

Совсем недавно появилась новая технология «Фитбол-аэробика» авторов Ж.Е. Фирилевой и Е.Г.Сайкиной.

На сегодняшний день фитболы только начинают использоваться в практике детских дошкольных учреждений. Фитбол – это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект.

Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка – все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией.

Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально-волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку. Ребята получают приятные эмоции от занятий с фитболами, побед над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Итак, применяя интегрированный подход к системе оздоровительной работы в ДОУ, можно:

- повысить интерес детей к занятиям;

- увеличить уровень их физической подготовленности, развить такие физические качества как мышечная сила, ловкость, выносливость, гибкость;

- развить психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

При этом происходит воспитание нравственных качеств, укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма, создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Список литературы

1. М.Е. Глыбовский, Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)

2. ФирилеваЖ. Е., Сайкина Е. Г.Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей Серия: "Библиотека программы "Детство". Изд. "Детство-Пресс",2007,362 с.

2. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г.Лечебно-профилактический танец. Фитнес-данс — Детство-Пресс, 2007, 384 с.

3. Журнал «Педагогический мир» от 26 июля 2011,Березняк Л.Н. «Конспект занятия по физкультуре с детьми подготовительной группы с использованием технологии Са-Фи-Дансе»

Интернет-ресурс:http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=9029

4. Модель опыта работы по теме: «Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Интернет-ресурс:http://www.doumarx.ru/publ/model_opyta_raboty_po_teme_ispolzovanie_innovacionnykh_tekhnologij

5. Официальный сайт ДОУ №14 - Материалы по проекту Kidsmart

Интернет-ресурс:http://www.kirov.spb.ru/dou/14/index.php?option=com_content&task=view&id=44&Itemid=52

6. Сайт для работников дошкольного образования. Интернет-ресурс:http://www.ivalex.vistcom.ru/metod41-2.html

 


Поделиться:


Назад в раздел