Поиск по сайту

Система поддержки одаренных детей. Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ № 83

Автор: Отставнова Т.П.


Талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. Такое определение дает нам толковый словарь русского языка. И каждый из нас, педагогов, прочитав это определение, вряд ли уверенно может сказать, что талантливые дети у него в классе есть. Талант –это Толстой, Энштейн, Ломоносов, Королев… талант – это что-то далекое недостижимое. Но ведь все эти королевы точно так же учились в школе, да и Ломоносов начинал с рыбацкого поселка. Так может, и нам стоит присмотреться к сидящим рядом ученикам и помочь тем, кто мыслит нестандартно, неординарно, проявляет особые способности в той или иной области знаний. Может, не так страшно это слово – талант? Может, надо начинать с малого?

Первое, на мой взгляд, и очень важное, что способствует поддержке таких детей, это пример самого педагога. Если учитель – человек творческий, заинтересованный, что называется – трудяга, это передается и его ученику. Таланты нужно целенаправленно «натаскивать», а самый эффективный метод – наставничество. Помните, что писал Макс Фрай (литературный псевдоним Светланы Мартынчик и Игоря Степина): «...нужно учиться новому делу только у того, кто умеет это делать лучше всех в мире – тогда частица удачи учителя переходит ученику...» И не важно, кто этот «учитель» - талантливый, образованный дядя Пушкина или дьячок местной церкви из рыбацкого поселка, где жил Ломоносов. Результат и там и там поразительный.

Но не только личный пример учителя способствует развитию таланта у детей. Нужно спуститься на грешную землю и посмотреть, чем практически можно помочь таким детям, чтобы расширить их знания, увеличить интерес. Конечно, в школе должны быть для этого условия: факультативы, кружки, «круглые столы», конференции, чтобы ученик способный мог пообщаться с такими же заинтересованными, обменяться мнениями, а не оставаться один на один с педагогом. Конечно, наставничество – важно, но, порой, результат появляется именно тогда, когда люди одного возраста и положения спорят, доказывают, учатся друг у друга, внося общение долю здорового эгоизма.

В прошлом году ученик моего класса, девятиклассник Чирин Владислав, стал Призером Межрегионального конкурса по литературе и Художественной культуре. Я еще скажу, как приходилось готовить к этому конкурсу ученика, но мне очень понравилось, как была организована работа в городе, как каждый из ребят старался проявить себя, не стесняясь, аргументировано доказывая свою позицию. И все это было с такой заинтересованностью, с таким увлечением! Наставник - лишь сторонний наблюдатель. Разве это не способствует развитию таланта? Так же можно организовывать работу и в школах. Скажете, есть олимпиады, «Медвежонок», «Кенгуру»... На мой взгляд, эти формы «отбора» немного устаревают, изживают себя, все больше превращаются в формализм, а живое общение – актуально для нашего времени. Группы по интересам образуются сами по себе. Ребята способные, талантливые, под умелым руководством наставника, будут сами стремиться обмениваться опытом и проявлять себя. Конечно, и выход дальнейший должен быть: напечатать статью, поучаствовать в городской конференции, выступить в другой школе. Вы скажете, что все это уже есть. Возможно. Только предложения, в большинстве своем, спускаются сверху, а я говорю об инициативе самих детей. И это важно.

Как важно и то, что каждая победа, пусть самая небольшая, должна иметь систему поощрений. Я в этом твердо убеждена. Талантливые дети должны иметь возможность свободно печатать статьи, ездить на экскурсии, посещать бесплатно музеи, расширять свой кругозор.

Без поддержки семьи талантливый ребенок «тускнеет», потому что ему, в первую очередь, важно, что он оправдал надежды своих близких. И если мама и папа, заботясь о материальном благосостоянии своего отпрыска, будут видеть в нем еще и личность, помогать развивать его способности, тогда за такого ребенка нужно бороться вдвойне.

Конечно, работать с детьми талантливыми – сложно, потому что, наряду со способностями, они проявляют упрямство, настойчивость, желание отстоять свое мнение, даже если оно не совсем правильное. И я тоже с этим столкнулась. Мой ученик – человек способный, но с характером. Приходилось убеждать его быть корректным при написании работы, высказывать мысли точно, соблюдать логику и стиль. Но у него были свои убеждения. И, честно скажу, иногда приходилось уступать, оставляя все, как есть. Может, поэтому со временем и мой ученик стал прислушиваться к мнению других.

Работа с талантливыми, способными детьми – это дополнительное время учителя, это «копание» в специальной литературе, это контроль над своими эмоциями и амбициями. Да, амбициями. Потому что иногда ученики «перерастают» своих учителей.

Но все же, как трудно не было бы нам в работе со способными учениками, таланты продвигать нужно и важно. И в этом я полностью согласна с президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, который в своей статье «Россия, вперед!», опубликованной 10 сентября 2009 года, сказал: «Инновационная экономика возникает, конечно, не от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас….. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей»…Талантливых учеников мы можем вырастить, воспитать в школе!»


Поделиться:


Назад в раздел