Поиск по сайту

Независимое тестирование как средство мониторинга качества знаний учащихся и мотивации к изучению иностранного языка

Автор: Белова А.В., Межевых С.В., Линюк М.И.


  В современном мире образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Постоянно изменяющееся образовательное пространство выдвигает каждый раз новые требования к качеству образования.

  Понятие «качество образования» включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы.

  Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса.

  Сегодня все чаще встречается в оценке качества образования такое понятие, как «мониторинг». В основном мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное нежелательное развитие событий. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества.

Использование мониторинга в оценке качества образования помогает определить:

· достигнуты ли образовательные цели;

· насколько качественно усвоены знания обучающимися;

· существуют ли показания для усовершенствования работы педагогов.

  Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, многообразие образовательных программ и методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценкой качества подготовки школьников служит независимое тестирование (мониторинг качества знаний учащихся).

  Тестирование как метод исследования означает «целенаправленное одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». Интерес к тестированию объясняется тем, что помимо основной функции контроля, оно может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся мерой определения эффекта обученности и способом прогнозирования успешности или не успешности обучения.

   Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.

  Основная роль тестирования (мониторинга) в обучении иностранному языку заключается в тесной взаимосвязи тестирования и учебного процесса и чем теснее такая взаимосвязь, тем эффективнее процесс и качественнее тестирование. Проведение независимого мониторинга качества знаний учащихся, дает возможностьполучить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов.

  Тестирование (мониторинг) определяется как подготовленный в соответствии с определенными требованиями стандартов обучения комплекс заданий, прошедший предварительное апробирование с целью определения показателей качества сформированности знаний, умений и навыков по предмету и уровень их владения. Мониторинг позволит выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и коммуникативной (речевой) компетенции. Результаты мониторинга (тестирования) определяются по установленным критериям.

  Анализ результатов независимого мониторинга качества знаний учащихся позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК.
Используя результаты независимого мониторинга качества знаний учащихся можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет. При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др.

  Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем, с оценкой независимых экспертов, проводивших и проверявших работы учащихся в рамках независимого тестирования. Так как результаты отдельного ученика оцениваются учителем на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.

  В ГОУ СОШ №135 два года проводится независимый мониторинг качества знаний учащихся. Тестирование проводится в формате международных экзаменов CAMBRIDGE ESOL, организаторами тестирования являются:

· Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

· Экзаменационный Синдикат Кембриджского университета (University of Cambridge ESOL examinations)

· Экзаменационный Центр «Книжный Дом»

  Тестирование ориентировано на новые направления в процессе обучения, стоящие перед общеобразовательной школой. Его основной характеристикой является осуществление мониторинга уровня обученности учащихся, обеспечение массового участия школьников в независимом тестировании.

   Цель независимого тестирования – мотивация школьников к изучению английского языка; организация и проведение независимого и объективного контроля уровня сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности, что способствует подготовке учащихся к ЕГЭ.

   Задачи тестирования:

· выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

· пропаганда научных знаний, развитие сотрудничества с образовательными организациями, реализующими программы высшего профессионального образования;

· создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, в том числе оказание содействия в их интеллектуальном развитии, профессиональной ориентации и продолжении образования;

· обеспечение мониторинга уровня владения иностранным языком учащимися различных классов;

· повышение педагогической квалификации учителей, участвующих в проведении независимого тестирования.

  Учащиеся 3-10 классов принимают участие в проекте «TEST for the BEST». Участие в независимом тестировании сугубо добровольное, но количество участников в этом учебном году увеличилось по сравнению с прошлым учебным годом. Количество участников тестирования представлено в таблице №1.

Таблица №1. Количество участников независимого тестирования

Уровень

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

1 тур

2 тур

3 тур

1 тур

2 тур


3 тур

Starters

15

5

не проводился

27

10


-

Movers

15

7

не проводился

25

13


-

Flyers

25

11

не проводился

33

16


-









KET

32

15

-

60

19


2









PET

26

10

5

40

19


-









FCE

-



3

-


-

Итого

113

45

5

188

77


2

   Результаты независимого тестирования были проанализированы на заседании методического объединения учителей английского языка. Особое внимание было уделено повышению интереса учащихся к подобного рода тестированию. Количество участников независимого тестирования за год увеличилось более чем в полтора раза. Это говорит о том, что учащихся привлекает возможность оценить свои знания, умения и языковые компетентности не только в привычной учебной ситуации, но и в формате независимого тестирования, в условиях незнакомой и непривычной обстановки.

  Результаты независимого тестирования позволили также оценить качество получаемых знаний учащимися школы, взглянув на эту проблему с независимой, а значит в какой-то мере, более объективной точки зрения. Результаты тестирования показали, что уровень обученности по данным собственного, внутри школьного контроля и по данным независимого контроля совпадают. Это говорит о непредвзятости и объективности учителей при выставлении оценок своим ученикам.

  Анализ результатов независимого тестирования позволил выявить некоторые проблемы, возникающие у учащихся при работе с тестами, составленными в формате международных экзаменов CAMBRIDGE ESOL. Проанализировав возможные причины возникновения подобных трудностей, учителя методического объединения английского языка предложили внести коррективы в процесс подготовки учащихся к подобного рода тестированиям, включив в программу обучения элементы тренинга написания тестов в формате международных экзаменов.

  В 2010-2011 учебном году учащиеся 6-10 классов принимали участие еще в одном независимом тестировании, проводимом представителем издательства CAMBRIDGE в Санкт-Петербурге. Тестирование проводится в формате международных экзаменов CAMBRIDGE ESOL.

  В указанном тестировании приняли участие 75 учащихся 6-7 классов (уровень КЕТ) и 76 учащихся 8-10 классов (уровень РЕТ). Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов(5 человек – уровень РЕТ и 3 человека - уровень КЕТ), приняли участие во втором туре тестирования, который включал задания по аудированию и говорению. Григорян Лилит, ученица 10 класса, заняла 2 место в городе.

  Проанализировав результаты независимого тестирования качества знаний учащихся ГОУ СОШ № 135, учителя методического объединения иностранных языков пришли к следующим выводам:

· доступность такого тестирования мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, так как он позволяет определить уровень владения языковой и коммуникативной компетенции;

· участие в независимом тестировании позволяет учащимся совершенствовать свои знания и умения как языковые, так и общеучебные;

· участие в данном проекте развивает навыки самостоятельной деятельности учащихся;

· независимое тестирование позволяет контролировать процесс обучения и, при необходимости, вносить в этот процесс коррективы.

   В связи с вышесказанным в ГОУ СОШ№135 будет продолжена работа по проведению независимого тестирования как мониторинга качества знаний учащихся, так как он помогает учителям нашей школы отслеживать уровень языковой и речевой компетенции учащихся, коррекционных стратегий и рефлексии.


Литература

Иванова Е.Ф О требование к тестовому контролю /актуальные вопросы контроля в обучении иностранному языку в средней школе/ Сборник научных трудов НИИ школ - М., 1986;

Конышева А.В Тестирование в обучении иностранным языкам /Контроль в обучении иностранному языку. Тестирование/ - Новополоцк, 1999;

Раппопорт И.А К методологии тестового контроль /контроль в обучении иностранным языкам в средней школе/ - М., Просвещение, 1986.


Независимое тестирование как средство мониторинга качества знаний учащихся и мотивации к изучению иностранного языка

Назад в раздел