Автор: Андреева В.М.


f1.jpgНаше дошкольное учреждение – детский сад компенсирующего вида, и в группу раннего возраста поступают дети по направлению районной Медико-педагогической комиссии с диагнозами: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, моторная алалия.

Я работаю с детьми раннего возраста на протяжении десяти лет, и знаю, что самым сложным периодом для педагога и детей, поступающих в детский сад, является адаптация в ясельной группе.

Для того чтобы помочь родителям и детям в этот трудный период, я использую «чудо-передник» (смотри фото). К нему пришиты липучки, крючочки, веревочки, бантики, кармашки, на которые можно прикрепить маленькие игрушки, различные изображения животных, птиц и т.д. Кармашки передника служат своего рода «чудо-мешочками», из которых дети могут достать своей ручкой что-то интересное, эмоционально реагируя на это. Этот передник позволяет установить первоначальный контакт между воспитателем и детьми, когда я надеваю его, практически все дети реагируют однозначно – они подходят, с интересом рассматривают то, что развешено на переднике, а мне, в свою очередь, предоставляется возможность завязать с ними разговор.

Периодически я меняю дидактический материал на переднике для того, чтобы сохранить интерес детей и закрепить наши доверительные отношения.f2.jpg

Впоследствии наш «чудо передник» используется в совместной деятельности по ИЗО, сенсорносму развитию, по развитию элементарных математических представлений, знакомству с лексическими темами.

Представьте себе, первое сентября, шесть – девять детей, не знающих ни друг друга, ни педагогов, которые для них совсем чужие. Вот все они оказываются вместе, в одной комнате. Одни дети ведут себя спокойно, играют и даже пытаются, как могут, общаться друг с другом, другие безутешно плачут, как только за родителями закрывается дверь.

Я всегда задумывалась над вопросом, почему некоторые дети при поступлении в детский сад не идут на контакт с педагогами, отказываются играть с другими детьми, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

За годы своей практики я пришла к выводу, что отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, могут стать для некоторых малышей серьезной психической травмой. Ребенок воспринимает это, как лишение родительской любви, внимания и защиты. Он думает, что его оставили одного с чужими в наказание за какой-то проступок, что мама с папой больше не любят его, и, возможно, не придут. Поэтому очень важно, чтобы период адаптации был плавным, мягким, менее травматичным. Я уверена, что в этот момент очень многое зависит от нас — педагогов, тех, кто берет на себя ответственность за помощь родителям в физическом и психическом развитии малыша, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. В своей работе я, как и каждый любящий свою работу педагог, всегда стараюсь выяснить причины того или иного поведения детей, понять интересы, стремления каждого малыша, поступающего в группу раннего возраста.

Именно об этих качествах воспитателя писал В.А.Сухомлинский: «Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка».

Вот уже десять лет я стараюсь проникнуть в духовный мир детей, и это требует от меня не только применения всех своих знаний и опыта, но и душевных сил, любви и терпения, поскольку каждый ребенок это индивидуальность. Одного можно погладить по голове, взять на руки, прижать к себе и он ответит тебе взаимностью, поскольку почувствует, что он любим и защищен. Другому ребенку нужно объяснить, что мама его очень любит, просто ей нужно по делам, но скоро она обязательно вернется и заберет его домой, а воспитатель должен обязательно быть рядом, чтобы мама не волновалась за безопасность «своего сокровища». Но часто встречаются дети, которые не идут на контакт с педагогом, а если тот, все же, пытается пообщаться с таким ребенком, то ребенок отчуждается еще больше, становится раздражительным. Поэтому таких детей нужно оставить в покое и понаблюдать за ними какое-то время, малыши сами должны присмотреться к происходящему в группе, посмотреть на все как бы со стороны, и тогда они уже без помощи педагога спокойно войдут в жизнь группы.

Тяжелее всех приходится детям, которые занимают центральное место в семье, являются всеобщими любимцами, подчиняют себе всю жизнь взрослых. Адаптация таких детей длится долго – от двух до шести месяцев и больше.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

Вот некоторые приемы, которые я могу порекомендовать родителям, чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском саду.

Я надеюсь, что Вы, родители, воспользуетесь хотя бы некоторыми из моих советов. Помните, педагог может сделать очень многое, но он никогда не заменит ребенку родительского тепла и любви. А одобрение, полученное от родителей, имеет большее значение для малыша и никогда не сравниться с одобрением, полученным от воспитателя. Так давайте же объединим усилия и сделаем для ребенка адаптационный период оптимальным. Так мы сможем обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную, наполненную радостью жизнь в детском саду и дома.


Советы родителям в период адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга