Поиск по сайту

Система внутрифирменного повышения квалификации как условие имиджа современной школы

Автор: Сочилин С.Б., Нарицина Л.Г.


Динамизм современной образовательной ситуации является одним из качественно новых признаков всей системы образования. В современной социальной ситуации уровень образованности определяет статус человека в обществе. Именно поэтому становится особо актуальной тенденция опережающего развития образования, способная обеспечить будущее нации. Российское образование имеет свои исторические традиции и достижения, признанные мировой системой образования. Сегодня система российского образования сохранила и приумножила свой потенциал и является основой социальной стабильности государства. Приоритетность образования предполагает повышение статуса человека в обществе и вместе с тем предъявляет принципиально новые требования к процессу и результату педагогической деятельности. Особого внимания в этой связи требует система внутрифирменного повышения квалификации как одного из условий становления имиджа современной школы.

Экономический словарь даёт такое толкование слова «имидж» (англ.imaqo)- образ фирмы, товара, услуг, обеспечивающий положение фирмы на рынке, верность покупателя фирменной марке.

Таким образом, целью формирования имиджа образовательного учреждения является повышение его конкурентноспособности. А конкурентноспособность, в свою очередь, достигается сформированным отношением к школе. Механизм достижения цели здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентноспособной и повышает свою привлекательность для новых партнёров. Её имидж становится всё более позитивным и привлекает всё больше партнёров или инвесторов. Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы.

Формирование имиджа - это процесс, в ходе которого создаётся некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов (И.А.Хоменко «Имидж школы: механизмы формирования и способы построения»).

Ресурсы недаром называют «четвёртым» элементом любой системы качественных преобразований. Стандартами ISO серии 9000:2000 выделяются следующие виды ресурсов: персонал, финансы, средства обслуживания, оборудование, методы и методики. Все они есть в сфере образования. Особенностью ресурсов в сфере образования является то, что часть из них привлекается из других отраслей народного хозяйства (материально- финансовые ресурсы). Другая часть создаётся (воспроизводится) в самой образовательной сфере (методические, информационные, интеллектуальные, достижения науки и передовой педагогической практики, кадровые ресурсы). Являясь необходимым условием функционирования любого процесса, вида деятельности, ресурсы, в том числе кадровые, существенно определяют качество конечных результатов, имидж школы.

В российском образовании провозглашён сегодня принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении и идёт процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий, а также возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур, в том числе и системы повышения квалификации.

О том, что учитель живёт, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, целенаправленным, системным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

В гимназии № 92 сложилась система внутрифирменного повышения квалификации, которая включает в себя самообразование педагогов, научно – методическую работу, деятельность Ресурсного центра по проблеме «Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях Выборгского района».

Система научно-методической работы гимназии состоит из ряда компонентов, вместе с тем представляющих собой некую самостоятельно развивающуюся и управляемую целостность, направленную на достижение целей, обусловленных обществом, социумом, самой гимназией.

Основные компоненты внутрифирменного обучения:

  • системообразующие факторы (представлены факторами целей и результатов);
  • условия функционирования - социально педагогическими и временными условиями;
  • структурные компоненты - управляющей (администрация гимназии) и управляемой (педагогический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами методической деятельности;
  • функциональные компоненты – педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Системообразующие факторы и социально – педагогические условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов внутрифирменной системы повышения квалификации.

Существует ряд определённых отличий традиционной и современной методических систем с позиций системообразующих факторов, социально – педагогических условий функционирования, структурных и функциональных компонентов.

Основные отличия традиционной и современной

методических систем

Показатели для сравнения

Характеристика традиционной методической системы

Характеристика современной методической системы

1

2

3

1. Системо-

образующие

факторы: цели и

результаты

Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков педагогов

Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионально – личностного саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий), созданию индивидуально – авторской педагогической или методической системы

2.Социально-педагогические условия функцио-

нирования:

а) общие

б) специфичные

Социальные, географические особенности (месторасположение школы, городская или сельская);

воспитательные возможности микрорайона

Культурные, национальные, экономические, социальные, географические особенности социально- демографического состава учащихся;

материальные ресурсы школы, особенности социума

в) временные



3. Структурные

компоненты:

1) система управ-

ления:

а) управляющая

система;

б) управляемая

система

(педколлектив)

2) содержание

(приоритетные

направления)

методической де-

ятельности

3) средства;

4) формы

5) методы

Особенности традиционной методической системы:

вертикальная организационная структура;

объект управления;

традиционные направления:

дидактическое, частно-методи-

ческое, воспитательное;

информационные, методические;

однообразие организационных

форм, преобладание фронталь-

ных форм, неоптимальность, т.е.

несоответствие форм содержа-

нию, этапу методической работы;

доминирование методов контро-

ля, принуждения; диагностики

развития и коррекции

Особенности современной методической системы:

горизонтальная (линейная или циклическая) структура;

Уровневая модель методического процесса

равноправный, активный субъект в структуре со – и самоуправле-

ния; представлена творческими

микрогруппами, научно-методи-

ческими объединениями и други-

ми творческими подразделении-

ями

приоритет технологического, пси-

хологического направлений на ба-

зе традиционных: дидактическо-

го, частно-методического и вос-

питательного;

применение технических средств

(компьютеров, информационных

фондов и др.)

многообразие форм, в том числе

интерактивных;

оптимальное сочетание ндивиду-

альных, групповых, коллектив-

ных и фронтальных форм мето-

дической работы;

высокий уровень технологично-

ти;

преобладание методов самоконт-

роля, стимулирования, убежде-

ния; самодиагностики, самораз-

вития и самокоррекции

4. Функциональ-

ные компоненты

Базовые компоненты:

планирование, организация,

контроль, регулирование и

корригирование

Наряду с базовыми компонен-

тами - новые функции: педагоги-

ческий анализ, целеполагание,

прогнозирование,проектирование,

прграммирование, стимулирова-

ние и др.

Схематично система внутрифирменного повышения квалификации в гимназии выглядит следующим образом:

s1.jpg


Обучение проводится в очной форме с элементами дистанционного обучения и предполагает уровневую модель.

Четыре основных уровня

в системе повышения квалификации

s2.jpg


I уровень предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагога как всестороннее творческое развитие личности, компенсацию недостатков предшествующей подготовки, оперативную адаптацию к нововведениям, повышение политического и культурного уровня, ведущего к росту его общественной и трудовой активности.

Социальная потребность взрослого человека в самообразовательной деятельности существовала на протяжении всей истории цивилизованного человечества. А.В.Даринский отмечал, что «современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и развитию творческих способностей. Жизненные условия определяют потребность взрослого человека постоянно повышать свой профессиональный уровень и вызывают его мотивацию к собственной образовательной деятельности. Наличие такой потребности является необходимым признаком гармоничного развития личности»

II уровень предполагает повышение профессиональных компетенций педагогов на уровне кафедр и методобъединений. В гимназии ведётся непрерывный мониторинг профессиональной культуры педагога на уровне методобъединекния.

Измерямые параметры системы повышения профессиональной культуры педагогов следующие:

1. Участие в опытно-экспериментальной, инновационной, исследовательской деятельности:

· разработка и реализация инновационных проектов, целевых и учебных программ (скорректированных, экспериментальных);

· участие в работе творческих групп;

· осуществление консультационной работы в ученическом научно-исследовательском обществе «Сократ»

2. Повышение профессионального уровня на базе гимназии:

· участие в работе семинаров, лекций, Дней педмастерства, круглых столов, педсоветов, учительских факультативов

3. Обучение на уровне методобъединений:

· система наставничества;

· взаимопосещение и анализ уроков;

· презентация собственного опыта;

· информирование участников образовательного процесса о достижениях педагогической науки и практики (обзор методической литературы, публицистики)

4. Работа над методической темой: выбор в соответствии с проблематикой гимназии

Поэтапное оформление результатов:

· разработка дидактических материалов;

· открытый урок, представление собственного опыта на уровне гимназии;

· методическая подготовка к трансляции опыта на уровне района, города

5. Обеспечение работы методического объединения нормативно - правовыми доку-

кументами:

· своевременное и в системе формирование нормативно-правовой базы

6. Качество ведения документации методического объединения:

· документация ведётся и соответствует требованиям Положения о методическом объединении

6. Выполнение требований нормативных документов, установленных стандартов и

норм:

· нормы письменных, контрольных, лабораторных работ;

· ведение классных журналов;

· тематическое поурочное планирование

7. Наличие информационной базы (статистика) по результатам педагогической

диагностики:

· многоплановая статистика по результатам педагогической диагностики

для внесения корректив в образовательный процесс

8. Наличие разнообразной методической продукции:

· регулярное планирование и разработка методических пособий

(тесты, разноуровневые задания, памятки, алгоритмы, рекомендации)

9. Академические достижения обучаемых в соответствии с требованиями госу-

дарственного и регионального стандартов, выполнение школьного компонента учебного плана:

высокий уровень академических достижений;

участие в олимпиадном движении на всех уровнях

10. Творческие достижения учащихся:

· исследовательская деятельность;

· конкурсы, смотры, выставки, интеллектуальные игры на всех уровня

11. Оценка качества урока по методике, принятой в гимназии:

· анализ урока по мониторинговой карте

III уровень. Научно-методический совет гимназии - высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в гимназии. На заседаниях НМС рассматриваются различные актуальные для работы гимназии вопросы, планирование и создание условий для творческого роста педагогов, аналитическая культура учителя, проблемы аттестации учителей, поэтапность перехода на новые образовательные стандарты и др.

IV уровень. Общешкольная научно – методическая работа, включающая серию различных обучающих постоянно действующих научно – методических семинаров для всех учителей, выполняющих такие важнейшие требования, как: выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково – исследовательской, научно – методической деятельности; активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом; коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и др.

Разработка и внедрение такой многоуровневой модели внутришкольной методической системы, предполагающей также дифференциацию педагогического коллектива по уровню творчества, педагогического мастерства и многим другим основаниям, помогает повысить у учителей психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации различных инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению собственных индивидуально – авторских методических систем как высшему уровню профессионального развития.

Деятельность ресурсного центра гимназии также ориентирована на повышение профессионализма учителя, его способности и готовности к решению проблем в русле требований «новой школы». Для обеспечения и гарантии качества обучения в гимназии работает на базе ресурсного центра постоянно действующий семинар «Повышение качества преподавания словесности: современный подход в работе с текстом». В течение года в гимназии было проведено по данной тематике восемь семинаров таких, как: «Структурный и интертекстуальный анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Вечернее размышление», «Образ качелей в лирике Сологуба», «Презентация к курсу «Из истории публичного экзамена», «Компетенции, формирующиеся в ходе проектной деятельности», «Роль ремарок в произведениях русских классиков», «И.Бабель «Конармия». Структурный анализ текста»

Системный подход к организации занятий позволяет отбирать формы, виды, технологии в соответствии с намеченными целями и задачами. Так, сразу определились основные образовательные технологии для работы с учителями: лекции, диалоговые формы, практикумы, ИКТ. Основной формой занятий является практико – ориентированный семинар, который проводится по алгоритму:

  • 1- я часть – теория вопроса;
  • 2 – я часть – знакомство с практическим опытом учителей гимназии;
  • 3-я часть – практикум (обсуждение, работа в группах);
  • 4 я часть – комментарии, рекомендации для использования материала в практике работы учителя;
  • 5 я часть – рефлексия

Особое внимание уделяется проектированию уроков разного типа и вида, определению и формулировке главных целей (обучающей, развивающей, воспитывающей) и задач урока; средствам и методам расширения образовательной среды урока, прогнозированию возможных затруднений учащихся при овладении новым материалом и путях их преодоления.

Продуктом инновационной деятельности гимназии явилось научно – методическое пособие «Диалог культур, диалог в культуре и диалог с культурой».

Авторы: С.Б.Сочилин, директор гимназии, Почётный работник общего образования Российской Федерации; С.В.Фёдоров, кандидат педагогических наук, профессор кафедры Истории педагогики СПб АППО; В.Е.Пугач, кандидат педагогических наук, доцент непрерывного филологического образования СПб ГУ, А.Ю.Финагентов, учитель словесности высшей категории ГОУ гимназии № 92, победитель конкурсного отбора учителей в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование»

Эксперт: Е.И.Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПб ГУ

Спецкурс, представленный в данном учебно-методическом пособии, является весьма интересным образцом инновационного продукта, характерным для современной ситуации в средней школе. Особенности как самого спецкурса, так и пособия следующие:

- во-первых, спецкурс построен на солидной методологической базе, а его научная проблематика (установление диалоговых отношений в пространстве культуры) вплотную связана с поисками современной гуманитарной науки; в основе методологических разработок лежат труды таких учёных, как Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко, Ж. Деррида, К. Левин и др.;

- во-вторых, очень важно, что научный пафос создателей спецкурса не ограничивается теорией, а находит непосредственный выход в школьной практике;

- в-третьих, понимание современных процессов, идущих в культуре, знание психологии подростков помогает найти правильные методические ходы. Знаком этого становится тяготение к интерактивным методикам, рассчитанным на сотворчество обучающих и обучаемых;

- в-четвёртых, создаётся ситуация, когда неизбежен отход от приоритетного мнения одного учителя в пользу понимания многозначности художественного текста, вариативности истины; если учесть, что наиболее серьёзные историки науки второй половины двадцатого века (например, Т.Кун, И. Лактос, С.Тулмин и др.) склоняются к тому же в области естествознания, то в гуманитарных дисциплинах отстаивание единого «правильного» ответа выглядело бы анахронизмом;

- в-пятых, нельзя не одобрить разнообразие предлагаемых в разработках педагогических жанров.

Велика роль в гимназии в системе внутрифирменного повышения квалификации информационных технологий. В современном мире владение информацией повышает мобильность специалиста, определяет его способность живо реагировать на социальные и экономические изменения в обществе. Владение информационными процессами даёт педагогу преимущественное положение в профессиональной сфере.

Владение компьютерными технологиями придаёт полученным знаниям гибкость, то есть способность быстро перестраиваться от одного уровня знаний к другому. В гимназии в системе внутрифирменного повышения квалификации педагоги повысили свой профессиональный уровень по следующим направлениям:

  • использование интерактивной доски;
  • использование мультимедийных приложений, структура мультимедийных презентаций;
  • работа с электронным журналом

Как видим из приведённой ниже диаграммы, практически все педагоги освоили работу с электронным журналом, что объясняется неукоснительным требованием времени, социальным заказом наших инвесторов (родителей), в меньшей степени используется работа с интерактивной доской и мультимедийныеми презентациями

s3.jpg

А, между тем, овладение компьютерной техникой даёт педагогу преимущественное положение в профессиональной области. Использование вычислительной и коммутативной техники даёт человеку инструментарий, посредством которого он получает дополнительные возможности перейти на более высокий уровень информативности. В современном мире владение информацией и повышение мобильности определяет способность субъекта к профессиональному росту. Овладение компьютерными технологиями придаёт полученным знаниям гибкость, т.е. способность быстро перестраиваться в изменившихся условиях и с наименьшими затратами переходить от одного уровня знаний к другому.

Таким образом, применение компьютерных технологий даёт субъекту образовательного процесса два ключа к мобильности:

  • информативность, то есть способность педагога к обмену информацией;
  • коммуникативность – возможность быстрого образования и изменения связей с субъектами информационно – образовательного пространства.

Эти два ключа открывают ему дверь в мир осведомлённости, общения и, как следствие, преимущественного положения в профессиональной сфере.

Информативность определяет способность педагога к получению и обмену информацией, в том числе, о состоянии макро и микроуровневой социокультурной среды, а также способность использования обучающих информационных систем в своей профессиональной области.

Мобильность в принятии решений определяется адекватной оценкой состояния социальной среды, в которой приходится адаптироваться субъекту образования. Вторым ключевым элементом мобильности следует назвать коммутативность, т.е. возможность быстрого изменения связей со всеми доступными объектами информационного пространства и возможность взаимного обмена информацией.

Средства коммуникативности позволяют организовать, в том числе, процесс дистанционного обучения по любой образовательной программе, что особо актуально для профессионального роста учителя.

С применением компьютерных технологий проблема информационной достаточности процесса образования практически отпадает, поскольку использование компьютера обеспечивает доступ к информационным технологиям, позволяющим получать неограниченный поток информации.

s4.jpg


В системе внутрифирменного повышения квалификации узловым моментом было повышение профессионального мастерства учителей начальной школы в связи с переходом на новые стандарты.

2010-2011 учебный год явился подготовительным к переходу начальной школы на работу по новым образовательным стандартам. Учителя начальной школы самостоятельно знакомились с нормативными документами, в январе 2011года состоялось МО начальной школы, где основной документ ФГОС был представлен публично и обсужден. Следует отметить, что программа «Школа 2100» в содержании учебного материала, методах и технологиях обучения многое уже подготовила к работе по-новому. В марте состоялся педсовет «Подготовка начальной школы к работе по Стандартам II поколения». Все учителя 1-3 классов в День педагогического мастерства провели для педагогов гимназии открытые уроки, где показали приемы и технологии работы с детьми в рамках образовательной системы «Школа 2100». Уроки были высоко оценены коллегами основной и средней школы. На педсовете состоялось представление Стандарта II поколения, показано соответствие программы «Школы 2100» и открытых уроков в начальной школе гимназии требованиям стандарта.

Информационная открытость – одна из доминант развития системы образования гимназии, позволяющая быть школе конкурентноспособной и востребованной для учащихся, родителей, наших социальных партнёров.

Сегодня участие педагога в тиражировании своего опыта как через участие в различного вида конкурсах, публичное представление опыта, публикации в СМИ мы рассматриваем тоже как одну из составляющих системы внутрифирменного повышения квалификации.

Участие в конкурсах

п/п

Название конкурса

Организатор

Уровень

Очн.

Заочн.

Результат

Дата

Участники

1

Конкурсный

отбор лучших

учителей

Приоритетный

Национальный

Проект

«Образование»

Правительство

Санкт-

Петербурга

Комитет по

Образованию

ИМЦ

российск.

районный

российск.

очн.

очн.

победит.

участник

2010

2011

Фильштинская Г.А.

Романова Т.П.

2

«Мой лучший

урок»

ИМЦ

районный

очн.

3-е место

2-е место

3-е место

3-е место

Сертифик.

2010

Авдеева О.А.

Домарева Г.И.

ИльичёваН.Д

Степанова А.Б.

Тихомирова

М.Л..

3

«Лучший классный руководитель»

ИМЦ

районный

очн.

3-е место

2011

Яковлева Е.Б

4

«Наше наследие»

ГОУ гимназия

№ 92

российск.

очн.

1,2 места

2010

Куранова М.А.

5

«Использование ИКТ на уроках и в образовательной деятельности»

ИМЦ

районный

очн.

участники

2011

Акимова Е.Г.

Ильичёва Н.Д.

Тихомирова

М.Л.

Публичное представление опыта

№ п/п

Место

Название мероприятия

Уровень

Форма участия

Дата

Результат

1

Вторая Санкт-Петербургская

гимназия

Научно-практическая конференция «Современный урок – взгляд в будущее»

российский

очная

2010 ноябрь

Публикации

статей в сборнике

Ассоциации

гимназий

2

Сайт гимназии

Публичный отчёт

российский

заочная

2010 г.


3

ГОУ гимназия № 92

Презентация

научно-

методического

пособия

«Диалог культур,

диалог в культуре и

диалог с культурой

городской

очная

2011 г.

январь

Решение педсовета

4

Сайт гимназии

Программа развития гимназии

российский

заочная

2010 г.


5

Администрация

Выборгского района

Районный

родительский

форум

районный

очная

2010 г.

ноябрь


Список публикаций педагогов гимназии

за 2009-2011 гг.

№ п/п

Название

Выходные данные

Авторы

1

Научно – методическое пособие «Диалог культур, диалог в культуре, диалог с культурой»

СПб, 2009 г.

С.Б.Сочилин, директор гимназии № 92

С.В.Фёдоров, СПб АППО

В.Е.Пугач, СПб ГУ, научный руководитель гимназии № 92

А.Ю.Финагентов, учитель словесности гимназии № 92

2

Статья «Организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе»

«Воспитание школьника»

№ 2, 2009 г.

Л.Г.Нарицина, заместитель директора по научной работе гимназии № 92

3

Статья «От качества образования - к качеству жизни»

«Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования»

№ 2, 2009 г.

А.Р.Ханина, учитель русского языка и литературы гимназии № 92

4

Статья «Подготовка учащихся к восприятию спектакля: опыт экспериментальной работы»

Учебно - методическое пособие «Формы и методы театрально – игровой деятельности: практика применения в непрерывном образовании»

СПб, АППО, 2009 г.

М.А.Скнарь, учитель русского языка и литературы гимназии № 92

5

Публикация «Культура чтения, качество образования и педагогический потенциал семиотики»

Сборник: Homo leqens.

М., Издательство МГУ, 2010, 18 с.

Т.Г.Галактионова

Е.И.Казакова

В.Е.Пугач, научный руководитель гимназии № 92

6

Статья «Семиотический подход в педагогике и образовании как создание целостной картины мира»

Сб. материалов научно –практической конференции

«Открытое образование. Педагогика текста»

СПб, 2010, 2 с. (35-36)

В.Е.Пугач, научный руководитель гимназии № 92

7

На полях школьной программы. Аналитические эссе. 155 с. (рукопись) Публикации из рукописи

http: www.stosvet.net//13//puqach

http:www.qramma.ru/BIB/?id=

3.119QPHPSESSID55628c0cdae

b9e21c5651f9f27e7bf3e

В.Е.Пугач, научный руководитель гимназии № 92

В результате системы внутрифирменного повышения квалификации формируется положительный имидж гимназии, что проявляется в следующем:

  • численный состав учащихся остаётся стабильным на протяжении нескольких лет, что говорит о привлекательности школы, о её конкукретноспособности;
  • мониторинг качества знаний также подтверждает стабильные результаты и конкурентноспособность гимназии;
  • мониторинг инновационной деятельности педагогов гимназии говорит о повышении уровня профессиональной компетентности кадрового состава, позитивных изменениях, направленных на совершенствование учительского корпуса;
  • публичное представление опыта гимназии подтверждает открытость школы;
  • характер партнёрских отношений с ВУЗами говорит о высоком имидже гимназии: преподаватели Политехнического университета, СПб ГУ проводят занятия для старшеклассников (как на базе ВУЗа, так и в школе), читают лекции для учителей гимназии


Поделиться:


Назад в раздел