Поиск по сайту

Деятельность органов соуправления образовательного учреждения в условиях реформы бюджетных учреждений

Автор: Алексахина Наталья Владимировна, директор ГОУ гимназия № 622


Согласно п.2.ст.35 Закона Российской Федерации «Об образовании» «управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения». Принятие Закона № 83-ФЗ стерла многие существенные различия между образовательными бюджетными и автономными учреждениями. В частности, новый закон устанавливает обязательность информационной открытости и ежегодной публичной отчетности не только для автономных, но и для бюджетных учреждений. В свете принятия данного закона стала очевидна необходимость развития органов общественного управления образовательными учреждениями.

В гимназии 622 создан и успешно функционирует Попечительский Совет гимназии, имеющий финансовую самостоятельность (собственный расчетный счет).

За полтора года работы нового Попечительского Совета в стенах гимназии коллектив гимназии, учащиеся и родители смогли осознать и оценить вклад данного органа соуправления в развитие гимназии.

Попечительский Совет определяет основные направления развития учреждения; повышает эффективность финансово-экономической деятельности гимназии. При поддержке Попечительского Совета в гимназии проведен ряд ремонтных работ. Роль Попечительского Совета в данной области не ограничивается только финансовой поддержкой учреждения. Родители также помогают в выборе фирм и компаний, производящих ремонтные работы, оказывают консультационную помощь в покупке материалов, отслеживают выполнение работ, принимают выполненный заказ.

Кроме того, Попечительский совет стимулирует труд педагогов. В 2011-2012 учебном году Попечительский совет гимназии учредил три конкурса педагогического мастерства, в которых могут принимать участия педагоги гимназии: конкурс «Лучший учитель гимназии», «Учительница первая моя» и конкурс «Лучший классный руководитель гимназии»., которые финансируются за счет средств Попечительского Совета.

Без участия Попечительского Совета не проходит ни одно важное для жизни гимназии мероприятие. Члены Попечительского совета обязательно включаются в состав жюри на различных общешкольных конкурсах. На деньги Попечительского Совета покупаются призы и грамоты для награждения победителей конкурсов. В 2010-2011 учебном году члены Попечительского Совета присутствовали на таких значимых для гимназии мероприятиях, как итоговые линейки по окончании четвертей и года, общешкольные праздники и конкурсы «Сохраним леса», «Математический КВН», «Посвящение в гимназисты», «Посвящение в первоклассники» и другие. Только благодаря финансовой поддержки Попечительского Совета в гимназии установилась система традиционных общешкольных праздников. Один из наиболее длительных по времени (в течение всего учебного года) и наиболее значимых конкурсов – конкурс «Лучший класс». В конце каждого учебного года два класса-победителя конкурса награждаются автобусной экскурсией, финансируемой за счет средств Попечительского совета.

Попечительский Совет оказывает помощь и в организации международного культурного обмена учащимися. В этом году гимназия участвует в международном проекте «Исследуем человеческие ценности вместе». В рамках данного проекта 10 учащихся 10-х классов проведут неделю в Шведском городе Мотала и выполнят совместные со шведскими детьми проектные работы. В декабря 201 года в рамках данного проекта гимназия будет принимать учащихся Швеции. Во время этого визита запланированы экскурсии, посещения театров и музеев. Финансирование части проекта осуществляется также за счет средств Попечительского Совета.

Велика роль Попечительского Совета и в оказании гимназии различного рода помощи нематериального характера (интеллектуальной, правовой, культурной, информационной и т.п.). Члены Попечительского Совета консультируют администрацию и учителей гимназии по различным правовым вопросам, помогают в подборе социальных партнеров гимназии, привлекают средства массовой информации для освещения деятельности гимназии.

Преимущества работы такого органа соуправления образовательным учреждением, как Попечительский совет, очевидны. Это и укрепление материально-технической базы учреждения, и стимулирование работы педагогов, и помощь в организации различных мероприятий для учащихся. Кроме того, государственно-общественное соуправление в такой форме позволяет сделать весь образовательный процесс открытым и прозрачным для всех его участников за счет привлечения к управлению родительской общественности.

Для работы Попечительского совета в гимназии были разработаны такие нормативные документы, как Положение о Попечительском Совете, Устав Попечительского совета, Положение о конкурсе «Лучший учитель гимназии 622» на грант Попечительского Совета, Положение о конкурсе «Лучший классный руководитель гимназии 622» на грант Попечительского Совета.

Таким образом, в связи с принятием Закона № ФЗ-83 возросла актуальность мероприятий по внедрению и совершенствованию форм государственно - общественного управления в деятельности образовательных учреждений, одной из форм которого и является Попечительский Совет.

Мы надеемся, что наш Попечительский Совет будет и дальше успешно функционировать, помогая нам развиваться и совершенствоваться.


Деятельность органов соуправления образовательного учреждения в условиях реформы бюджетных учреждений

Назад в раздел