Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Условия преемственности программ духовно-нравственного развития для дошкольной и начальной ступеней образования
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Связано это с тем, что в новых экономических условиях России, начальная ступень общего образования (как часть непрерывного образовательного процесса), должна обеспечить подготовку личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности (от профессиональных до личностно-бытовых) и отвечать за их решение. Актуальна эта проблема и для нашего образовательного учреждения ГОУ начальная школа – детский сад (ГОУ НШ-ДС) № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. ГОУ НШ-ДС № 624 для детей дошкольного и младшего школьного возраста, является достаточно новым типом образовательного учреждения по организации процесса образования, что обусловлено преемственностью в развитии ребенка, находящегося в сенситивном периоде развития, и обеспечивается согласованностью и преемственностью всех компонентов системы образования на дошкольной ступени и ступени начального общего образования. Не исключением стала проблема разработки программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников и младших школьников. Методологической основой разработки программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников является Концепция духовно-нравственного воспитания (в дальнейшем Концепция) в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.). В концепции определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В отличие от начальной школы ФГОС в дошкольном образовании нет. Есть федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009г.). Структура общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает освоение 10 образовательных областей, в которых вопросы духовно-нравственного образовании и воспитания дошкольников отражены в той или иной степени. На этапе дошкольного и начального общего образования задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей не могут быть решены в полном объеме в силу возрастных особенностей детей этого возраста. Но основы духовно-нравственного воспитания детей, базирующиеся на базовых ценностях, представленных в Концепции, должны быть отражены в программах по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая организацию образовательного процесса в ГОУ НШ-ДС № 624, представляло интерес не только разработать программы духовно-нравственного воспитания для дошкольников и младших школьников, но и обеспечить их преемственность, учитывая единое образовательное пространство нашего учреждения. Работа в данном направлении проходила в несколько этапов. На первом этапе нам предстояло определить феноменологическую сущность понятия «духовно-нравственное воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста» В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного и младшего школьного возраста нами предложены следующие принципы: - принцип определения сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» как интеграцию интересов личности, общества и государства; - принцип выделения из 36 задач Концепции, которые представляют сферу интересов государства, общества и личности, тех задач, решение которых возможно полностью или частично на этапе дошкольного и начального общего образования; - принцип соответствия между ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного воспитания и образования и Концепцией «Духовно-нравственное воспитание школьников» из ФГОС второго поколения; - принцип обеспечения преемственности в решении задач Концепции, представляющих сферу интересов государства, общества и личности в дошкольном образовании и на этапе начального общего образования; - принцип непрерывности в развитии личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни. Схематично принципы, положенные в основу формирования сущности понятия «духовно нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста», можно представить следующим образом (рис.1). Рис.1 Подходы к определению сущности ДНВ на начальной ступени образования В целях выявления готовности педагогов ГОУ НШ-ДС № 624 к организации работы по созданию программ духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста были использованы следующие методы исследования: - анкетирование педагогов ГОУ НШ-ДС № 624 (всего в анкетировании приняли участие 42 педагогических работника, в том числе: воспитатели, учителя – классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги группы сопровождения, административные педагогические работники); - содержательный анализ документов (Федеральные государственные образовательные стандарты; образовательные, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и образовательные программы дошкольного и начального общего образования). Кратко охарактеризуем полученные результаты. Анкетирование педагогических работников преследовала следующую цель: определить те задачи из Концепции, решение которых возможно или частично возможно на этапе дошкольного и начального общего образования (рисунок 2 и 3). Рис. 2 Компоненты духовно-нравственного развития (сфера личностных ожиданий), формирование которых возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков, в процентах) Как показал анализ анкетных данных, свыше 50% опрошенных считают возможным формирование и развитие на ступени начального общего образования следующих качеств личности, находящейся в сензитивном периоде развития: - трудолюбие и бережливость; - представление о добре и зле; - взаимопомощь и уважение к друг другу; - воспитание семейных ценностей. Рис. 3 Компоненты духовно-нравственного развития (сфера общественных интересов), формирование которых возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков, в процентах) От 30 до 40% опрошенных педагогов считают, что на этапе дошкольного и начального общего образования возможно формирование таких качеств личности как: - чувство патриотизма; - осознание себя гражданином России; - знакомство с национальными ценностями; - осознание ценности человеческой жизни. Относительно низкие показатели (в процентном отношении) высказанных мнений педагогов практиков, связано со средним показателем, выявленным в результате опроса воспитателей практиков и учителей начальных классов. Если провести сравнительный анализ мнения воспитателей детского сада и педагогов начальной школы о возможном или частично возможном формировании отдельных качеств личности в соответствии с задачами духовно-нравственного воспитания Концепции, то относительный процент мнения педагогов будет значительно выше (рисунок 4 ). Свыше 70% опрошенных педагогов начальной школы считают возможным или частично возможным формирование и воспитание чувства любви и уважения к родным и близким, осознание ценности семьи и человеческой жизни, осознание себя патриотом и гражданином своей Родины. Совпадение мнения педагогов начальной школы и воспитателей детского сада по таким параметрам, как: осознание семейных ценностей, воспитание взаимопомощи, уважения и заботы о родных и близких, может служить основанием того, что основное воспитание этих качеств личности должно быть сформировано на этапе начальной ступени образования. Расхождение мнения воспитателей и педагогов начальной школы (в процентном отношении) относительно таких позиций, как: развитость чувства патриотизма, осознание себя гражданином Росси, бережное отношение к жизни человека не содержит противоречий и может служить основой формирования преемственности программ по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы формирования этих качеств личности, заложенные в дошкольном возрасте должны получить дальнейшее развитие в начальной школе. Несмотря на то, что мнение педагогов начальной школы и мнение воспитателей детского сада расходятся, в силу возрастных оценок возможностей ребенка по воспитанию и развитию отдельных качеств личности, на наш взгляд, выделенные показатели как в сфере личностных интересов (рис.2), так и в сфере общественных ожиданий (рис.3), могут выступать в качестве критериальных оценок сущности понятия «духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста». Рис. 4 Сравнительный анализ компонентов духовно-нравственного развития (сфера общественных интересов), формирование которых возможно или частично возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков) Анализ анкетных данных свидетельствует о следующем совпадении мнений педагогов и воспитателей о возможном или частичном решении задач Концепции на этапе начального обучения: - в сфере личностных ожиданий 8 позиций из 22 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 4 позиции из 8); - в сфере общественных ожиданий 3 позиции из 9 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 1 из 3); - в сфере государственных интересов 1 позиция из 5 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 1 из 1). Совпадение мнений педагогов дошкольного и начального общего обучения создает предпосылки к созданию программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечению преемственности этих программ в соответствии с задачами Концепции «Духовно-нравственное воспитание». Результаты содержательного анализа нормативных документов: ФГОС начального общего образования, ФГТ к образовательной программе дошкольного образования и воспитания и сравнительный анализ задач Концепции с требованиями нормативных документов свидетельствует о неполном совпадении требований ФГОС в разделе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования с задачами Концепции «Духовно-нравственное воспитание» (таблица 1). Наиболее полно решение задач Концепции возможно в программах дошкольного воспитания, исходя из ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Сравнительный анализ требований нормативных документов в разделе «Духовно-нравственное воспитание» свидетельствует об актуальности разработки программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, причем в начальной школе возможно более полное раскрытие тех особенностей личности ребенка, которые были заложены в программах дошкольного образования. Это обеспечит преемственность в развитии и воспитании обучающихся на ступени начального обучения. Таблица 1 Сравнительный анализ требований нормативных документов в разделе «Духовно-нравственное воспитание»
*выделение задач в соответствии с возрастными особенностями детей Соотнесения выделенных концептуальных задач, решение которых возможно, по мнению педагогов в образовательном пространстве начальная школа – детский сад, создает условия для реализации преемственных программ духовно-нравственного воспитания детей на ступени начального образования. Поделиться:Назад в раздел |