Поиск по сайту

Музыкально-поэтический образ Петербурга


Авторcтво: Каплунова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга


Тема Петербурга является одной из самых интересных и важных в жизни каждого ребенка. Необходимо, чтобы с детства детей знакомили с городом, в котором они живут, его историей, происходящими событиями. Познание родного города является серьезным воспитательным компонентом. Причем, чем раньше ребенок начинает знакомиться с родным городом, тем больший эффект достигается в формировании знаний о городе, чувства любви к нему, бережного отношения к его историческому прошлому.

Триста лет стоит на берегу красавицы Невы наш город. А ведь это не только история города, это жизнь и судьба нескольких поколений петербуржцев. Моя задача – знакомить воспитанников с удивительным и бесконечно прекрасным городом в разных его проявлениях. Главная цель – увлечь, заинтересовать, а в этом всегда поможет сказка. В сказку мы превращаем каждую встречу с городом. Петербург воспевается в стихах, песнях, произведениях скульптуры, зодчества и живописи.

Маленькие слушатели очень любознательны и активны, но чтобы изучение города не стало утомительным, я стараюсь внести как можно больше разнообразия в наши занятия. Для этого использую беседы, экскурсии, а также музыкально-поэтические вечера.

Целями обучения и развития детей на музыкальных занятиях, посвященных Петербургу являются:

1. Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга посредством слухового, зрительного и двигательного восприятия.

2. Сообщение детям сведений о великих композиторах, писателях, поэтах, ученых архитекторах города.

3. Формирование системы знаний о городе, как центре Российской культуры.

4. Воспитание любви и уважения к нашему городу и его жителям-петербуржцам.

5. Знакомство с музыкальным материалом по теме, связанной с городом.

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы и приемы:

- беседы с детьми;

- разучивание стихов и песен о Петербурге;

- хореографические композиции;

- различные игры;

- изучение иллюстративного материала.

На занятиях по формированию музыкально-поэтического образа Петербурга я активно использую результаты педагогического опыта многих известных авторов: Л. Махинько, Л. Ермолаевой, Г. Вежель и др.

В ходе музыкальных занятий по изучению Петербурга работа с детьми осуществляется по нескольким направлениям: «Музыкальное восприятие», «Двигательное восприятие» и «Зрительное восприятие».

В рамках направления «Музыкальное восприятие» на музыкальных занятиях я использую лучшие образцы песенного, танцевального и стихотворного творчества, посвященные нашему городу. Репертуар по теме Петербурга весьма разнообразен. Дети очень любят песни современных авторов, таких как: Г. Вихарева, И. Захарова, А. Иванова, М. Быстрова, Л. Гусева, О. Газманова, И. Кваши и других. На праздниках, КВН, вечерах досуга дети с удовольствием поют песни о нашем городе. Также приятно слышать от родителей и воспитателей о том, что дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях и дома, и в группе. Это самая большая радость для меня.

Главной своей задачей я считаю постоянное и целенаправленное ознакомление детей с петербургскими композиторами, их творчеством и биографией. Для этого более подробно останавливаюсь на произведениях тех музыкантов, чья жизнь и творчество были связаны с нашим прекрасным городом. Это М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и другие.

В рамках направления «Двигательное восприятие» мы с детьми разучиваем такие танцы, как: Полька, Менуэт, Вальс, Полонез, Марши гусар и др. Дети становятся героями Петровских балов и ассамблей. В процессе разучивания танцев беседую с детьми о том, что мальчики, танцуя с девочками должны проявлять такт, галантность. Также напоминаю детям о том, что эти танцы исполнялись при дворе царя Петра, на ассамблеях.

Не менее важным является направление «Зрительное восприятие». Так как дети не всегда могут увидеть наглядно то, о чем мы говорим на занятиях, то я использую иллюстративный материал, в частности иллюстрации, слайды, видеофильмы с изображениями достопримечательностей нашего города, исторических персонажей, костюмов, предметов быта.

В ходе музыкальных занятий, посвященных Петербургу, описанные приемы и методы используются в комплексе. Например, во время разучивания новых танцев, я показываю детям иллюстрации людей в старинных костюмах эпохи той эпохи, рассказываю о характере танца, читаю стихи. Для того, чтобы дети меньше уставали, чередуются различные виды деятельности.

Итогом моей работы являются открытые занятия, посвященные Санкт-Петербургу. В качестве конкретного примера открытого занятия с детьми по ознакомлению с Музыкально-поэтическим образом Петербурга предлагаю разработанный мной конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста, который включает в себя описанные выше методики.


Приложение: конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста


Список литературы


1. Л.К. Ермолаева «Чудесный город». Санкт-Петербург, 1996 г

2. З.А. Серова «Знаешь ли ты Санкт-Петербург»

3. Л.Н. Махинько «Я - Петербуржец». Санкт-Петербург, 1996 г

4. Г.С. Вежель «Петербург, как система мира». Санкт-Петербург. 1997

5. А. Иванова «Невская ассамблея» Санкт-Петербург, 1995 г

6. Серия книг «Многоликий Петербург», 1997 г


Поделиться: