Поиск по сайту

Толерантность как метод взаимодействия образовательного учреждения с социумом


Авторcтво: Дмитриева Светлана Александровна, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, методист ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга


На современном этапе развития общества вопросам образования в Российской Федерации уделяется все больше внимания. Среди приоритетных направлений на этом пути следует выделить проблему повышения уровня социализации подрастающего поколения, воспитание его нравственности, ответственности, творческого начала, инициативности, компетентности и толерантных качеств.

Под социализацией в настоящее время понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. [1]

Среди методов социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении одним из самых важных, с нашей точки зрения, является метод толерантности.

В самом широком смысле толерантность, или терпимость, — это способность понять и принять людей, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений и норм поведения. Из этого следует, что религиозные и этнические различия — далеко не единственная причина для возникновения непонимания или противостояния. Внутри любого общества существует множество групп людей, объединенных разными интересами, которые обусловлены возрастом, политическими взглядами, сходным образованием, профессией, хобби, вкусами и так далее. И каждая из этих групп создает свою особую культуру, язык которой зачастую не вполне понятен и приятен остальным членам общества.

Представители подобных групп могут враждебно, дружелюбно или равнодушно относиться к другим группам. Но и внутри таких групп всегда есть люди, отличающиеся от других уровнем культуры, ответственности или достатка, интеллектуальными или физическими возможностями, особенностями психики или внешностью. В подростковом возрасте в силу специфики психического развития, отличающимся тяготением к слиянию с группой, восприятие любого «иного» может и часто становится причиной противостояния групп и одиночек, что может выразиться как в безобидных шутках, так ив серьезных противостояниях.

В последнее время приток мигрантов из стран ближнего зарубежья в Россию продолжает расти. В этих условиях количество детей-инофонов с каждым годом увеличивается. В среднем в каждом классе обучается по 5 – 7 детей-мигрантов, что составляет до 20% от общей численности класса.

Указанный контингент состоит из представителей разных национальностей: корейцев, киргизов, белорусов, азербайджанцев и других.

Это создает проблемы не только в обучении, но и в межличностных коммуникациях классных коллективов. Так, например, возникает проблема адаптации детей-инофонов к социокультурной среде нового места жительства и учебы. Прежде всего, это проблема восприятия большинством школьников их новых товарищей, которые могут испытывать на себе проявления открытой неприязни и враждебности.

Возникает эта проблема не только из-за религиозных или этнических особенностей этих детей, но и в силу отсутствия в образовательных учреждениях специально разработанных программ и технологий адаптации детей-мигрантов.

В последнее время районные и городские власти пытаются решать эту проблему путем приобщения школьников к культурному наследию города. С этой целью организуются экскурсии в различные музеи Санкт-Петербурга, такие, как Петропавловская крепость, Этнографический музей.

Однако если прогнозировать дальнейшее увеличение контингента детей-инофонов, возникнет необходимость создания в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов не только новых образовательных программ, но и программ дополнительного образования.

Своевременным, важным и полезным инструментом в реализации Программы Правительства Санкт-Петербурга по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге («Толерантность») стал Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт-Петербурга – «Этнокалендарь» издательства «Фрегат», подготовленный коллективом ученых ведущих научных учреждений Санкт-Петербурга. [4]

Опыт петербургских учителей – участников реализации этого проекта подтвердил правильность и эффективность спроектированной модели методического пособия, в основу которой был положен культурологический принцип организации и освоения материала: все памятные даты, праздники и праздничные события рассматривались не дискретно, а в контексте ценностей, их объединяющих. Культура рассматривалась как уникальное системообразующее и интегрирующее основание разнообразной педагогической деятельности, позволяющей перейти от «агитации за толерантность» – к реальному становлению толерантного мышления как неотъемлемой личностной характеристики.

С помощью этого учебно-методического комплекса образовательное учреждение имеет возможность выстроить систему воспитательной работы школы, придать ей целенаправленность.

Так, в 2011 – 2012 учебном году в ОУ лицей № 486 одним из главных направлений учебно-воспитательной работы было воспитание толерантных качеств учащихся на примере таких мероприятий, как:

- День солидарности в борьбе с терроризмом, радиолинейка;

- классный час «Грани толерантности»;

- конкурс плакатов, посвященный Международному дню мира;

- День Ингрии, посвященный ингерманландской культуре;

- День Организации Объединенных Наций, радиопередача;

- специальные выпуски общешкольной газеты «Лицейский вестник», посвященные Дню согласия и примирения и Международному Дню толерантности;

- День матери России, фестиваль песни;

- Всемирный день прав человека, устный журнал;

- Международный день мигрантов и беженцев, радиопередача;

- III общешкольный фестиваль многонациональных культур;

- участие в петербургской благотворительной акции «Подари ребенку праздник» для детей находящихся на длительном лечении в городских больницах, онкоцентрах, хосписах;

- Рождество в православной культуре, конкурс рождественских открыток;

- День российской науки, тематический классный час;

- Международный день родного языка, конкурс эссе;

- интерактивные уроки, посвященные 210-летию со дня рождения А. И. Штакеншнейдера и 275-летию со дня рождения В. И. Баженова;

- Всемирный день поэзии, конкурс чтецов;

- Всемирный день воды, День Балтийского моря, радиопередача;

- участие в городском интеллектуальном конкурсе-игре в рамках программы «Мир искусства и науки – детям» в Смольном соборе и др.

Таким образом, развитие культурного кругозора учащихся, являющееся одной из целей проекта «Этнокалендарь», способствует не только расширению представлений о других культурах, исторических событиях и лицах, но и преодолению интолерантности, формированию культурной идентичности юных жителей культурной столицы России. Это помогает организовать деятельность учащихся в условиях полиэтнического и многонационального состава классов, целенаправленно и эффективно использовать культурно-образовательный потенциал данного методического комплекса.



Литература:

1. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 3. Р-Я. М., 2006. – 976 с.

2. Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. - М., 2011.

3. «Об образовании» - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007). –М., 2007.

4. Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2012. СПб.: ЗАО «Фрегат», 2011.


Поделиться: