Поиск по сайту

Контроль сформированности лексического навыка на уроках английского языка

Автор: Митинская Алена Алексеевна, учитель английского языка, ГБОУ гимназия 92 Санкт-Петербурга


      В последнее время роль английского языка возросла. Современная геополитическая обстановка, международное сотрудничество и ряд глобальных проблем в различных отраслях науки обуславливают необходимость владения иностранным языком. Он по праву считается интернациональным средством общения. Для того чтобы решать профессиональные задачи владение инструментарием должен быть на высоком уровне. Данная тенденция отражается в изменениях в образовательном процессе. Образование, отвечая на данный общественный заказ, внедряет различные инновации, необходимые для развития. Так, например, с 2016 устная часть основного государственного экзамена (ОГЭ) компьютеризованна. Необходимо отметить ряд изменений в нормативных документах об образовании.
В соответствии с федеральным общеобразовательным стандартом Российской Федерации в современной школе реализуется компетентностный подход. Это значит, что главной целью обучения становится овладение иноязычной коммуникативной компетентностью. Данную компетентность следует рассматривать как совокупность компетенций: языковой (сформированность лексических, грамматических и фонетических навыков), речевой (овладение устной и письменной речью различных видов), социокультурной (понимание специфики культуры других стран), компенсаторной (способность в процессе речи использовать имеющийся речевой опыт для восполнения пробелов в знании языка), учебно-познавательной ( комплекс универсальных учебных действий, необходимый для совершенствования собственную учебную деятельность).
Для каждой ступени образования разработана примерная программа, Федеральный Государственный Общеобразовательный стандарт (ФГОС), Закон об образовании РФ и другие. В данных документах содержатся различные компоненты образования, в частности критерии контроля сформированности различных видов навыков. Так, например, в примерной программе для выпускника основного общего образования прописаны ряд требований для овладения лексическим навыком (словообразовательные средства для создания и расширения потенциального словаря). Данные документы определяют структуру работы учителя (чему учить, как учить, как проверить знания).
       Ряд исследователей считают лексику одним из главных компонентов речевого общения. Для построения общения и продуцирования высказываний учащиеся должны владеть словарным минимумом лексических средств (слова, устойчивые выражения, клише, идиомы и другие). Лексический навык является одним из компонентов языковой компетенции, овладение которым позволяет участвовать в общение на иностранном (английском) языке.
       Прежде всего обратимся к термину «лексика». Под лексикой понимается совокупность слов языка, его словарный запас (словарь)
Главной целью обучения лексике является формирование лексического навыка у учащихся.
       Понятие лексического навыка многократно рассматривалось и психологами (А.Р. Лурия, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев) и методистами (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов). Как правило, под навыком понимается автоматизированное действие, которое формируется в процессе речевой деятельности. В традиционном понимании в структуру лексического навыка входят:
1. Звуковая форма лексической единицы (если учащийся недостаточно прочно усвоил новую лексическую единицу, то он не может правильно воспроизвести фонетический образ слова, заменяет близкие по звучанию фонемы и искажает фонетическую структуру лексической единицы);
2. Операции по выбору лексической единицы (если учащийся недостаточно хорошо владеет операциями по выбору нужной лексической единицы, то он испытывает значительные трудности в подборе нужного слова, тем самым затрудняя процесс общения);
3. Операции по сочетанию лексических единиц (учащийся способен включать новые лексические единицы в известные уже ему грамматические структуры и комбинировать новые лексические единицы с усвоенными ранее);
4. Речевая задача. На практических занятиях по иностранному языку часто бывает так, что учащиеся усвоили звуковой образ новых лексических единиц, могут использовать их для обозначения предметов, признаков или действий, комбинируют их друг с другом, однако испытывают трудности использования этих же самых лексических единиц в процессе общения на иностранном языке. Причиной этого является то, что при обучении лексике не учитывалась речевая задача.
       В процессе формирования навыка неотъемлемой частью образовательного процесса является контроль. Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определённый период обучения. Контроль - это и часть урока, во время которой учитель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Контроль позволяет учителю получить информацию: а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приёмы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения); учащимся: а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе; б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.
       Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению. Другими словами, функции контроля - это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно - сопоставительные действия контролирующего. В отечественных методических публикациях выделяются следующие функции контроля: собственно контролирующая (проверочная),оценочная, обучающая, управленческая (управляющая и, в частности, корректирующая), диагностическая (диагностирующая), предупредительная, стимулирующая (или мотивирующая), обобщающая, развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая (И. Колесникова, О. Долгина).
Анализ функций контроля убеждает в том, что в педагогическом процессе функции не расчленяются, а реализуются в единстве. В какой-то конкретный момент педагогического процесса учителем осознается та функция контроля, которая обеспечивает реализацию конкретной методической задачи.
       Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка - вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).
Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как демонстрирует достижения каждого ученика. Поэтому он больше подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля - возможность с достаточно глубоко оценить уровень подготовки учащегося.
Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) малый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Особенно такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их произвольного внимания. По этой причине индивидуальный контроль целесообразно сочетать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, исправить ответ своего товарища по группе.
       На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводится преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему занятий.
Фронтальный контроль протекает в форме беседы учителя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на их вопросы. Достоинства фронтального контроля: возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы, высокая активность учащихся, высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.
К недостаткам относятся его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, с возможной недостаточной объективностью оценки их ответов. По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.
Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется: планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено, продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечёткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся, не допускать переключения на индивидуальный контроль (это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе), задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.
Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся. Фронтальный контроль с успехом может проводиться в форме игры.
Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Учитель заранее составляет сценарий беседы и определяет её участников.
        Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.
Ниже представлены упражнения для осуществления контроля уровня сформированности лексического навыка. Данный комплекс упражнений разработан для уроков английского языка в 9 классе в рамках темы “Jobs”
Изученные лексические единицы: secretary, librarian, miner, docker, newsagent, clerk, estate agent, surgeon, lawyer, mechanic, psychologist, barber\ hairdresser, shop assistant, accountant, electrician.

        Упражнение 1 Who would you connect or call in the situations given below? Match the situations in the left column with the name of the job or professions in the right column.

1. A filling has come out of one of your teeth A lawyer
2. You need to have your hair cut A dentist
3. You need legal advice A fireman
4. You house is on fire A shop assistant
5. Your granny’s knee needs an operation A hairdresser
6. In the shop you want advice on what sort of coffee to buy A doctor



Упражнение 2.a) Read the list of jobs and professions below and sort them out in two columns: a) The jobs I`d like to do b) The jobs I`d hate to do
A secretary, a librarian, a miner, a docker, a newsagent, a clerk, an estate agent, a surgeon, a lawyer, a mechanic, a psychologist, a barber\ hairdresser,a shop assistant, an accountant, an electrician.
b) Give at least three reasons why you’d like to have these jobs\ professions

Упражнение 3 In each of the following passages someone is talking about his/her occupation. Identify each occupation and give at least five words or phrases which helped you to decide.
• When I start at 8.30, the baskets are already stacked, the trolleys are lined up near the door and the shelf-fillers have done their work. I make sure I've got a supply of carrier bags and enough change in the till and I'm ready to start.


• We're fully-dressed in our helmets and protective clothing by the time we arrive. Then we start unrolling the hoses and getting the ladders ready in case they're needed. The worst things are hoax alarms. You can never be sure till you get there whether a call is genuine or not. Some people think it's fun to dial 999.

Упражнение 4. Ask your groupmates about his\her dream job
*Учителю стоит разделить класс на мини-группы по 3-4 человека и мониторить и корректировать групповую работу. Формат работы-беседа.
Упражнение 5. Communicative game. Choose one card. Read instructions and act the dialogue
Card A Act the dialogue
Choose profession. Ask your boss (your neighbor) 5-7 questions about this job
Card B Act the dialogue
You are a boss. Explain your inferior his\her functions ( 5-7 instructions)
Упражнение 6. Write an essay “Job of my future”.
Методический комментарий
1. Данные упражнения расчитаны на использование во время урока, так как учитель должен контролировать и мониторить процесс выполнения
2. Для текущего контроля следует проводить диктант или устный опрос, например, во время речевой зарядки сыграть в игру «Аукцион». Ученики по очереди называют известные им профессии; если ученик затрудняется назвать, то он выбывает из игры. Победителм становится тот, кто последним останется в игре. Или игра с мячом. Учитель кидает по очереди всем ученикам и они должны назвать профессии. Это позволит учителю детально контролировать процесс усвояемости вводимых лексических единиц и скорректировать учебный процесс.
3. В конце изученной темы целесобразно провести контрольную работу, в которой будет проверяться не только лексический навык, но и, например, грамматический.
4. Во время заданий на говорение учителю стоит мониторить процесс. Это позволит также контролировать уровень сформированности грамматического и фонетического навыков.
5. Подобный комплекс упражнений возможно адаптировать под другие изучаемые темы.
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля. Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Современные тенденции учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую сторону речи или на её «строительный материал». Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в урок, ориентируясь на новые нормы оценок, а это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку в целом.

                                  Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 01.02.2011 г. №1897
2. Примерная программа по предмету (Иностранный язык. 5-9 классы) составлена на основе ФГОС общего образования.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009
4. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл.ред. В.Н.Ярцева, - М.: Сов.энциклопедия, 1990
5. Методика обучения иностранному язку: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О.И.Трубициной. – М.: Издательство Юрайт, 2017
6. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.
7. Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М.,1987.№1
8. Рапопорт И.А. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива. М., 1985


Поделиться:


Назад в раздел