Поиск по сайту

Методическая разработка урока «Проценты в жизни» (деловая игра)

Автор: Котельникова Елена Владиславовна, учитель математики ГБОУ № 103 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга


Тема урока: «Проценты в жизни»
Технология: Деловая игра
Цели игры: ориентировать учащихся 6-х и 8-х классов на прикладное при¬менение математических знаний в профессиональной деятельно¬сти; в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.
Учебно-воспитательные задачи:
 1. Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
 2. Способствовать развитию умений применить свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникатив¬ных способностей учащихся.
 3. Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство соли¬дарности и здорового соперничества.
Форма проведения: открытый урок - деловая игра.
Участники:  ученики 8-х и 6-х классов, комиссия- преподаватели математики.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Вступительное слово ведущего;
2. Выполнение предложенных заданий (команды, состоящие из учащихся 6-х классов), презентация 8 класса «История процентов»;
3. Проверка заданий и подготовка презентации команд;
4. Просмотр презентации каждой команды;
5. Подведение итогов.
Игра проводится на занятии как урок повторения темы «Проценты», основная задача которого - показать использование процентов в жизненных ситуациях.
В игре принимает участие 18 человек: 5 групп по 3 человека: 2 человека (учащиеся 6-х классов), 1 человек - куратор, участник второго плана (учащиеся 8-го класса); 3 человека - (учащиеся 8-го) - во время выполнения командами заданий представляют презентацию на тему «История процентов».
Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: «Распродажа», «Тарифы», «Штрафы», «Банковские операции», «Голосование». Роли всех участников распределяются до игры и объясняются правила.
После распределения ролей между учениками готовятся бланки заданий для каждой группы, печатаются названия групп и каждому участнику делается эмблема с его именем и ролью.
1-я группа «Распродажа»:
1) Менеджер магазина (решает задачу)
2) Помощник менеджера (решает задачу)
3) Покупатель (роль второго плана)
2-я группа «Тарифы»:
1) Управляющий коммунального отдела (решает задачу)
2) Сотрудник коммунального отдела (решает задачу)
3) Квартиросъемщик (роль второго плана)
3-я группа «Штрафы»:
1) Старший кассир (решает задачу)
2) Кассир (решает задачу)
3) Водитель машины (роль второго плана)
4-я группа «Банковские операции»:
1) Бухгалтер (решает задачу)
2) Экономист (решает задачу)
3) Вкладчик (роль второго плана)
5-я группа «Голосование»:
1) Председатель счетной комиссии (решает задачу)
2) Член избирательной комиссии (решает задачу)
3) Избиратель (роль второго плана)
Оформление кабинета/ актового зала.
Кабинет оборудован мультимедийной аппаратурой. Перед началом игры расставляется мебель в классе, на столы ставятся таблички с названием команд, кладутся ручки, участники прикрепляют себе эмблемы. На доске написано название игры, доска украшена рисунками и надписями по теме.
Правила игры.
I. Вступительное слово ведущего
Все игроки занимают свои места. Ведущий сообщает цели игры, кратко напоминает её правила. Проверяющие каждой команды получают от ведущего карточки с заданиями для своей команды (Приложение 1).
Задачи команды:
- быстро и качественно решить задачи;
- презентовать свою группу (проявить артистизм).
II. Выполнение предложенных заданий
По сигналу начинается решение поставленных задач, все игроки команды решают отдельно друг от друга. Но по желанию игрок второй роли может помогать своей команде. Все бланки с решениями подписываются игроками.
В это время группа из трех человек представляю зрителям и комиссии свою презентацию. В конце презентации предлагается игра со зрителями: устные задачки на проценты (Приложение 2).
III. Презентации команд
Команды защищают свою работу. Участники разыгрывают сценки из жизни, объясняя, как они решили предложенные им задачи. Участники второго плана играют роли потребителей, попавших в затруднительную ситуацию, связанную с процентами.
IV. Подведение итогов
Комиссия оценивает работу каждой команды. Ведущий оглашает результаты. (Приложение 3)

Приложение 1

1.      Торговый центр

В кафе действует акция: на ту часть заказа, которая превышает 1000 рублей, действует скидка 25%. Студенческая компания из 14 человек сделала в кафе заказ на 3400 рублей. Все платят поровну. Сколько рублей заплатит каждый?

Решение:

1)      3400-1000=2400 (руб.) - сумма, на которую распространяется скидка

2)      100%-25%=75%- скидка

3)      2400∙0,75=1800 (руб.) -вместо 2400 руб.

4)      1000+1800=2800 (руб.) - заплатят всего

5)      2800:14=200 (руб.) - заплатит каждый

Ответ: 200 руб.

2.      Избирательная комиссия

В выборах мэра города приняло участие 88% жителей. За действующего мэра Иванова проголосовало 75% участвующих в голосовании. Сколько человек проголосовало за Иванова, если в городе 500 тыс. жителей?

Решение:

1)      88∙0,75=66% - за Иванова

2)      500∙0,66=330000 (чел.)

Ответ: 330 000 человек

3.      Банк: вклады

Клиент сделал вклад 200 тыс. рублей под 8% годовых. Сколько всего денег сможет забрать вкладчик через три года, если по истечении года начисленные проценты перечисляются на другой счет?

Решение:

1)      8%∙3=24%

2)      100%=24%=124%

3)      200000∙1.24=248000(руб.)

Ответ: 248000 рублей

4.      Банк: штрафы

Пеня за несвоевременную оплату квартиры составляет 2% за каждый день просрочки. Сколько заплатит квартиросъемщик за 13 дней просрочки, если квартплата составляет 6 тыс. рублей?

Решение:

1)      2%∙13=26%- за 13 дней

2)      0,26∙6000=1560 (руб.) - штраф за 13 дней.

3)      6000+1560=7560 (руб.)

Ответ: 7560 рублей

5.      Бухгалтерия

Налог на доходы составляет 13% от зарплаты. Заработная плата молодого специалиста равна 25 тыс. рублей. Сколько денег он получит в конце месяца, если за хорошую работу директор начислил ему премию в размере 1% от оклада?

Решение:

1.      13-1=12%- вычет

2.      100%-12%=88%- оплатят

3.      25000∙0,88=22000(руб.)

Ответ: 22000 рублей

 Приложение 2

1. Товар подорожал в 2 раза. На сколько процентов подорожал товар? 
- На 100%. 

2. Что значит фраза "уверен на все 100 процентов"? 
- Полностью уверен. 

3. Что означает утверждение "50 на 50"? 
- Шансы равны; либо "да", либо "нет". 

4. Товар подешевел на 50%. Во сколько раз подешевел товар? 
- В два раза. 

5. В одном сообщении по ТВ сказали, что партия на выборах получила 4,9% голосов, а спустя час были названы другие цифры - 4,8% голосов избирателей. Почему процент уменьшился? 
- Из-за того, что новые избиратели выбирали не эту партию, а другую. То есть количество избирателей увеличилось. 

6. С 1го января 2019 года пенсия увеличилась на 7%, но и тарифы ЖКХ повысились на 7%. Права ли тетя Глаша, говоря, что всё, что она получит, то и отдаст ЖКХ? 
- Сравнивать проценты нельзя. Всё зависит от того какая пенсия и какая квартплата. 

Приложение 3

Бланк учителя для подсчета баллов команд

 

Название задачи

Быстрота решения

Качество решения задачи

Артистизм

ИТОГ

Распродажа

 

 

 

 

Тарифы

 

 

 

 

Штрафы

 

 

 

 

Банковские операции

 

 

 

 

Голосование

 

 

 

 



Поделиться:


Назад в раздел