Поиск по сайту

2 платформы и 12 классов: как учили физику 300 учеников

Автор: Фирсова Светлана Анатольевна, учитель физики ГБОУ школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга


Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята еще в 1840 году, когда Исаак Питман с помощью почтовых отправлений стал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве. В России же датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России. В этом же, 2020 году, из-за стремительно развивающейся пандемии коронавируса, образовательные учреждения одними из первых перешли на дистанционную работу, согласно приказу Минпросвещения России от 17.03.2020 N 103. Наша школа не исключение. Но перед многими учителями стал вопрос, как же проводить опыты, лабораторные и другие эксперименты, требующие особого оборудования, которого у нас, учителей физики, в домашних условиях конечно же нет.

Физика – это сложно

Физика — базовая естественная наука, объясняющая то, как устроен мир, законы его развития, взаимосвязи, существующие в нём между различными физическими явлениями. Предмет считается сложнейшим в средней школе, и понять его без специальной подготовки дано далеко не каждому.

Именно поэтому для дистанционного обучения физике нужно подбирать только проверенные и качественные материалы и платформы.

Среди основных средств для обеспечения дистанционной работы (и не только в условиях COVID-19) я бы выделила следующие:

  1. Неинтерактивные: учебники, справочные пособия, флэшки с раздаточным материалом.

  2. Компьютерное обучение: электронные учебники, компьютерные тесты.

  3. Электронная почта и социальные сети, мессенджеры.

В то же самое время все перечисленные средства имеют ограниченный педагогический эффект из-за невозможности очного диалога, используемого при традиционной (очной) форме обучения. Однако, если учащийся имеет постоянный доступ к интернету, то электронная почта и мессенджеры помогают реализовать наиболее эффективный процесс обучения и консультаций.

В своей «коронавирусной» работе я старалась использовать все вышеописанные средства обучения. В частности, на моем сайте я всегда выкладывала конспекты лекций урока. Например, заболевший ученик, не ходя в школу, мог ознакомиться с материалом и не получить пробела в знаниях. Также я давала адрес электронной почты, по которому ученики могли связаться со мной и уточнить необходимую для них информацию. Но в рамках очного образования такие обращения были больше исключением из правил, чем нормой.

С переходом на «дистанционку» это, конечно же, изменилось.

Как все началось

Дистанционное обучение вводилось в школах Санкт-Петербурга с 6 апреля, сразу после окончания весенних каникул. А это значило, что для педагогов была неделя на подготовку к такому формату учебы. Такой переход сильно упростили коммерческие EdTech-компании, которые на период самоизоляции предоставили доступ к своим платформам бесплатно. Проанализировав более 10 разных сервисов, я остановилась на «ЯКласс» и «Videuroki.net». С помощью «ЯКласса» я давала детям проверочные работы. Все из них были составлены заранее, в рамках учебных планов, но требовали корректировки. Ведь, сидя в классе или стоя у доски, можно наиболее эффективно объяснить задание или правило. В домашних же условиях ученикам нужно изучить учебник, конспект самостоятельно, то есть разобраться с темой полностью самому. Задания, разработанные на платформе Якласс отличаются оригинальностью, существует автоматическая рассылка нескольких вариантов (что позволяет избежать списывание учениками друг у друга), есть тренировочные задания. Задания этой платформы имеют высокий уровень и не по силам многим ученикам образовательной школы. Но платформа предоставляет возможность корректировать задания: убирать предложенные, добавлять свои, загрузить текстовые файлы в формате .doc или .docx, файлы с изображением — в формате .pdf или .jpeg. в моем личном кабинете. Выполненные работы отправлялись мне также, через личный кабинет.

Задания я составила максимально подробными, чтобы дети могли их выполнить на основе, полученных от самостоятельного изучения темы, знаний.

На моем сайте же был подробный алгоритм, в какой последовательности и как лучше подходить к изучению темы (см. рис. 1)

Например:

ОК-3. Преломление света

Алгоритм изучения темы:

1.Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок «Преломление света» (указывалась ссылка на видеоурок на платформе Videuroki.net или ИНФОУРОКе)

2. Прочитайте §67 учебника

3. Запишите в тетрадь для конспектов ОК-3 (см. ниже)

4. Перейдите на сайт https://www.yaklass.ru Предмет- Физика – 8 класс – глава V «Световые явления» тема «Преломление света». Изучите теорию. Потренируйтесь в выполнении заданий (задания можно выполнять выборочно – по желанию). Обязательно выполнить проверочную работу, направленные вам учителем (работа проверяется учителем и оценивается)

Однако на платформе Якласс по физике материалы были разработаны только для учащихся 7-9 класса. Для учащихся 10-11 класса была выбрана платформа Videuroki.net. Создав классы на этой платформе и направив ссылки на активацию, я поурочно подключала видеоуроки, электронные тетради и тестовые задания по этой теме. (см. рис.2-3) Видеоурок сопровождался кратким конспектом, составленным разработчиками платформы, а также я, на своем личном сайте публиковала комментарии к уроку и свой краткий конспект. Электронные тетради позволяли потренироваться в выполнении тестовых заданий по данной теме урока, время выполнение и число попыток неограниченно. Тест, прикрепленный к данной теме, позволял провести оценку усвоения данной темы. Все результаты работы учащихся отображались в моем личном кабинете.

Физический эксперимент

Лабораторные и эксперименты по физике при дистанционном обучении целесообразно изучать тремя способами:

  1. Проводить видеосъемки реальных опытов. Показывать их детям в онлайн-трансляции или записи.

  2. Показывать виртуальные опыты, сделанные в онлайн-режиме, указывая при этом свои значения.

  3. Подбирать видеоуроки и видеотрансляции из уже имеющихся на разных платформах по теме урока.

Первые два пункта были бы возможны при организации дистанционного обучения из кабинета физики, что и задумывалось первоначально, используя Start Zoom и техническое обеспечение кабинета (документ камера, интерактивная доска, моноблок)

Однако в режиме самоизоляции, был выбран третий путь, так как проводить собственные эксперименты и опыты не представлялась возможным ввиду отсутствия необходимого оборудования, технической базы.

Проанализировав видео YouTube, прочитав сотни отзывов моих коллег, я выбрала видео работы на Инфоуроке. При проведении уроков я указывала ссылки на инфоурок, где проводился эксперимент (рис.4-5)

Подводя итоги своей работы за два месяца, могу сказать, что это – колоссальный опыт в сфере дистанционного обучения. Многое пришлось изучить, многое еще предстоит познать, апробировать и претворить в жизнь. Как показывает итоговая аттестация, результаты учащихся на дистанционной форме обучения фактически совпадают с очной формой, особенно у старшеклассников, у учащихся 7-8 классов в меньшей мере. Но как бы хорошо не была организована дистанционная форма обучения, она не позволяет чувствовать ученика, своевременно сделать подсказку, уточнение, направить на нужное решение.

Приложения:


--