Поиск по сайту

Проблемы и возможности дистанционного обучения

Автор: Фёдорова Татьяна Геннадьевна, учитель ГБОУ школы №463 Выборгского района Санкт-Петербурга


      В период дистанционного обучения я, как и многие мои коллеги, столкнулась с рядом проблем, в том числе и специфического характера, определяемого особенностью преподаваемого предмета. Как в условиях дистанта продолжить формирование методологических умений школьников? Как выполнить практическую часть рабочей программы?
      Безусловно, у каждого учителя физики в арсенале есть свои средства для проведения виртуальных экспериментов и опытов, лабораторных работ. Например, это широко известные CD-ROM издательств «1С: Образование» и «Новый диск», DVD «Учебные демонстрации по курсу физики» для основной и старшей школы издательства «Мнемозина». Однако использование таких дисков при удалённом обучении стало невозможным. Поэтому я, как и большинство педагогов, перед началом дистанционного обучения возлагала большую надежду на богатый потенциал цифровых образовательных ресурсов: fcior.edu.ru, school-collection.edu.ru, virtulab.net и т.д.
Уже во время подготовки первых уроков с применением дистанционных технологий стало понятно, что провести интерактивный физический эксперимент сможет далеко не каждый из обучающихся в таком режиме учеников. Причина заключалась в технической ограниченности используемых для обучения средств. Смартфоны, планшеты, компьютеры со старым программным обеспечением не могли воспроизводить Flash-контент, открывать файлы формата swf и т.п.. В связи с этим я решила отказаться от выше перечисленных образовательных интернет-ресурсов и выбрать наиболее простой способ решения описанной проблемы: подобрать на youtube видео-ролики с демонстрациями физических экспериментов и составить задания по их анализу. В Приложении представлены ссылки на примеры использования учебных видео-роликов для проведения лабораторной работы в 7 классе «Проверка условия равновесия рычага» [1] и лабораторной работы в 8 классе «Изучение явления отражения света» [2].
      Ещё одной серьёзной проблемой для меня явился выбор формы контроля знаний и умений обучающихся, а также платформы для их проведения. Внимательно изучив с этой точки зрения все возможности различных рекомендованных для использования при дистанционном обучении образовательных онлайн-ресурсов (Якласс, videouroki.net, РЭШ и другие), я решила, что всё взаимодействие с обучающими, включая проведение формирующего и тематического оценивания, буду осуществлять посредством своего учительского сайта (Приложение, ссылка [3]). На его страницах опубликовывала недельные задания для каждого класса, пошагово расписывая алгоритм их выполнения.
      Для проведения процедуры оценивания я использовала тесты, созданные с помощью Google-форм (сервисы Google применяю в своей работе уже достаточно давно). При этом, конечно, задействовала и свои «старые» наработки, добавив в них вопросы, связанные с формированием методологических умений и навыков обучающихся. В Приложении представлена ссылка на пример теста по физике 7 класса «Простые механизмы. Условия равновесия тел» [4].
      Кроме Google-форм я также использовала онлайн-тесты, которые создавала с помощью бесплатного сервиса Online Test Pad (Приложение, ссылка на ресурс [5]; ссылка на пример теста для 9 класса по теме «Строение атома и атомного ядра» [6]). Главным преимуществом этого ресурса являются расширенные возможности настройки процедуры тестирования: времени прохождения теста, запрета копирования текста вопроса в буфер обмена и многое другое, что, действительно, помогает предотвратить списывание и способствует объективной оценке достижения образовательных результатоПРИЛОЖЕНИЕ
      Итак, несмотря на все трудности дистанционного периода обучения, каждый из нас, учителей, получил бесценный опыт по созданию наиболее оптимальных для образовательного процесса условий и выработке собственного, эксклюзивного метода обучения своих учеников.

                                   Ссылки на примеры образовательных материалов и ресурсов

  1. Лабораторная работа в 7 классе «Проверка условия равновесия рычага» https://drive.google.com/file/d/1PHjQ_CnVJhH6fhrbZhKeKE3ztwWKy5Im/view?usp=sharing

  2. Лабораторная работа в 8 классе «Изучение явления отражения света» https://drive.google.com/file/d/1ouBnp2Z6vmvyD0cXQWDVZA5YP0N-KZT7/view?usp=sharing

  3. Сайт учителя физики ГБОУ школы №463 Фёдоровой Т.Г. https://sites.google.com/site/fedorovatatg463/home

  4. Тест по физике 7 класса «Простые механизмы. Условия равновесия тел» https://forms.gle/nxyN3fAhXeCQXJ7g8 5. Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru

  6. Тест по теме «Строение атома и атомного ядра» https://onlinetestpad.com/hmz3r7ik3b6pqв.
     

Поделиться:


Назад в раздел