Поиск по сайту

Особенности работы учителя физики в условиях электронного обучения и применения дистанционных технологий.

Автор: Григорьева Галина Александровна, методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, учитель физики ГБОУ школы №559


       Так сложились обстоятельства, что всю четвертую четверть учителя физики, как и все учителя школ нашего города, работали фактически в режиме дистанционного обучения. Думаю, что эта ситуация высветила множество общих проблем, с которыми столкнулись все коллеги при организации и в процессе обучения. По сути дела, необходимо было организовать самостоятельную деятельность учащихся, реализовав все этапы процесса обучения, к которым относятся
  • мотивация
  • целеполагание
  • планирование
  • действия
  • рефлексия
  • оценка эксперта
  • коррекция.
       Безусловно, все субъекты учебного процесса – обучающиеся, их родители и учителя – оказались в непривычной и сложной ситуации, но были приложены все усилия, чтобы наладить обучение с наименьшими потерями. Процесс обучения физике всегда строится в логике метода научного познания и в соответствии с перечисленными выше этапами обучения, что позволяет реализовать системно-деятельностный подход. А для этого необходимо, чтобы учащийся умел работать с текстом учебника или электронного ресурса, а также обладал определенными методологическими умениями.
Неотъемлемой и очень важной частью школьного курса физики является демонстрационный, лабораторный и фронтальный эксперимент. Не секрет, что наибольший эффект дает использование натурного эксперимента с использованием реального физического оборудования. А виртуальный эксперимент лишь дополняет, иллюстрирует реальные опыты, и не может их полностью заменить. В условиях дистанционного обучения проблема выполнения практической части рабочих программ по физике значительно обостряется.
       Вашему вниманию предлагается опыт работы учителей физики Выборгского района в условиях дистанционного обучения. Какие же проблемы и как решали наши учителя, перед которыми стояла задача не только передать необходимую информацию в виде страниц учебника или ссылок на электронные информационные ресурсы, но и организовать работу с ученика ними? Причем, такую работу, которая даст запланированный результат. Как обеспечить самостоятельность выполнения этой работы? Какие придумать задания для формирующего и констатирующего контроля? Как эффективно провести процедуры оценивания и осуществить обратную связь?
Очень важным для нас, учителей, является этап рефлексии нашей собственной деятельности. Какой опыт мы сами приобрели, работая в нынешних условиях? Что можно было бы сделать иначе? Какие можно сделать выводы?
Об этих проблемах пишет Андрей Алексеевич Смирнов, учитель ГБОУ гимназии №107 и ГБОУ гимназии №114. Очень важным представляется вывод о том, что многие проблемы, связанные с техническими проблемами «обрушения» обучающих платформ, могли бы быть решены совместными усилиями учителей физики путем создания некоторого банка заданий, тренировочных и проверочных работ по всем темам курса физики. Этими работами можно было бы в пользоваться в условиях дистанционного обучения. От себя добавлю, что подобный банк заданий, направленных на формирование методологических умений, уже отчасти создан в ходе совместного проекта методистов и учителей физики Санкт-Петербурга «Инструментарий диагностики метапредметных результатов: методы и формы оценки» [1]. В этом проекте самое широкое участие принимали учителя физики Выборгского района. Задача здесь видится в том, чтобы создать структурированный ресурс, которым было бы удобно пользоваться учителю в условиях огромного потока информации и острой нехватки времени, связанной нагрузкой учителя, которая значительно увеличивается в условиях дистанционного обучения. Это может быть некий конструктор заданий, с помощью которого можно было бы вариативно создавать работы для формирующего и констатирующего контроля.
Надо сказать, что многие учителя физики уже давно активно используют элементы дистанционного обучения, органично вплетая их в традиционный процесс обучения. И, конечно, это было большим подспорьем в нынешней ситуации. Татьяна Анатольевна Ларионова, учитель физики ГБОУ №605 рассказывает о своей системе работы с использованием сайта «Fizik.pro – дистанционный кабинет физики» на основе системы дистанционного обучения Moodle.
        Федорова Татьяна Геннадьевна, учитель физики ГБОУ №463, представила систему работы с учащимися через сайт учителя физики. Наиболее интересным и важным здесь является четко разработанная система формирующего и констатирующего контроля. Оптимальный подбор электронных ресурсов, готовых и созданных учителем, возможность самопроверки и самоконтроля, выполнение работы над ошибками, которую может сделать ученик, – все это хорошо продумано и работает на получение запланированного результата обучения.
        О выборе электронных образовательных ресурсов и организации работы с ними рассказывает Светлана Анатольевна Фирсова, учитель физики ГБОУ №110. Четкий алгоритм использования видеоуроков, материалов учебника, опорных конспектов позволяет учащимся успешно ориентироваться в сложном материале.
О том, как решали проблему отсутствия возможности использования реального демонстрационного и лабораторного эксперимента, рассказывают в своих статьях почти все учителя. Так очень полезен опыт Натальи Геннадьевны Кривцовой, учителя гимназии №652, которая рассказывает об организации демонстрационного эксперимента во время онлайн-уроков на платформе Zoom и подробно разъясняет методику постановки опытов и технические особенности для трансляции через интернет. В организации занятий, по сути, учитель применяет технологию перевернутого урока.
         Школьный курс физики изобилует лабораторными работами. И даже в условиях, когда учащиеся не могут использовать лабораторное оборудование, учителя физики нашли способ провести лабораторные работы в полном объеме или частично. Они изучили возможности замены физического оборудования подручными средствами, которые есть дома у каждого ребенка. Так были проведены работы в 7 классе по проверке условия равновесия рычага и по определению центра тяжести плоской фигуры, а в 8 классе – домашние опыты по отражению и преломлению света. Об этом рассказано в статьях Елены Владимировны Владимирской (ГБОУ №534) и Риммы Викторовны Кощеевой (ГБОУ №115).
          Другие учителя использовали видеозапись лабораторных опытов и составляли задание, которое учащиеся должны были выполнить, как в реальной лабораторной работе. Примеры таких работ для основной школы описаны в работах Татьяны Геннадьевны Федоровой (ГБОУ №463) и для учащихся 10-го класса – в работе Валентины Антоновны Комшиловой (ГБОУ гимназия №114).
Не секрет, что практически все учителя-предметники столкнулись проблемой объективности оценивания работ, которые выполняли ученики. Поэтому им приходилось творчески подходить к решению проблемы списывания, бездумного копирования с разного рода ресурсов интернета. Так Ольга Викторовна Черняк, учитель физики ГБОУ лицея №486 придумала оригинальный ход: для контрольной работы сформулировала задачи с неполными данными. Широко известны задания, когда необходимо вставить в текст по смыслу пропущенные слова или фразы. Здесь же сами учащиеся должны «досочинить» задачу, а потом ее решить. Таким образом, у каждого ученика свои задания и свое решение. Такой прием очень полезен, как на этапе обучения, так и на этапе контроля. Ольга Викторовна , кроме того, рассказывает, как она выстроила изучение темы «Архимедова сила. Условие плавания тел» в режиме дистанционного обучения. Учитель физики ГБОУ №103 Оксана Николаевна Лямина разработала серию уникальных задач для повторения курса физики 10 класса, которые нельзя найти в интернете в готовом виде и представляет их вашему вниманию.
         Известно, что в курсе физики есть такие темы, которые довольно легко понимают дети в ходе объяснения учителя, но не всегда могут разобраться самостоятельно. К ним относится тема «Построение изображения в тонких линзах», которая изучается в 8 классе. В этом случае работает принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В данном случае хорошим подспорьем для учеников является визуализация процесса построения с помощью анимации в презентациях Microsoft Office PowerPoint. О методике использования таких презентаций для пошагового объяснения процесса построения изображений рассказывает Кузьмина Людмила Александровна, учитель физики МОУ гимназия г. Сертолово Ленинградской области.
         Используя различные электронные образовательные ресурсы , мы понимали, что может случиться так, что ученик не сможет ими воспользоваться в силу разных причин, и тогда у него останется только учебник. Да и, используя различные цифровые возможности, все учителя давали задание по учебнику. Кроме того, работа с источниками из интернета – это тоже работа с текстом. Отвечая на вопросы, составленные на основе видеоуроков, ученик сам создает текст. Решение задачи начинается с понимания ее содержания, а это снова работа с текстом. Важность владения приемами рационального (смыслового) чтения становится особенно актуальной в условиях дистанционного обучения, когда мы хотим организовать успешную самостоятельную работу ученика, как только начинающего изучать физику семиклассника, так и старшего школьника. Поэтому, организуя самостоятельную работу своих учеников, я продумывала такие задания, которые можно было выполнить, только используя текст изучаемого параграфа. Для этого использовала рабочие листы, которые размещала на своем учительском сайте. Сам по себе текст – это некоторая информация. И только переработав эту информацию, ученик получает знание. Для этого необходимо было представить изученную информацию в другом виде, используя приемы визуализации. Так учащиеся составляли таблицы сравнения явлений, физических величин и делали выводы на основании сравнения. При проверке таких работ сразу было понятно, кто изучал текст учебника, а кто пытался вопрос (основание для сравнения) «загуглить» в интернете и, скопировав, вставить в задание. Вашему вниманию предлагаю таблицы сравнения по теме «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии», 7 класс [2]. Рабочий лист по теме «Магнитные явления» в 8 классе [3] включает в себя задания по тексту на определение понятий, описание опытов с помощью обобщенных планов, на выделение этапов эксперимента (что делали? что наблюдали? какой можно сделать вывод?) Подобные задания составлялись и для 10 и 9 классов. В качестве примера можно посмотреть «паспорт» физической величины (напряженности) и таблицы сравнения по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле [4], а также таблицы по ядерной физике [5].
         В течение этих сложных двух месяцев каждый из нас, учителей, приобрел бесценный опыт взаимодействия с учениками и коллегами, родителями учеников и администрацией школы. Мы открыли новые грани характера наших учеников, мы увидели, как многие из них стали втягиваться в учебу и им было интересно, несмотря на новый формат обучения. А некоторые в силу разных причин, наоборот, испытывали определенные трудности. Надеюсь, что представленный в этой и следующих публикациях опыт будет полезен коллегам.

                               Источники:

   1. Сайт «Инструментарий диагностики метапредметных результатов: методы и формы оценки»: https://sites.google.com/view/uud-fizika/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F?authuser=0 (дата входа на сайт – 29.05.2020)
   2. Таблицы сравнения по теме «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии», 7 класс: https://sites.google.com/site/potencial559/7-klass/dz-7-klass/zadaniepofizikenanedelus27po30aprela (дата входа на сайт – 30.05.2020)
   3. Рабочий лист по теме «Магнитные явления», 8 класс https://drive.google.com/file/d/1_MOkWhxvGWQoXzIijGm7xCxDRhW7m77W/view (дата входа на сайт – 30.05.2020)
   4. Таблицы сравнения по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле», 10 класс, базовый уровень. https://sites.google.com/site/potencial559/10a-klass-profilnyj/distancionnoezadanieno3nanedelus20po2... (дата входа на сайт – 30.05.2020)
   5. Рабочий лист по теме «Ядерная физика», 9 класс: https://drive.google.com/file/d/1yDEf3Ou8mHPz7vR1FXfccYfiaUhvsUsa/view (дата входа на сайт – 30.05.2020)


Поделиться:


Назад в раздел