Поиск по сайту

Как сохранить равновесие?

Автор: Сауткина Ирина Сергеевна, методист по иностранным языкам ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


     Ситуация, произошедшая в мире из-за коронавируса, оказалась шоком не только для российской системы образования, но и мировой. Перед школами встал вопрос: Как организовать учебный процесс в онлайн формате в кратчайшие сроки?
     Я провела небольшое социологическое исследование с помощью метода анкетного опроса руководителей МО учителей иностранных языков 58 образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга о проблемах перехода на дистанционное обучение. Целью исследования было выявление трудностей, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения. Были получены следующие результаты.
Учителя, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами, которые есть у учеников. Те, кто регулярно ведут дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют сложность в подключении всех детей к видеоуроку; перебои в работе видеоплатформ из-за перегрузки сети Интернет; отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции. Наиболее популярными платформами, которыми сегодня пользуются образовательные учреждения Выборгского района СПб, названы: Учи.ру, платформа «Zoom» https://zoom.us, ЯКласс https://www.yaklass.ru, Skyes School https://edu.skyeng.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, сайты-сервисы интерактивных упражнений https://learningapps.org/ . Для создания контрольно-оценочных заданий: google-платформа (google-формы).
Результаты исследования показали, что учителя отмечают увеличение нагрузки с переходом школ на дистанционное обучение. В первую очередь это связано с тем, что учителям пришлось быстро осваивать и организовывать новый формат обучения. Во-вторых, с высокой трудоемкостью разработки уроков при дистанционном обучении, т. к. уроки представлены не только в электронном виде, но и аудиовизуальном - с демонстрацией слайдов, видеороликов. В-третьих, на плечи учителей легло огромное количество проверки. Надо отметить, что не все из учителей умеют пользоваться теми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы. Так, некоторые учителя не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов или не хотят тратить время на создание тестов. Некоторые школы вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения. Учителя размещали домашние задания в электронном дневнике или создавали группы в различных мессенджерах. Обучающиеся самостоятельно изучали темы, а потом присылали выполненные задания. Такую своеобразную форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте. Таким образом, ученики не получали качественного образования, и большая часть освоения детьми школьной программы легла на родителей.
     В сложной ситуации оказались дети из многодетных и малообеспеченных семей. Им необходимо предоставлять технические средства для обучения, а также поддержку, в том числе и консультационную, а также семьям, которые испытывают трудности при обучении детей в дистанционном формате.
Не может не радовать, что большинство опрошенных учителей ещё до перехода на дистанционное обучение пользовались образовательными онлайн - платформами регулярно или время от времени. В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использовал онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась и они продолжат пользоваться ими в своей работе и в будущем.
     Убеждена, что онлайн обучение не может на 100% заменить аудиторную работу учителей и обучающихся. Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем сводит на «нет» эмоциональную и воспитательную сторону процесса обучения. Формат дистанционного обучения не предполагает наличия рядом человека, который смог бы «зажечь» своих учеников, своим примером передал бы любовь к своему предмету. И учителям и обучающимся нужна хорошая техническая оснащенность, (компьютер и выход в Интернет), нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения. Остро встаёт проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Проблемой является недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры в России. Обучающие программы, как правило, недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. Наконец, мало где поднимается проблема сохранения психологического и физического здоровья детей при дистанционном обучении.
      Тем не менее, применение дистанционных технологий в образовательной деятельности - продуктивный формат. Это повышает мотивацию и интерес школьников к обучению, облегчает учителю постановку индивидуальных заданий и их проверку, требует от школьников больше самостоятельности и ориентации на результат, умений работать в информационной среде, а, значит, развивает их цифровую культуру, которая пригодится в современном мире. При помощи онлайн обучения возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Считаю, что лучшим решением в рамках реализации образовательных программ будет комбинация очных занятий и дистанционной работы, и учителю нужно будет решить, в каком соотношении их интегрировать, чтобы добиться максимального результата.
       Переход на дистанционное обучение повлиял не только на то, как мы взаимодействуем со школьниками, и какой материал им даём для освоения, но и на наше понимание того, какими компетенциями должны обладать обучающиеся и учителя школ, как и в каком объёме, использовать дистанционный формат в будущем. А также заставил задуматься о том, что жизнь после «шокового» перехода на дистанционное обучение никогда не будет прежней.
       В ходе этой работы был собран материал, который может быть полезен коллегам в нелёгком, но любимом труде, требующем постоянной работы мысли и действия.
       В статье "Новые способы организации учебной деятельности, или Чему нас научила пандемия" учителя английского языка ГБОУ № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга Суркова Екатерина Александровна и Мартыненко Анна Александровна представили систему организации обучения английскому языку в дистанционном формате. Они поделились опытом работы с различными Интернет-ресурсами, плюсами и минусами работы на разных платформах, осветили достоинства онлайн-урока по сравнению с другими формами работы, а также организацию контроля и оценивания обучающихся.
        В статье «Взаимосвязь оценивания и мотивации при дистанционном изучении новой лексики» учитель английского языка ГБОУ гимназии № 652 Ефимова Елена Дмитриевна представила опыт своей работы на образовательной платформе «vznaniya.ru» в условиях дистанционного образования и поделилась советом коллеги-учителя из Саудовской Аравии, которым пользуется давно и успешно. С тех пор, как она стала пользоваться этим советом, у неё практически не бывает невыполненных домашних заданий!
        В статье «Пути оптимизации работы учителя английского языка онлайн» учителя английского языка ГБОУ №135 Выборгского района Санкт-Петербурга Пин Ольга Леонидовна и Линюк Марита Ивановна представляют свой опыт оценивания знаний обучающихся и предлагают пути оптимизации своей работы, а также рассказывают о трудностях, которые они испытали в период работы в дистанционном режиме.
В статье «Индивидуализация как ключ к объективному оцениванию на уроках английского языка» учитель английского языка ГБОУ гимназии № 652 Мирошник Джульетта Геннадьевна делится своим опытом объективного оценивания обучающихся в условиях дистанционного обучения. Говоря об особенностях контроля знаний по различным видам речевой деятельности, она определяет типовую картину заданий, которые могут быть применимы в ходе дистанционного обучения. А также рассказывает, как осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся и предлагает для примера варианты заданий.
        В статье «Факторы влияния дистанционного обучения на качество образования школьников на уроках иностранного языка в средней школе» методист ВКК ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка и учитель английского языка ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка Санкт-Петербурга Коломеец Наталья Викторовна освещает проблему качественного усвоения учебного материала детьми в период дистанционного обучения, рассматривает факторы, влияющие на качество обучения, а также предлагает решение данной проблемы.
        В статье «Оценивание учащихся в рамках дистанционного обучения» Шумилова Мария Игоревна, учитель английского языка в ГБОУ СОШ №469 Выборгского района Санкт-Петербурга предлагает свой опыт объективного оценивания знаний обучающихся и делится полюбившимися детям видами работы и формами обратной связи с учителем.
        В статье «Так тоже можно (к вопросу об организации дистанционного обучения)» Андреева Янина Владимировна, учитель английского языка ГБОУ гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга делится своим опытом обучения с использованием дистанционных технологий, раскрывает преимущества предлагаемой ею системы организации обучения.
        В статье «Из опыта организации работы в режиме онлайн» Шубинская Ирина Владимировна, учитель английского языка ГБОУ лицея № 486 делится своим опытом организации работы в режиме онлайн и представляет фрагмент урока на сравнение времён Present Perfect Simple vs Present Perfect Continuous в 7 классе, УМК Spotlight 7.
        И, наконец, учителя английского языка ГБОУ лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга Кляузова Вероника Юрьевна и Петрова Ирина Александровна представили свой практический опыт - методическую разработку урока английского языка для 6 класса на тему «What’s the weather like?» к УМК Spotlight 6 на платформе Zoom.


Поделиться:


Назад в раздел