Поиск по сайту

И вновь к проблеме оценивания учащихся в рамках дистанционного обучения

Автор: Шумилова Мария Игоревна, учитель английского языка в ГБОУ СОШ №469 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Активное внедрение современных технических средств в систему образования основательно меняет подход к образовательному процессу в целом. Массовый переход на дистанционное обучение – это новая ступень не только для школьников и их родителей, но и для нас, педагогов. Взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий – все это рождает новые вопросы и новые ответы.
      Одним из преимуществ дистанционного обучения является возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья; проведение дополнительных занятий с одаренными детьми; возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий и ресурсов; обеспечение свободного графика обучения. Но так же есть и значительный недостаток – объективность процедуры оценивания.
      В условиях дистанционного обучения, привычные нам самостоятельные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным или вовсе отсутствовать подключение, появляется масса возможностей списать.
Для того чтобы проверить, насколько успешно ученики усвоили учебный материал и выполнили задание, необходимо иметь разнообразие форм, чтобы более объективно оценить понимание учащимися пройденного. Также одним из важных факторов самоконтроля учащихся при достаточно свободном учебном графике является следующее: они должны знать, что им необходимо к определенному времени выполнить то или иное задание.
      На протяжении двух месяцев в режиме дистанционного обучения, я могу выделить несколько наиболее полюбившихся детям форм работы и форм обратной связи.
         1)  Открыла для себя, на мой взгляд, очень функциональный онлайн-ресурс – Интерактивная рабочая тетрадь — проект онлайн-школы Skysmart. Она разработана совместно с АО «Издательство "Просвещение"». Внутри — задания для учеников 5–11 классов по школьной программе: математика, русский язык, обществознание, английский. Одно из преимуществ использования этой тетради – её не нужно скачивать, настраивать и устанавливать — тетрадь всегда доступна по ссылке. И, как показала практика, сайт ни разу не подводил в самый неподходящий момент. Это очень хороший дополнительный инструмент, который делает дистанционное обучение проще и удобнее. И основное преимущество для учителя в том, что все задания проверяются автоматически, высчитываются баллы и выставляются оценки. Учитель сразу получает результаты и экономит до 2 часов в день на проверке, тем самым решая проблему необъективности выставления оценки.
         2) Одна из успешных форм обратной связи стала запись видео ответов на задания. Так, в рамках изучения темы «Давай готовить!» (Модуль 9с по УМК Spotlight-6) учащимся было необходимо, освоив материал по теме, создать видео ролик, где они готовят любое понравившееся блюдо в прямом эфире и описывают этап за этапом на английском языке. Данное задание вызвало положительные эмоции абсолютно у всех детей и родителей, тем самым, позволив нам решить несколько задач в достижении личностных результатов
              - формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
              - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
              - стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
         Были установлены следующие критерии выставления отметки по пятибалльной шкале:
                  «5» - Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое
ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более шести фонетических ошибок, в том числе две-три ошибки, искажающие смысл.
                  «4» - речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более девяти фонетических
ошибок, в том числе четыре ошибки, искажающие смысл.
                  «3» - Речь воспринимается с трудом из-за значительного числа неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов,
допущено до пятнадцати фонетических ошибок, в том числе пять - шесть ошибок, искажающих смысл.
                  «2» - Речь воспринимается с трудом из-за значительного числа неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов,
допущено более пятнадцати фонетических ошибок, в том числе более шести ошибок, искажающих смысл.
          3) Для осуществления контроля качества обученности чтения эффективной формой обратной связи оказалась связь через аудио записи. Учащиеся предварительно отрабатывали чтение, прослушивая и повторяя задания за диктором, затем записывали себя на диктофон или голосовые сообщения в таких социальных сетях, как ВКонтакте или мессенджерах WhatsАpp или Viber. Такая форма работы позволила избежать невнимательности учащегося, отвлечения на внешние факторы и отсутствие возможностей списать. Также заранее были установлены критерии выставления отметки по пятибалльной шкале и озвучены учащимся.
       
        Многие говорят, что всё новое начинается не так хорошо, как хотелось бы. Мир вокруг меняется, и нам всем волей-неволей приходится приспосабливаться. С вынужденным появлением дистанционного обучения школьников педагоги могут соглашаться или нет, но одно точно наверняка – нам необходимо скорректировать текущую работу и внести изменения в долгосрочное планирование.



Поделиться:


Назад в раздел