Поиск по сайту

Факторы влияния дистанционного обучения на качество образования школьников на уроках иностранного языка в средней школе.

Автор: Коломеец Наталья Викторовна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №605 с углубленным изучением немецкого языка, методист ВКК ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга


        В статье газеты "Коммерсантъ" от 13.05.2020 «Коронавирус углубил образовательное неравенство» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин отмечает «выросший на 40% за последние месяцы уровень так называемой школьной неуспешности у ребят».
        Любопытные результаты были получены мной в ходе спонтанного исследования 55 учеников 5 групп 8,9 классов школы №605 Выборгского района г. Санкт-Петербурга в период дистанционного обучения с 6 апреля по 20 мая 2020. Так, 10% детей, не имевших персонального компьютера, либо не способных работать качественно в силу объективных/субъективных причин, выбрали формат работы с учебником, который отличался минимумом подачи представленного материала в и минимумом заданий. Работу необходимо было выполнить в тетради и ее фотокопию отправить через WhatsApp для проверки. 90% - это дети, которые предпочли электронный формат работы на образовательной платформе компании «Pearson», предоставившей возможность учиться бесплатно в этот период. Дети могли также выбирать темы с видеоуроками и заданиями, результат выполнения которых ребенок видел сразу. Эффективно удалось отработать все необходимые компетенции.
        Отсутствие правовой базы и, как следствие, выстроенной системы при организации дистанционного обучения привели к тому,что дети, нацеленные на учебу, показали очень высокие результаты, тогда как дети, нуждающиеся в постоянном контроле извне или немотивированные, их ухудшили значительно. Возникает вопрос: какие факторы могут повлиять на готовность ученика самостоятельно качественно выполнять работу, предложенную учителем в рамках дистанционного обучения?
        Очевиден первый фактор - интересный контент, способный без сопровождения со стороны учителя привести ученика от незнания к знанию. Бумажный учебник, к сожалению, в данном случае проигрывает, т. к. априори предполагает совместную работу учителя и учащегося. Электронная платформа обучения, направленная на самообучение, включает видеоурок по теме и ряд заданий к нему с возможностью их выполнения для достижения желаемого результата. Ученик выбирал ту тему, которая вызывала наибольший интерес в тот момент. При этом, учащиеся, имевшие более высокий уровень языка, учились по другой онлайн программе. В итоге, к концу года все темы были изучены всеми детьми, интерес к предмету повышался, а вероятность воспользоваться помощью друзей автоматически снижалась. Присутствовала также возможность самопроверки и выбора упражнений для достижения высокого результата. Таким образом, фактор, продемонстрировавший себя как эффективно влияющий на качество дистанционного обучения, это возможность выбора. Невыполнение работы исключилось автоматически.
        Опыт показал, что среди подростков хорошо себя зарекомендовали онлайн командные состязания в параллелях. Трем восьмым классам было предложено выполнять еженедельно определенный объем работы. Если группа с ним справлялась успешно, то получала на следующей неделе на одно задание меньше, чем остальные. Самая пассивная группа на уроках в классе, оказалась самой активной и дружной в онлайн режиме. У одного ребенка данной группы самоконтроль был на низком уровне. Но в процессе совместной работы эта проблема была решена. Важное значение здесь имел индивидуальный подход. Данный фактор сработал в краткосрочном формате и требует дополнительного исследования в долгосрочной перспективе.
        Также, важным фактором является возможность постоянно контактировать с детьми, например в групповом чате WhatsApp, для решения вопросов и эмоциональной поддержки. В режиме письменного, живого диалога понятно, какие моменты требуют детальной проработки. Опять же, то что учитель объясняет одному ребенку, могут прочесть все остальные. Вопросов автоматически становится меньше. В групповом чате напоминание о сроках и возможных отрицательных результатах часто вынуждало пассивных ребят работать над материалом. Предпочтение отдавалось позитивной оценке работы. Похвала первых стимулирует работу всех остальных. Наличие онлайн конференций было сведено к нулю в силу качества связи прежде всего у самого учителя. Чтение и монолог контролировались через запись аудиофайла. При проверке фиксировались слова, в которых были допущены ошибки и ставилась отметка. Это индивидуальный формат работы, а он, как известно, всегда дает самый высокий эффект.
         Дистанционное обучение продемонстрировало возможность и готовность предоставлять больше свободы и перевести в автоматизированный формат работы сильных учеников, способных самостоятельно добиваться результатов. При этом необходимо было больше заниматься с детьми слабо мотивированными, поскольку разрыв в знаниях у них за четверть мог значительно увеличиться. Если мы обратимся к статье И. Фрумина, то обнаружим подтверждение наших предположений: «...сейчас активно используют термин «учебная бедность». Он характеризует такую школьную неуспешность, которая создает риски долговременной неуспешности в трудовой и социальной жизни, снижает человеческий капитал страны. По нашим оценкам, доля школьников с риском «учебной бедности» могла за это время увеличиться с 25% до 35%. Причина здесь очень проста. Вынужденный формат обучения наименее подходит для отстающих или плохо организованных детей без достаточной семейной поддержки. Ситуация усложняется тем, что отставшие школьники не распределены равномерно. Речь идет о целых школах, в которых не удалось организовать сколько-нибудь эффективное дистанционное обучение. По оценкам ОНФ, таких школ может быть до 20%. Получается, что для целых школьных коллективов возникают риски отставания».
         Понятно, что ситуация требует детального анализа. А нам предстоит в офлайн формате с первого сентября снижать процент «неуспешности». Для решения этой проблемы вероятно можно задействовать следующие возможности.
     1. На первом уроке провести диагностику знаний, полученных в четвертой четверти в дистанционном формате. Выявить детей, не усвоивших материал на минимально необходимом уровне.
     2. Разделить урок на усвоение нового материала и компенсацию неизученного ранее, выделяя ему последние 15 минут от урока. В это время в малых группах сильным ребятам предлагаем помочь тем, кто не усвоил предыдущий материал, отрабатываем самые важные аспекты и даем возможность дома закрепить новый и старый материал.
     3. Внести в рабочую программу элемент дистанционного обучения детей, выпадающих из образовательного процесса по определенной причине. Но для этого, нужно нормативно закрепить этот пункт. Требуется также разрешение родителям купить доступ к электронной платформе для работы на уроке и дома. Тогда перевести весь класс в случае необходимости, будет не сложно. На сегодняшний день родители не имеют право закупать УМК для работы на уроках, эта ответственность лежит на школе.
     4. Максимально автоматизировать ежедневную проверку изученного материала, чтобы не тратить время на то, что может сделать машина за учителя, отдав предпочтение анализу ошибок и разработке стратегии для их снижения, улучшая качество образования.


Поделиться:


Назад в раздел