Поиск по сайту

Взаимосвязь оценивания и мотивации при дистанционном изучении новой лексики

Автор: Ефимова Елена Дмитриевна, учитель английского языка ГБОУ гимназия № 652 Выборгского района Санкт-Петербурга


                                                                                                                                                 

«Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts».
                                                                                                                                                  «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется».

  А. Эйнштейн


Если вы думаете, что моя статья будет о теоретических изысканиях в системе оценивания, хочу вам сразу сказать, что можете дальше не читать. Я даже не буду разбираться в тонкостях последних обсуждений, что было раньше – оценка или отметка и в чем их различие. В данной работе я принимаю и буду использовать единый термин «оценивание (assessment)» в тех значениях, который дает словарь Макмиллана:
   - the process of making a judgment or forming an opinion, after considering something or someone carefully
   - the process of deciding what level a student is at, or how much progress they are making
т.е. оценивание как процесс формирования мнения и вынесения суждения после тщательного, внимательного и взвешенного изучения выполненной работы, учитывая либо уровень обучающегося, либо «прогресс», который он сделал.
        Небольшое лирическое отступление. Мне, видимо, очень повезло в педагогической деятельности, потому что жизнь дала шанс: а) четко увидеть разницу в двух системах образования: советской (начало 90-х) и современной после 2010 года, и б) в этот разрыв поработать совершенно в другой сфере и в других условиях. И это была не школа, а сфера бизнеса, где я работала руководителем отдела логистики, где требовалась большая ответственность, умение организовывать людей, умение делать отчеты (будь они не ладны!), но за этими отчетами стояло не просто потраченное время, а твоя жизнь: «посадят – не посадят»)) . К чему я это? Да только к тому, что умение организовывать процесс, как и, навыки оценивания, привитые мне в советское время в школе, в ЛГУ им.А.А.Жданова и бизнес-сфере, принесли свою ощутимую пользу в моей дальнейшей работе в школе уже в 2010-е+.Эти навыки помогают в жизни в ситуации резких критических переворотов, типа наших 90-х и 2000-х, а теперь вот короновируса и изоляции. И Плюс самоизоляции, короновируса и ДО состоит в том, что они лишний раз подтвердили необходимость обучать и развивать данные навыки у молодежи.
        Поэтому, вернемся к умению (навыку) оценивания. Еще до дистанционного обучения (не надо сводить ДО к его части – он-лайн образованию) у нас со школьниками совместно (!) обсуждались и разрабатывались критерии оценивания их работ(ы). Этот принцип я использовала с самого начала своей педагогической деятельности. Конечно, критерии для устных и письменных ответов немного отличались, но…единым был общий посыл: Двойку ты себе выбираешь сам! Двойка – это твой личный выбор и твоя ответственность! Чтобы получить «2», надо было сказать что-то типа: «Я работу не сделал и делать ее не буду! Ставьте мне два!» На что, по обыкновению, мой ответ был всегда один: «Итак, это – твой (!) личный выбор!» Должна сказать, что выбор двойки - это единственный общий критерий для учащихся всех классов)) Конечно, в зависимости от параллели, по остальным оценкам мы изначально вместе (я и учащиеся) дорабатывали критерии оценивания и…оценивание работ больше не являлось проблемой. Дети знали, на какую оценку готовят свой ответ. Это был их выбор, их ответственность.
Было очень приятно увидеть, что система оценивания ФГОС включила в себя подобные подходы к оценке. Критериальный подход, включение учащихся в процесс самоконтроля и самооценки, ситуативность, навыки (предметные и метапредметные), обратная связь, прогнозирование и пр. – все это вошло в систему оценивания по ФГОС. Правильно говорит народная мудрость: «Новое – это хорошо забытое старое». Но… лучше поздно, чем никогда.
Я не могла не упомянуть об общих положениях по оцениванию при ФГОС, но в данной конкретной своей работе я хочу рассмотреть частное оценивание на конкретной платформе в условиях Дистанционного образования, так как частное часто дает ясную картину общего.
        Итак, при изучении иностранных языков мы сталкиваемся с большим количеством трудностей, причем не только языковых, но и «системных». Т.е. школьник не может (не хочет) заставить себя что-то делать, родителям некогда. Так вот, для того, чтобы этого избежать, я хочу рассказать об образовательной платформе Взнания, которая в период дистанционного обучения помогла детям учить слова, а мне – оценивать работу школьников. Также большим плюсом этой платформы является то, что она как работала с компьютера бесплатно, так и продолжает работать, в отличие от многих других платформ, которые также продвигались Министерством Просвещения.
        Платформа Взнания(vznaniya.ru) – это образовательная платформа, с помощью которой, используя современные технологии геймификации, мне удалось вовлечь учащихся в процесс «зазубривания» слов иностранного (для меня – английского) языка, оптимизировать как наше время, так и процесс обучения. Я сразу подумала, что если еще делать упражнения, придав им творческий (проектный) облик, я смогу заставить школьников это делать, а вот простая зубрежка – это «швах!» И надо быть честным – без знания лексики - не заговоришь! Поэтому я и остановила свой выбор на указанной платформе, тем более, что там были внесены обновления, дающие возможность слушать слова, а также делать для детей дифференцированные задания – как от тренировки неправильных глаголов, так и до угадывания значений слов без перевода и только по картинкам.
        Также я подумала, что проблема «списывания» или того, что «родители сделают за ребенка», уходит как-то сама собой. Ну не будут родители играть за ребенка, гоняя несколько раз (по выбору учителя) змейку, играя в Скрембл и пр. другие игры. Ну один раз посмотрят, самые терпеливые – два)) А дальше скажут: «Играй сам!»)) Мне было безумно приятно, что, именно благодаря этим заданиям (по словам мамы), ребенок, которого увезли на время в Израиль, не счел отъезд «уважительной причиной» для невыполнения заданий, а, наоборот делал все игровые задания на лексику там, далеко за пределами нашей страны.
        Итак, а теперь пару слов о возможностях платформы. Данная платформа дает учителю возможность:
     а) создавать классы и сохранять «старые» классы вместе с уже загруженными ранее упражнениями:

Рисунок1.jpg

(NB. Сразу поясняю, сейчас у меня нет ни 3-го, ни 5-го классов. Это – то, что сохранилось ранее, несколько лет назад и чем я могу продолжать «пользоваться и тренировать загруженную лексику» без траты времени загружать её заново.)

б) загружать нужные слова по выбору учителя

- как по изучаемым темам:

Рисунок2.jpg

Рисунок3.jpg

- так и в разных форматах: малышам с картинками –

Рисунок4.jpg

Причем, вы можете давать задания как со словесным переводом, так и только с картинкой:

Рисунок5.jpg

- а детям постарше: только в формате перевода, так как иногда бывает сложно или невозможно подобрать картинки))

Рисунок6.jpg

в) также данная система дает возможность увидеть ошибки!

Рисунок7.jpg

г) а наличие процентной системы (см.выше) и даты выполнения задания (сразу видна задолженность) дают возможность с легкостью использовать данные показатели в качестве критериев для перевода оценки работы в «балловый» формат.

Дополнительно хотела сказать о такой новой «фишке» системы, как генерирование сертификатов. По результатам работы: создание уроков учителем и изучение слов учениками, сертификаты могут получить как учителя, так и ученики. И, хотя я и взрослый человек, мне было приятно получить такой Сертификат:

Рисунок8.jpg

И я уже не говорю о детях и их родителях! Они были довольны независимо от возраста):

0.JPG

Также мне показалось, что данная платформа удобна и для назначения задания на лето. Ведь не работать же заставляем, а играть! Хочу сказать, что данный подход мне посоветовал коллега-учитель из Саудовской Аравии (когда я училась в Кембридже). Он сказала, что использует данный принцип, когда дает задание своим ученикам – офицерам. Он дал замечательный совет, которым я уже постоянно пользуюсь 4 года: «I never give them HomeWork. I always give them only Home Entertainment! (Я никогда не задаю домашнее задание, я всегда даю только домашнее развлечение)!» Таким образом, мы мастерски выбиваем «фундамент» основного довода типа: «Работа была трудная и я не смог ее сделать!» В формате «Развлечения» это звучит смешно, и, могу сказать, что у меня практически не бывает невыполненных ДЗ, простите, ДР (Домашних Развлечений)).

Итак, как вы видите, все взаимосвязано! Поэтому и в отношении детей хочется сказать (по-Эйнштейновски): «Не все, что мотивирует, оценивается, но все, что оценивается – должно мотивировать!»

Очень хочется надеяться, что мой опыт пригодится моим коллегам. Здоровья вам всем!



Поделиться:


Назад в раздел