Поиск по сайту

Дорогою добра. Из опыта реализации парциальной программы «Росточки» с применением корнесловно-смыслового подхода в детском саду “Теремок” пос.Борисоглебский

Автор: Руднова Наталия Николаевна, педагог-дефектолог МБДОУ «Теремок» пос.Борисоглебский


        Важным направлением формирования личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования. Под социальным развитием понимаем процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Среди важнейших задач воспитания в Концепции модернизации Российского образования - формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры.
Наш детский сад «Теремок» реализует парциальную программу по духовно-нравственному воспитанию с применением корнесловно-смыслового подхода (далее –КСП). Разработчик подхода – ученый, к.п.н. В.В.Семенцов.
Методические рекомендации, которые мы используем в своей работе по духовно-нравственному воспитанию, призваны содействовать реализации задач воспитания Концепции модернизации Российского образования.
В планировании работы опираемся на задачи воспитания, определенные программным содержанием, на воспитание духовно-нравственных ценностей. Основными принципами реализации программы являются систематичность проведения занятий, взаимосвязь занятий с окружающим миром, музыкальным воспитанием. Предусмотрено сотрудничество всех участников образовательного процесса.
        В программу мы включили темы «Имя», «Добро», «Щедрость», «Семья» и другие.
Занятия, на которых воспитатели применяют КСП, хорошо воспринимаются детьми: они лучше понимают смыслы действий, поступков; правильнее дают оценочные суждения. У детей расширяется словарный запас; их речь грамматически становится более правильной и богатой.
        С 2016 года в нашем образовательном учреждении были открыты группы инклюзивного образования. В связи с этим появилась острая необходимость в проживании детьми таких понятий, как «терпимость», «великодушие», «жертвенность» и др.
        Начали мы свою работу с понятия «великодушие».С детьми была проведена беседа на тему: «Что такое великодушие?» На этот вопрос дети сразу же ответили, что это «делать много добра». После прочтения рассказа А.С.Шишкова «Великодушие осьмилетнего отрока», педагоги отметили, что оно получило эмоциональный отклик у детей: у некоторых появились слезы на глазах, некоторые дети назвали главного персонажа – Митюшу - героем. В процессе визуализации главного героя у детей не возникло никаких трудностей! Они с легкостью изобразили Митюшу, выделив его среди остальных героев рассказа. Его изображение отличалось «внутренним свечением». Есть рисунки, на которых Митюша изображен в виде ангела, кто-то нарисовал на уровне груди Митюши свет, кто-то раскрасил его в красный цвет, пояснив, что это его внутренний огонь, который согревает всех.
Вторым произведением, которое мы прочитали с детьми на тему деятельного добра, была сказка современного писателя Б.Н.Сергуненкова «Горшок с гречневой кашей». Эмоциональный отклик детей на данное произведение был более «скудным». После беседы с детьми мы смогли сделать вывод, что первое произведение вызвало более яркие эмоции, потому что если тут в центре событий стоит ребенок и дети это сразу отметили, то во втором произведении они больше обратили внимание на поведение матери, а не ребенка. Это различие заметно и в рисунках детей: во втором случае центральной фигурой выступает мама, но рисунки не такие яркие, а в беседе по рисункам наши воспитанники были более бедны в высказываниях, не было эмоциональной окраски речи, то есть не было в голосе ноток восхищения, удивления, облегчения.
Когда мы начали говорить с детьми о великодушии после «проживания» этого чувства, было отмечено, что дошкольники обратили внимание на следующее: великодушие – это делать добро безвозмездно, ничего не требуя взамен.
Данный вид работы был проведен и с родителями, так как мы считаем, что, если родители будут «проживать» те же эмоции, что и дети, таким образом, мы сделаем процесс воспитания единым.
Родители отметили, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей с применением КСП и проживанием того или иного чувства очень важна, потому что, по словам родителей, «в последнее время дети стали очень жестокими, разучились делиться». Также родители сообщили, что у них стало больше тем для разговоров с детьми, что их дочери и сыновья стали давать эмоциональную оценку тем или иным поступкам и событиям и даже своему поведению.
         Педагоги отметили, что после «проживания» такого чувства, как «великодушие», нормативно развивающиеся дети стали откликаться на просьбы о помощи детям с ОВЗ, и даже сами стали подмечать, когда нужна их помощь.
В работе с детьми, помимо прочтения художественной литературы, были использованы и такие приемы, как просмотр мультфильмов («Просто так»), игры («Да-нет», «Угадай героя»), рисование, беседы, аппликации, составление словарика.
         На данный момент в нашем образовательном учреждении разработано тематическое планирование. Каждой тематической неделе соответствует своя тема по духовно-нравственному воспитанию, которую дети будут проживать с помощью корнесловно-смыслового подхода. Запланированы мероприятия с родителями: «День семьи», «Рождество», «День памяти» и многие другие, консультации по темам «Добродетель», «Щедрость и жадность», «Милосердие», «Правда и ложь» и другие.
         Надеемся, что в этом году мы получим такой же эмоциональный отклик, как от детей, так и от родителей наших воспитанников, потому что для развития полноценной личности, воспитания нравственности, духовного роста всех участников педагогического процесса необходима совместная работа коллектива детского сада и семьи.

                         Список литературы:

1. В. В. Семенцов. Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет. Царское Село - 2016г.
2. Корнесловные основы современного образования: от значения к смыслам. Сборник учебно-методических материалов. СПБ - 2013
3. Семенцов В.В. Щукина С.Ф. Беседы о святых словах отечественного языка. В помощь учителям, воспитателям, родителям. СПБ - 2011г.
4. П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Русский язык МЕДИА. М. - 2007г.
5. Полная симфония на канонические книги Священного писания; изд-во: Российское Библейское Общество, СПб - 2006 г.
6. В. В. Семенцов. Интернет-словарь «ГлаголЪ» pervobraz.ru
7. http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php
8. Шишков А. С. Огонь любви к отечеству. Институт русской цивилизации. М. 2011




Поделиться:


Назад в раздел