Проживание слова «Порядок». Из опыта работы дошкольной группы детского сада при Ивановской школе Борисоглебского района Ярославской области

Автор: Фролова Евгения Александровна, воспитатель, Бавыкина Светлана Алексеевна, воспитатель


       

Интерес к корнесловно - смысловому подходу, который разрабатывается ученым, Василием Васильевичем Семенцовым, появился у нас с первых встреч с автором на одном из семинаров в нашем районе. Мы воодушевились идеей взглянуть на слово, не как на средство межличностного общения, а как на источник сокровенного смысла. Попробовали включать работу со словом, его смыслом на отдельных занятиях, без особой системы, но не видели зримых результатов, не проводили диагностику субъективно – личностного восприятия слова.
С утверждением в районе образовательной площадки по использованию корнесловно-смыслового подхода современным педагогом у нас появилась возможность сделать эту работу стержневой, что принесло свои добрые плоды. Дети стали внимательнее относится к слову, его смыслу, определять причины и следствия происходящих событий, искать их суть.
Знакомясь со словом или понятием, мы с воспитанниками обычно идем от простого к сложному, от внешнего содержания слова (его значения) – к внутреннему (его сути, смыслу), выстраивая единое семантическое поле образовательной среды.
        Мы поставили перед собой цель: заложить у дошкольников положительное отношение к порядку, как основному системообразующему понятию формирующейся личности. В соответствии с целью мы обозначили следующие задачи:
   1. Помочь ребятам обрести интерес к поиску корня слова и подбирать к нему однокоренные слова.
   2. Организовать совместную деятельность по освоению понятия и внутреннего смысла слова, сопоставлять и подбирать родственные слова.
   3. Воспитывать у детей дошкольной группы любовь к порядку в быту и порядочности как свойству личности.
   4. Обогащать эмоциональное восприятие ребят на всех этапах проживания смысла слова.
   5. При создании образа слова на занятиях по художественному труду уделять внимание развитию мелкой моторики у дошкольников.
   6. Систематизировать и упорядочить математические представления у воспитанников в цикле интегрированных занятий погружения в слово.
   7. По мере знакомства детей со словом способствовать их «восхождению» от обыденного значения слова «порядок» (материального восприятия) к пониманию более глубинного смысла – «порядочность».
        В ходе проживания слова (4- 5 недель) вся образовательная деятельность была направлена на исследование значений слова «порядок». Одним из основных направлений в корнесловно – смысловой работе для нас стало включение всех участников образовательного процесса в единое смысловое языковое поле. Мы искали его в окружающем мире, в природе, в математических представлениях, в музыкальных и художественных произведениях и т. д.
        Учитывая данные предварительного опроса детей, мы спланировали наш путь постижения смысла слова, составили список художественных произведений, которые могли бы помочь детям воспринять прямой и метафорический, переносный смысл избранного слова «порядок».
Приведем в пример работу по осмыслению детьми сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Мы выбрали это произведение, потому что первые отзывы детей свидетельствовали о том, что слово «порядок» воспринималось детьми на бытовом уровне.

         Последовательность и формы работы (3 дня):

  1. Диагностическая беседа с детьми «Что такое порядок?» Мы начали работу с изучения представления наших воспитанников о слове «порядок»: провели беседу. Как и следовало ожидать, большинство ребят придерживались общепринятых понятий: Порядок – это … «когда все чисто» (мал., 6 л.); «уборка дома» (дев., 5 л.), «собирать вещички» (дев., 4 г.); «сделать порядок для занятий в группе» (дев.,4 г.).
  2. Чтение сказки с элементами театрализации с использованием детской игрушечной посуды.
  3. Беседа по содержанию сказки, уточнение понятий «чистоты» и «порядка», корнесловно-смысловая работа с этими словами.
  4. Работа с непонятными словами, «говорящими» междометиями.
  5. Пояснение эмоционального состояния героини в начале, середине и конце сказки. «Преображение» Федоры (песня – примирение).
  6. Просмотр мультфильма по сказке, обсуждение.
  7. Беседа «Чистая душа – порядок в доме».
  8. Инсценировка отрывков из сказки с использованием перчаточных кукол – мимов.
  9. Создание иллюстраций к сказке (по запросу детей). Рефлексия.

         Последовательность и формы работы по осмыслению рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года»:
                  
  1. Диагностическая беседа «Мое любимое время года». (Дети выбрали те времена года, на которые приходятся их дни рождения, за исключением одной девочки, 8-ой ребенок в семье.)
  2. Ручной труд. Сенсорная игра «Собери бусы» - упорядочивание разрозненных бусинок. Дети выбрали их в соответствии с предпочитаемым временем года – весна – зеленые, осень – золотистые и т.д. Игра полезна для развития мелкой моторики. В работе мы мотивировали детей к осознанию непреложного порядка в природе.
  3. Чтение и обсуждение оригинального текста рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года». Наблюдение в природе: сегодняшний день – какой он? Полнота восприятия мира ребенком.
  4. Беседа с детьми «Что понравилось Петруше в каждом времени года?»
  5. Работа с незнакомыми словами и выражениями. (Сие - это, всегдашний - обычный, минуть - пройти, пажить - пастбище, благорастворенный, благоуханный).
  6. Сопоставление рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года» с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания», выявление сходств и различий.
  7. Использованием дидактической игры «Четыре сезона» с целью закрепления знаний о закономерностях в природе.
  8. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» с последующим обсуждением.
  9. Беседа «Что может изобразить музыка?».
10. Рассматривание репродукций художников, запечатлевших разные времена года
(И.И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А.М. Васнецов «Родина», «Сентябрь», «Осинки»; И.И. Шишкин «Рожь», «На севере диком», «Корабельная роща»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели.», «Зимний пейзаж», «Осень»).
11. Домашнее задание детям расспросить родителей об их любимом времени года», сделать совместные с родителями рисунки.
12. Презентация детьми своих работ, сделанных дома совместно с родителями.

             Формы работы с произведением Л. Пантелеева «Честное слово» (1943г.):

  1. Диагностическая беседа «Кто такой порядочный человек?»
  2. Презентация «Порядочность и честность»
  3. Чтение рассказа «Честное слово» Л. Пантелеева.
  4. Что вас удивило (почему мальчик не мог уйти с «поста»)? Беседа о честности и порядочности героев рассказа.
  5. Словарная работа с незнакомыми словами и оборотами речи: «на часах», «пост», «держать слово».
  6. Продолжи фразу: «Порядочный человек – это тот, кто...» (домашнее задание для детей и их родителей).
Осмысляя тему «порядок», можно познакомить детей и с другими художественными произведениями, некоторые из них - предложить родителям для семейного чтения:

           1. Сборниками скороговорок, пословиц, поговорок, считалок.
           2. Русские народные сказки:
                  «Кот, петух и лиса»
                  «Крылатый, Мохнатый, да Масленый»
                  «Репка»
                  «Царевна – лягушка»
                  «Как старик домовничал»
                  «Три медведя»

            3. Авторские сказки и рассказы:
                    С.Я. Маршак сказка «Двенадцать месяцев»
                    В. Осеева «Чего нельзя, того нельзя»
                    Н. Носов «Мишкина каша»
                    Б. Заходер «Кит и Кот»
                    Г.Х. Андерсен «Уж, что муженек сделает, и ладно».
                    В. Сутеев «Это что за птица?»
                    В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
                    Монах Лазарь (Афанасьев). «Книжки маленького ежика».

Исходя из особенностей работы в разновозрастной группе детей (3-7 лет), их индивидуальных предпочтений и запросов родителей, мы составили план совместной деятельности. Надеемся, что наш опыт может быть адаптирован и к другим условиям работы наших коллег.

Совместная деятельность детей и взрослых по теме «Порядок»:

   1. Какой корень спрятался в слове «порядок»? (Нахождение корня слова «порядок» - «ряд»). Дети смогли обнаружить корень, поскольку данной теме предшествовала работа со словом «послушание», в ходе которой дети были ознакомлены со словом «корень» в прямом и опосредованном значении.
   2. Знакомство с происхождением слова «ряд».
   3. Поиск родственных (однокоренных) слов (зарядка, рядовой, грядка, грядет…)
   4. Занятие по ФЦКМ «Век к веку, ряд к рядочку» знакомство с ткачеством. (Ряд – название основной нити в ткачестве).
   5. Ручной труд - плетение из полосок цветной бумаги «Коврик». Закрепление и расширение понятия «ряд» - как и почему держится в ткани ряд – ряд в плоскостном двухмерном пространстве.
   6. Мастерская «Сделай по порядку» (порядок в трехмерном пространстве):
             • Интегрированное занятие ФЦКМ и художественный труд «Корзинка - история и современность», знакомство с приемами плетения корзин (картон + шерстяные нитки)
             • «Шаг – стежок, шаг - стежок, из яичка – петушок» (изготовление мягкой игрушки, с использованием мягкой ткани, проволоки или безопасной иголки с нитками)
             • Аппликация «Нарядное яичко».
   7. Цикл интегрированных занятий (ФЦКМ + рисование) «Моя вербочка». (Порядок пробуждения жизни в природе).
   8. Цикл занятий по ФЭМП «Числовой порядок» занятия по математике (2 недели: одновременно с тематическими занятиями по развитию речи).
   9. Порядок в звучании, знакомство с нотным станом и музыкальным инструментом ксилофоном. (Разрозненные звуки и музыка – в чем различие?)
 10. Беседа «Порядок внутри человека» от «физиологического» порядка к душевному. Чтение рассказов «Беседы с батюшкой» (о церковных таинствах), Жития святых для детей, Повесть об Алеше «Первая исповедь» В. Малягина.
 11. Цикл бесед с родителями и детьми. «Традиционный уклад русской семьи» - знакомство с семейными чинами, иерархией.
 12. Презентация: знакомство с чинами в различных структурах общества (военные, казачьи и др.)
 13. Подбор однокоренных слов – речевая игра со словом «чин» (чинить - приводить в порядок, подчинять, сочинение и т.д.)
 14. Традиционный православный праздник Пасха. Небесный порядок - ангельские чины.
 15. Рисование по воображению: «Мой ангел - хранитель».
 16. Слушание аудиозаписей «Притчи для детей», «Евангельские чтения для детей».
 17. Итоговый утренник для детей и родителей «Пасха красная».

                     Результаты проживания:

        В процессе работы над словом «порядок» дети стали давать более развернутые ответы: «порядок есть внутри человека» (мал., 5,5 л.); «вырывать соринки из души, будет порядок в душе» (мал.,6 л.). Порядочный человек для детей младшей подгруппы –это «чистый, светлый, умный», «человек от солнца, живет на небе». Для старших воспитанников – все гораздо проще - «на параде следит за порядком», «который соблюдает порядок».
По завершению первого этапа работы ребята сами стали обращать внимание на непорядок в группе, распределять между собой обязанности по уборке игрушек, рассказывать друг другу и воспитателям о том, как они помогают родителям в доме. Дети стали сами замечать происходящие в природе изменения, какие виды сезонных работ осуществляют взрослые на селе. Для старших воспитанников – все гораздо проще - «на параде следит за порядком», «который соблюдает порядок».
        Воспитанники нашей группы охотно рассуждали о любимых временах года, рисовали их. Когда они слушали музыкальные произведения, соотносили их с временами года и природными явлениями.
Почти все ребята воспринимают постулаты (негласные правила), выработанные в группе, в том числе и по поддержанию порядка. Напоминают их тем, кто их нарушает. Сами сообщают их новичкам.
У детей появилась потребность гармонизировать эмоциональный фон в группе, даже ущемляя свои интересы ради справедливости и порядка.
Более глубокое понимание порядка пока прорастает в сознании наших дошкольников, и надеемся, даст «добрые всходы», а выпускники сада понесут свою любовь к порядку в начальную школу.
К моменту написания данной статьи прошло 4 месяца после проживания слова «порядок», и уже можно говорить об отсроченном результате, о том, что думают наши выпускники, а теперь уже первоклассники: «Порядок бывает внешний и внутренний, они зависят друг от друга, сначала нужно навести порядок вокруг себя, тогда будет легче навести порядок внутри».

         В ходе работы нами был подготовлен краткий вспомогательный словарик, который мы использовали в работе с детьми и их родителями. В словарь вошли ключевые слова темы:

             ПОРЯДОК – основной грамматический корень этого слова ряд восходит к древнему корню *ar- «соединять, связывать»; «нанизывать на основу». Это очень плодоносный корень во всех языках мира, поскольку любая деятельность – это разделение и связывание. Примеры однокоренных слов: русские рядить, орден, орудие, оружие; латинские arma (арма) «оружие», ars (арс) «искусство», ordo «порядок»; санскритское ऋत (ръта) «правда, порядок, закон»; древнегреческое ἀρτύνω (артино) «упорядочивать, выстраивать в ряд»; английские arm (арм) «кисть руки, оружие», army (арми) «армия», artist (артист) «художник, деятель искусства», order (ордер) «приказ», ordinary (ординари) «обычный, рядовой». Древнейшим образцом ряда у многих народов является расположение нитей вертикальной основы на станине ткацкого станка. Единый корнесловный образ ряда: «соединение разделенного, выстраивание структуры». Приставочный корень слова порядок, по- восходит к древнему корню *apo- «ушедшее, находящееся вдали, по ту сторону времени и пространства». Сочетание первообразов потустороннего (по-) и связывания разделенного (-ряд) порождает единое корнесловное представление о порядке: «восстановление первоначального мироустройства путем связывания и разделения».
             Порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим свойство по значению прилагательного порядочный; честность, неспособность к низким поступкам, соблюдение этических принципов.
             Честь – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. Сохранение чести и доброго имени связано с письменным учетом совершенных поступков и чтением памятных записей. Неслучайно словосочетания «Доска почета» и «Почетная грамота» связываются с чествованием доброго имени и честью человека. Сохранить доброе имя и стать почитаемым или почтенным человеком – по сути одно. Поминание человека добрым словом (добрая память) является основой чести. Производное от ЧЕСТЬ слово честный корнесловно связано с представлением о человеке, который не лукавит и прямо высказывает свое мнение; говорит то, что думает и считает истинным: «что на уме, то и на языке». Честность является основой благочестия. Греческое имя Εὖσέβιος /Евсевиос/ «благочестивый» восходит к двум древним корням: Εὖ /евъ/ «благо» (как в Евангелие «благовестие») и σέβ(о)- «почитать, воздавать честь». Корнесловно благочестие представляет собой почитание Блага (Бога) и выражается в Страхе Божием, благоговении и в способности чтить Бога, читая на скрижалях своего сердца Его заповеди и исполняя их. «Почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (От Марка, 7:5-13). Вопрос о том, кому оказывает почет учитель или воспитатель, обучающий своих учеников нормам поведения и наукам – людям или Богу – является ключевым в отношении его чести и благочестия. Честный человек не станет присваивать себе Божьего и славить себя за то, что не им сотворено и устроено. Спаситель возвратил падшему и озлобленному человечеству достоинство Богоподобия и честь: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через, Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. [Зач. 88Б.] Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (ἀσεβῶν) (Апостола Павла послание к римлянам, 5:1-6).
              Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.
Чин - род. п. -а, чино́вник, укр. чин «чин, образ, способ», блр. чын — то же, др.-русск. чинъ «порядок, правило, степень, чин, должность, собрание, болг. чин «угощение зятю от тестя во вторую субботу после свадьбы», сербохорв. чи̑н «фигура, форма, способ, вид, порядок», чи̑ни мн. «чары», др.-чеш. čin «способ, порядок, причина», слвц. čin «дело, действие», польск. сzуn «подвиг, дело, действие». Сюда же чини́ть, -ю́, причини́ть, укр. чини́ти «делать, совершать, производить, устраивать», что греч. poieō «делаю», др.-инд. cáyati «составляет, строит» (ср. учинить «сделать»).1. Устар. Установленный, принятый порядок при совершении чего-л.; обряд.2. Устар. Представитель, служащий, работник какого-л. ведомства, организации и т. п. Чины судебного ведомства. Чины штаба флота.


Приложение: мастерская «Сделай по порядку»

                       

 В своей работе мы обращались к методическим изданиям:

  1. Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова А.С. том 1: Собрание детских повестей. С.-П., 1834г.
  2. В.В. Семенцов «Корнесловно – смысловой подход в образовании». Царское село, 2016г.
  3. А.С.Шишков «Славяно-русский корнеслов». С.-П., 2012г.
  4. В.В. Семенцов «Корнесловные основы современного образования: от значения к смыслам. Сборник учебно-методических материалов», С.-П., 2013г.
Интернет – ресурсы:
  1. Семенцов В.В. Интернет – словарь «ГЛАГОЛЪ»: WWW.PERVOBRAZ.RU
  2. Макс Фасмер «Этимологический словарь»
  3. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»


Проживание слова «Порядок». Из опыта работы дошкольной группы детского сада  при Ивановской школе Борисоглебского района Ярославской области

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга