Поиск по сайту

Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями

Автор: Каравка Александр Александрович, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», Новосибирск


     На сегодняшний день современное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями. Это отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Часть учителей и преподавателей используют стандартные методы и общепринятые педагогические технологии в своей работе, которые также помогают овладеть необходимыми компетенциями, а другие пытаются разнообразить свою педагогическую деятельность, включая в учебный процесс новые методы, способы, приемы обучения и воспитательные средства, которые впоследствии системно используют в образовательном процессе. Одной из таких форм и методов является урок-квест.
     Как такового определения урока-квеста нет. Данное понятие в основном встречается в пояснительных записках учителей при разработке урока. Где-то прослежена связь и с педагогической технологией, и с информационной, где-то говорится, что это просто игра. Но следует уточнить, что это не просто игра, а дидактическая игра, потому что в уроке-квесте есть все признаки дидактической игры, временная законченность, определенные правила, результат и отведенные роли и задачи для учащихся. Теперь следует рассмотреть определение и основные элементы квеста. Это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
     Педагогическая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике, также направлена на усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств, на то какие средства воздействия дают лучшие результаты. Рассмотрим актуальность урока-квеста. Он связан с инновационными направлениями образования, где может использоваться информационная и коммуникационная технология в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Урок-квест может быть закончен в рамках одного урока, так и быть долговременным проектом на протяжении нескольких уроков, а может быть всего учебного года. Благодаря использованию урока-квеста в образовательном процессе учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы.
     Задачами урока-квеста являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. По всем своим признакам комплекс уроков-квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
     Действительно урок-квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, т.к. может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Если же рассмотреть урок-квест как дидактическую игру, то он может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся, которые предлагает В. Хуторской [6], на развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности. Как дидактическая игра, урок-квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной работы и взаимопомощи в коллективной групповой работе. На уроке-квесте учитываются индивидуальные особенности, личностные характеристики учащихся, которые могут быть применены не только на конкретном уроке, но и на практике в жизни или же в сфере того или иного рода деятельности.
     Также урок-квест можно использовать в качестве информационной и коммуникационной технологии в педагогической науке и современном обществе, где активно распространяются процессы информатизации форм образовательной деятельности, которые характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.
     Урок-квест как информационная технология может активно применяться для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя или учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
     Но в данной ситуации современный преподаватель или учитель должен не только обладать знаниями в своей профессиональной деятельности, но и в области информационной и коммуникационной технологии, а также интеграции одной области в другую и, наоборот, в учебно-воспитательном процессе. Чтобы урок-квест стал полноценным комплексом педагогической информационной технологии, желательна разработка информационного приложения, доступ к которому имел бы широкий круг обучающихся, что позволило бы разнообразить учителям и преподавателям образовательный процесс. Также помимо приложения можно разработать сайт по урокам-квестам.
Но для этого необходимым условием является присутствие в аудитории компьютерного оборудования с доступом в интернет. Другим условием является наличия персонального компьютера у учащихся, позволяющего в домашних условиях продолжать работать с учебными материалами.
     Если выделить следующие педагогические цели использования средств новых информационных технологий, таких как: развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов), то можно сказать, что использование урока-квеста как новой информационной технологии в качестве средства обучения, может усовершенствовать процесс преподавания, повысить его эффективность и качество [3].
     Чтобы проверить вышеизложенное на практике, мною был разработан урок-квест по информатике в 10 классе МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школе. Урок был сдвоенный и проводился в конце учебного года, чтобы учащиеся могли показать и применить на практике усвоенные знания за текущий учебный год и за предыдущие. Урок-квест был реализован для одной группы, состоящей из 9 человек. Были включены задания на следующие темы: кодирование информации, поиск в компьютере и интернете, устройство компьютера, системы счисления, алфавитный подход к решению задач.
     Цель данного урока: применение полученных знаний учащимися на практике для достижения необходимого результата. Результат данного урока-квеста — найти необходимый файл, в котором содержится информация о том, что ученики освобождаются от итогового теста и получают за него оценку 5.
     Задачи урока:
  • Применение полученных знаний на практике.
  • Умение пользоваться интернетом для нахождения нужной информации, т.к. некоторые темы ученики могут забыть, и интернет в этом плане им поможет вспомнить какие-то темы предыдущих лет.
  • Умение переводить из одной системы счисления в другую.
  • Умение находить нужные папки и файлы на компьютере.
  • Умение использовать устройство компьютера, внешние носители для чтения информации на компьютере.
  • Умение работать в группе, предлагать свои идеи для решения поставленной задачи, дополнять идеи других своими предположениями.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие внимания.
     Данный урок-квест действительно имел все признаки дидактической игры — это время, отведенное на данный урок 1,5 часа, результат, которого должны добиться учащиеся, определение дидактической игры как педагогической категории, как особой формы обучения. С другой стороны урок-квест стал особым элементом педагогической технологии, который сочетал в себе специальный набор форм, способов, методов и приводил учащихся к достижению результата в образовательном процессе. В уроке-квесте были учтены различные основания, по которым педагогические технологии различаются между собой.
     После проведенного урока состоялось обсуждение, в ходе которого все учащиеся сделали один вывод, что такие уроки проводились бы почаще, такая форма проведения им наиболее интересна, что в уроке-квесте было сосредоточено абсолютно всё: задания, которые были на предыдущих уроках, участие каждого школьника в нахождении задания, его решении, если один не обращал внимания на какие-то слова или символы, то другой видел это и указывал группе, в то время как следующий давал ответ на данную головоломку, т.е. группа работала как единый механизм для достижения поставленного результата. В результате, на данном уроке-квесте кем-то были проявлены организаторские способности, кто-то брал на себя вычислительные приемы, другой занимался поиском информации, третий следил за ошибками и исправлял их, если замечал. Где-то требовалась техническая составляющая, у кого-то лучше работала смекалка.
     Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может служить одновременно и педагогической информационной технологией и дидактической игрой, направленной на овладение учащимися определенных образовательных компетенций, т.к. в нем учащиеся проявили свои способности, применили знания, полученные на практике, сами исследовали некоторые вопросы, которых у них не было на уроках информатики, благодаря помощи интернета, а также показали работу в коллективе и добились результата за отведенное им время.

                                          ЛИТЕРАТУРА

   1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
   2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.
   3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 2002. – с. 272.
   4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
   5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
   6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

Поделиться:


Назад в раздел