Поиск по сайту

Учитель, как наставник в мире духовно-нравственных ценностей

Автор: Рыжанова Елизавета Андреевна, учитель начальных классов ГБОУ №1 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Учитель – одна из древнейших профессий на земле. Многие говорят, что учитель - это профессия от Бога. Даже не профессия, а призвание. И правда, учитель – это тот человек, который должен объединять в своем характере много душевных качеств: твёрдость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всём, любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, а главное, к детям.
Все знают, что один из важнейших выборов в жизни человека касается его профессии. Многие люди в наше время поступают в ВУЗ, чтобы получить ту или иную специальность, и лишь по окончании высшего учебного заведения понимают, что сделали верный выбор, находят своё призвание в данной специальности, но бывает, что приходит понимание того, что это – далеко не то чем им хотелось бы заниматься.
      Я с детства мечтала стать учителем. Сначала я хотела быть учителем в обычной школе, потом меня очень заинтересовала профессия логопеда, но я не была окончательно уверена. Когда я узнала о работе с глухими детьми, то приняла окончательное решение о том, кем же мне стать в будущем. И так, я поступила в университет на сурдопедагога и дальше пошла по этому пути. Сейчас я работаю учителем начальных классов в школе для глухих детей уже шесть лет, и очень рада что сделала этот выбор.
      Быть учителем - это значит снова и снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами. Учитель- это не просто профессия, а образ жизни, соответственно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, и даже во время каникул. А работая с особенными детьми, деятельность становится ещё интереснее, дни более насыщенными, ведь эти дети очень отличаются от других.
Учитель – это образец мышления и поведения для учащихся. Учитель должен совершенстве знать тот предмет, который он преподает, ему необходимо уметь научить. Каждый ребёнок в классе должен понять материал, но дети все разные поэтому учитель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитель должен уметь заинтересовать ребёнка, показать важность своего предмета и полезность его в жизни учеников. При этом учитель обязан с уважением относиться ко всем ученикам. Помимо того, что учитель должен помогать детям постигать науки, развивать их творческие способности, в какой-то степени учить взаимодействовать с людьми, на учителя возлагается такая ответственная задача, как воспитание. Воспитание духовно-нравственных ценностей.
      Как я упоминала выше, я работаю в школе для глухих детей. Но наша школа необычная, это школа – интернат для глухих детей, то есть многие детки остаются в школе на весь день. Утром дети приходят в школу на уроки. После уроков ребята вместе с воспитателями отправляются в интернат, где они проводят оставшийся день. Большинство ребят находятся в школе большую часть времени, поэтому учителя и воспитатели становятся для них вторыми мамами. А так как основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы. Значит та атмосфера, которая царит в нашей школе -интернате, то как ведут себя педагоги – люди составляющие близкое социальное окружение для ребёнка помимо семьи, – оказывается определяющим фактором в формировании внутреннего мира ребёнка. Жизнь современной школы невозможна без участия родителей. Заинтересованность родителей в воспитании лучших качеств личности у своего ребёнка, совместная работа с педагогами, выполнение рекомендаций, и благоприятная атмосфера дома помогут добиться лучших результатов.
      Время идёт, мир меняется, а соответственно меняются ценности, приоритеты, убеждения людей. Если обратиться к прошлому и вспомнить как относились мы к школе и учителям, или как относились к школе и учителям наши родители, и сравнить с тем, что происходит сейчас, скорее всего выводы будут неоднозначными. Раньше в школе к учителю относились уважительно, и дети, и родители. Приходили в школу, как в институт знаний, относились к учителю как к наставнику с уважением и почитанием, раньше в школе непозволительно было хамство или невыполнение рекомендаций учителя, возможно раньше дети были более мотивированы к учёбе. Если говорить о нашем времени, к сожалению, прослеживается такая тенденция, что родители относятся к школе и к учителям намного проще, чем раньше бывают случаи, когда родители ведут себя неприемлемо по отношению к учителю, подавая такой же пример своим детям, вызывая у детей соответствующее поведение. В вопросе отношения к школе, к учителю, об ответственности за свои действия и мотивации к учёбе говорить можно бесконечно, но что из этого следует? Из этого следует, что в современном мире учителю работать сложнее, чем раньше, а значит, задачи о воспитании духовно-нравственных ценностей детей выполнить также сложнее, поэтому в современном мире нам нужно работать вдвое больше.
       А.С. Макаренко писал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая с малышами, считаю, что я должна быть для них наставником, в воспитании духовно -нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности. Что же такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинства человека, в его высоком назначении. Это убеждение, это вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий, так писал В. Белинский. Сегодня это мудрые мысли особенно актуальны.
       Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет свое назначение. И работаю с детьми я стараюсь рассмотреть в каждом из них свои индивидуальные особенности, свои таланты свое предназначение и помочь каждому из них увидеть это в себе. Как классный руководитель, ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей детей: изучение личности учащихся, их склонности, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии самоопределении, создании гуманистическая атмосферы в классе, как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Я считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие место моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познания, ненавязчиво ведении в нужном направлении, на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма. Но помимо того, что взрослый должен уважать мнение учителя и помогать ребёнку раскрывать свои качества – лучшие качества, я считаю, что детей нужно учить слушать мнения других людей, слушать мнение своих одноклассников, уметь уступать, идти на компромиссы, дружно решать споры.
        В своей работе я стараюсь уделять большое внимание отношениям ребят друг с другом, их отношению к родителям и другим взрослым. Глухие дети-это особенные дети, некоторые нюансы взаимоотношений людей им нужно объяснять более подробно, нежели слышащим ребятам. Каким-то моментам уделять больше внимания, чем требуется для других детей. При конфликтных ситуациях между детьми, или недопонимании со взрослым, при обидах, огорчениях, пусть даже незначительных, я провожу разбор той или иной ситуации со всеми участниками «процесса». Я стараюсь уделять внимание каждой, мелочи, которая может огорчить ребёнка, ведь когда показываешь детям свой взгляд на некоторые вещи, разбираешь с ними причины и следствия случившегося, они понимают, делают выводы для того, чтобы та или иная неприятность не повторилась. Это ведь лучше, чем если ребёнок останется один на один со своими переживаниями. Стараюсь создать в классе атмосферу любви, заботы и доверия. Таким образом у нас выстраиваются те отношения открытости, при которых дети делятся радостями и «печалями», которые с ними приключаются. А если ребёнок доверяет, значит я смогу дать ему правильный совет, разъяснение, поддержку, а значит выполню свой долг, как учителя-наставника и воспитателя духовно-нравственных ценностей.
        В педагогике есть разные стили общения: демократический, либеральный, авторитарный. Некоторые коллеги называют стиль моего общения с детьми интеллектуальным, потому что я часто беседую с детьми индивидуально, группами или всем классом. Беседую с ребятами строго или с кем-то шутливо, стараясь обсуждать ситуации, давая право высказаться каждому, и стараясь доводить беседу до момента, когда ребёнок делает вывод сам.
В своей работе не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с детьми, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Различные совместные мероприятия способствуют развитию, становлению и совершенствованию детей.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим детям знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом я говорю с ребятами на классных часах. В современном мире часто бывает, что в добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, даётся человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача – сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение – как духовный подвиг, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.
        Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям доброго, вечного, прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. Формируя патриотические начала, акцентирую своё внимание на утверждении «духа» человека, любящего свою Родину. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.
        В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Поделиться:


Назад в раздел