Поиск по сайту

ОГЭ по русскому языку в 9 классе – близкая реальность! (Методические рекомендации)

Автор: Меллес Юлия Аркадьевна, методист по русскому языку и литературе ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


ЧАСТЬ 1

Как это будет в 2020 году

Как известно, ОГЭ – настоящее и первое испытание для всех девятиклассников. Его сдают все выпускники вне зависимости от дальнейших планов, будь то продолжение обучения в 10 и 11 классе или поступление в колледж. Необходимо сдать этот обязательный экзамен по родному языку положительно и преодолеть минимальный порог, установленный Рособрнадзором.

Для того чтобы получить допуск к ОГЭ, выпускники средней школы должны пройти итоговое собеседование по русскому языку. Экзамен, назначенный на 12 февраля 2020 года, оценивается по системе "зачет"/"незачёт". В случае отрицательного результата собеседование можно пройти повторно 11 марта и 18 мая 2020 года. Если школьник получает «зачет», он допускается к ОГЭ, если «незачет» — не допускается.

В 2020 году экзамен для выпускников 9-ых классов пройдет в три этапа: досрочный (с 21 апреля по 16 мая), основной (с 22 мая по 30 июня) и дополнительный (с 7 по 21 сентября). Расписание предусматривает резервные дни по всем предметам для тех школьников, которые не смогли присутствовать на экзамене в основные дни по уважительным причинам.

Школьники, получившие на ОГЭ неудовлетворительный результат по одному или двум предметам, могут пересдать экзамены осенью в дополнительные сроки. Если выпускник не преодолел минимальный порог по трем и более предметам, повторная сдача ОГЭ для него возможна только в следующем году. Также год придется ждать тем, кто «завалит» пересдачу осенью.

Выпускники 9-ого класса, не сдавшие ОГЭ, по решению родителей либо остаются в школе на второй год, либо вместо аттестата получают справку об обучении установленного образца. Во втором случае можно сдать ОГЭ повторно через год. Такие же правила действуют и для девятиклассников, не допущенных к ОГЭ.

К экзамену не допускаются школьники, у которых среди годовых оценок за 9-ый класс есть «неуды». Если они пройдут переаттестацию по этому предмету до осени, то могут сдать ОГЭ в сентябре, в противном случае — только на следующий год.

Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд РФ освобождаются от ОГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. По этой дисциплине им автоматически выставляется высший балл.

Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) переводятся в пятибалльную шкалу. По каждому предмету ОГЭ установлено минимальное количество баллов, которое необходимо набрать для положительной оценки.

Апелляцию о несогласии с выставленными баллами можно подать в своей школе в течение двух рабочих дней после дня официального объявления результатов ОГЭ по предмету. В таком случае участника экзамена пригласят на апелляционную комиссию.

Поскольку российские колледжи принимают абитуриентов без экзаменов, для зачисления туда выпускнику 9-ого класса достаточно просто сдать ОГЭ на положительные отменки, получить аттестат и предъявить его в приемной комиссии. Так как баллы ОГЭ влияют на итоговые оценки за 9-ый класс, а колледжи проводят конкурсный отбор по среднему баллу аттестата, школьнику необходимо сдать экзамены как можно лучше. Для девятиклассников, которые планируют продолжить обучение в школе, также важны оценки за ОГЭ. Ведь именно результат экзамена служит критерием для зачисления в профильные 10-ые классы.

На экзамене, в отличие от ЕГЭ, разрешено пользоваться Орфографическим словарём.

ПРЕДМЕТ

ВСЕГО БАЛЛОВ

МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ «НА ТРОЙКУ»

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БАЛЛ В ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС

Русский язык

33

15

26

Расписание ОГЭ-2020, структура экзамена и особенности заданий, советы экспертов и правила пересдач — в разделе «ОГЭ» «Учёба.ру».

ЧАСТЬ 1

Как это есть в 2020 году

Предлагаем Вашему вниманию материалы, подготовленные мною и моей комиссией, для проведения районного диагностического тренировочного тестирования по русскому языку в формате ОГЭ для учащихся 9-ых классов. Здесь вы найдёте РУССКИЙ ЯЗЫК (3.1 Mb) Демоверсию-2020 (архив с документами), Памятку для учащихся, также 4 варианта КИМОВ, «ключи», Полезные ссылки и Изменения в ОГЭ на 2019/2020 учебный год!

Инструкция по выполнению тренировочного диагностического тестирования

по русскому языку

для учащихся 11-ых классов, сдающих экзамен в формате ЕГЭ

в 2019/2020 учебном году

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–8 является слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов №2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Творческих успехов!

КИМЫ

Районное диагностическое тестирование по русскому языку в формате ОГЭ для учащихся 9-ых классов

1 вариант

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2.      Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные. (2) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (4) Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. (5) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа, они просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) вызывает стремительность времени (предложение 2)

2)  не успеешь (предложение 3)

3)  которое связано (предложение 3)

4)  сожаления есть (предложение 5)

5) они просыпаются (предложение 5)

Ответ: _______________________________

3.      Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Удаляясь от условий общества (1) и приближаясь к природе (2) мы невольно становимся детьми: всё приобретённое (3) отпадает от души (4) и она делается вновь такою (5) какою была некогда (6) и (7) верно (8) будет (9) когда-нибудь опять.

Ответ: _______________________________

4.      Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бессонные ночи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________

5.      Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)        (говорить) УВЕРЕННО – в наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.

2)        ПРИДУМАТЬ – с приставкой ПРИ- пишутся слова, которые имеют значение неполноты действия.

3)        СЪЁМКА (фильма) – после приставки, оканчивающейся на согласный, перед Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.

4)        ОВРАЖЕК – в окончаниях имён существительных второго склонения пишется буква Е.

5)        НЕГОДОВАТЬ – НЕ пишется слитно со словами, которые без НЕ не употребляются.

Ответ: _______________________________

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Встречи с этими людьми вот уже в четвёртый раз происходили у меня примерно в одно и то же время у начала довольно крутой каменистой тропы, сбегающей к морю. (2)На обычном и весьма потрёпанном «Орлёнке» катился симпатичный пацан лет десяти, а впереди на прекрасном велосипеде восседала его мама.

(3)У этой круто уходящей вниз каменистой тропы она неловко сходила с велосипеда и неуклюже начинала семенить по осыпи.

(4)Мальчишка застывал наверху.

(5)И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

(6)— Слезай... — даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. (7)— Слезай сейчас же! (8)Дальше мы идём пешком.

(9)— Ну, мамочка... (10)Можно, я съеду? — просительно тянул мальчишка.

(11)— Мамочка...

(12)И он приводил неоспоримый технический аргумент:

(13)— У меня же тормоза хорошие...

(14)— Слезай с велосипеда... — ровным голосом продолжала мать, глядя вниз, чтобы не подвернуть ногу. (15)— Это опасная, крутая тропа. (16)Дальше ты должен идти пешком...

(17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом. (20)Он горестно вздыхал и начинал спускаться следом за молодой женщиной. (21)Мелкие камешки чугунного цвета, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его кроссовок.

(22)— А ты прилично ездишь... — сказал я ему однажды. (23)— У меня есть идея! (24)Давай сегодня после обеда встретимся на тропе. (25)С велосипедом.

(26)Я тебя подстрахую...

(27)— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в назначенное время. (28)— Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся.

(29)Я встал на тропе в единственном по- настоящему опасном месте, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. (30)Махнул ему рукой — он ринулся вниз.

(31)Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. (32)В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона примчался в заросли прибрежной ежевики.

(33)То, что он сначала принял за кровь, пропахав на спине приличное расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком...

(34)— Ничего... (35)В море отмоешь... — утешил я его, помогая выбраться на тропу, и полувопросительно добавил: (36)— Давай снова?

(37)Он кивнул и начал карабкаться к повторному старту; поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх.

(38)На втором спуске велосипед попал в желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

(39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

(40)При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа...

(41)Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо....

(42)Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду. (43)Домой по тропе, которая уже не казалась такой крутой и опасной, мы подымались вместе. (44)Одной рукой я придерживал на плече «Орлёнка», а другой — обнимал узкие, но крепкие и горячие плечики. (45)А потом мальчишка улыбнулся и взял меня за руку своей твёрдой ладошкой. (46)И мы пошли дальше, держась за руки. (47)И я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина.

(По Л. Куклину*)

*Лев Куклин (1931-2004) – русский советский поэт, писатель сценарист, юморист. Член Союза писателей. Автор более 40 книг для детей и взрослых, многих персональных песенных сборников, более 150 очерков и литературоведческих работ.

6.      Анализ содержания текста.

Какое из высказываний соответствует содержанию текста?

1. Рассказчику надоело слушать постоянные отказы матери на просьбу мальчика съехать вниз по склону.

2. Рассказчику было любопытно посмотреть, как мальчишка съедет вниз.

3. Рассказчик понимал, как мальчику хотелось стремительно промчаться по крутой тропе.

4. Рассказчик был уверен, что нет ничего опасного в спуске по крутой тропе.

Ответ: ______________________________

7.             Анализ средств выразительности.

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1. На втором спуске велосипед попал в деревянный желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

2. Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

3. При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа.

4. Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду.

Ответ: _______________________________

8.      Лексический анализ.

Замените просторечное слово ПАЦАН в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Выпишите это слово.

Ответ: _______________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Характер – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Районное диагностическое тестирование по русскому языку в формате ОГЭ для учащихся 9-ых классов

2 вариант

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1.    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Очень опасно относиться к переговорному процессу с точки зрения «выиграл» или «проиграл». (2)Во-первых, думая о сиюминутном выигрыше или проигрыше, мы концентрируемся на тактике, забывая о стратегии. (З)Переговоры превращаются в дуэли, а переговорщики—в дуэлянтов. (4)Во-вторых, оценка «выиграл» или «проиграл» ещё совсем не означает «хорошо» или «плохо», потому что невозможно предугадать, как договорённости скажутся на будущих процессах. (5)Сегодня нам кажется, что мы переговоры выиграли, а завтра мы уже грустим по поводу того, что заключили столь невыгодную сделку.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                 очень опасно относиться (предложение 1)

2)                 мы концентрируемся на тактике (предложение 2)

3)                 невозможно предугадать (предложение 4)

4)                 нам кажется (предложение 5)

5)                 заключили (предложение 5)

Ответ: _______________________________

3.      Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Долгое время считалось (1) что около полярного круга (2) и за ним в эпоху верхнего палеолита человек не мог жить (3) поскольку это пространство занимал ледник (4) однако (5) примерно 40 лет назад на севере России в бассейне реки Печоры были обнаружены стоянки (6) относящиеся к верхнему палеолиту (7) и принадлежавшие древним охотникам на мамонтов (8) и пещерных медведей.

Ответ: _______________________________

4.      Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «железная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________

5.    Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1.             БЕЗЖИЗНЕННЫЙ (взгляд) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква 3.

2.             ЗАСКОЧИТЬ (в поезд) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующей согласной.

3.             НЕПРЕСТАННЫЕ (споры) — приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое по смыслу к приставке ПЕРЕ-.

4.             БРАТЕЦ (Иванушка) — в именах существительных в безударной позиции пишется суффикс -ЕЦ-.

5.             ПУТАНИЦА — в существительных, образованных от прилагательных и причастий, пишется столько же букв Н, сколько в словах, от которых они образованы.

Ответ: _______________________________

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. (2)Отец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (З)Только природные дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (6)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.

8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.

(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.

(17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.

(18) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.

(20) Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений.

(21) Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы. (24)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. (25) 3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (26)Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно. 

(27)Александру было дано согласие на военную карьеру. (28)В следующем году отец записал его в гвардию. (29)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

(По К. Осипову)*

*К. Осипов К. (Куперман Осип Миронович) (1900-1955) — писатель, один из первых исследователей жизни великого русского полководца — генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

6.                 Анализ содержания текста.

Какое из высказываний соответствует содержанию текста?

1) Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему военную карьеру.

2) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.

3) На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый приятель Василия Ивановича Суворова.

4) Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.

Ответ: ______________________________

7.                 Анализ средств выразительности.

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

2) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».

3) Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.

4) С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.

Ответ: _______________________________

8. Лексический анализ.

Замените просторечное слово СКУДНЫЙ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Выпишите это слово.

Ответ: _______________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б. Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления выразительности».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «САМОВОСПИТАНИЕ – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Районное диагностическое тестирование по русскому языку в формате ОГЭ для учащихся 9-ых классов

3 вариант

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1.             Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Наряду с обыкновенной, бытовой речью люди обращаются к речи, организованной по особым ритмическим законам, — поэтической. (2)Первоначально она использовалась в магических обрядах, без которых не мог прожить ни один народ, придавая им необычность и торжественность. (3)Затем стихотворная речь стала употребляться для сочинения рассказов о героях-предках, которые приходилось запоминать наизусть и передавать от поколения к поколению. (4)Оказалось, что и для этого стихотворная речь годится лучше, чем проза. (5)Наконец, появилась лирическая народная песня, а за ней и авторская поэзия, в которых особую

важность приобрели плавность и красота стихотворной речи.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                                                люди обращаются к речи (предложение 1)

2)                                                она использовалась (предложение 2)

3)                                                приходилось запоминать (и) передавать (предложение 3)

4)                                                стихотворная речь годится лучше (предложение 4)

5)                                                важность приобрели (предложение 5)

Ответ: _______________________________

3.              Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Читай не затем (1) чтобы противоречить (2) и опровергать (3) не затем (4) чтобы принимать на веру (5) и не затем (6) чтобы найти предмет для беседы (7) но (8) чтобы мыслить (9) и рассуждать.

Ответ: _______________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «картонные обложки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)        (сыплется из) ТУЧ — в форме множественного числа имени существительного 1 -го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

2)        ЗАВИСЯЩИЙ (от погоды) — в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.

3)        В ТЕЧЕНИЕ (дня) — в существительном в винительном падеже пишется окончание -Е.

4)        ДРУЖОЧЕК — в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется буква О.

5)        (грело) ПО-ЛЕТНЕМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Ответ: _______________________________

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Гулять Лидочка не любила.

(2)Сидеть дома — тоже.

(3)Оставались только книжки — они ничего не требовали, не запрещали, и с ними можно было разговаривать. (4)Сколько угодно. (5)Хотя и про себя. (6)Убедившись, что Лидочка быстро преодолела все незначительные детские рубежи, начиная с простодушного Айболита и заканчивая прелестной, лукавой поэмой «Руслан и Людмила», Галина Петровна, поразмыслив, решила, что для собственного спокойствия одну из позиций можно и уступить. (7)Она подвела Лидочку к одному из накрепко запертых книжных шкафов, провернула хрустящий ключ и спрятала его в карман.

(8)— Вот тут можешь копаться сколько влезет, — милостиво разрешила она и указала на нижнюю полку. (9)— Выше — и думать не смей.

(10)Лидочка, потрясённая открывшимися ей растрёпанными сокровищами, мелко закивала.

(11)Так она унаследовала все книги своего дедушки.

(12)Разумеется, это были не все книги из огромной драгоценной библиотеки Лазаря Линдта, а только мелкий букинистический сор, который Галина Петровна не знала, как идентифицировать, но выкинуть не решилась — не в память о покойном супруге, конечно, а просто потому, что боялась прогадать. (13)Галина Петровна просто собрала все эти ещё в девятнадцатом веке переплетённые годовые подшивки «Нивы», осыпающиеся учебники по арифметике и простодушные книжки «Дамского чтения для сердца и разума» и сослала на одну из полок, мысленно дивясь, зачем придирчивому Линдту вообще понадобился этот не имеющий ценности библиобред.

(14)Лидочка села перед книжным шкафом на паркет. (15)Ей было шесть лет — совсем взрослая, учитывая все обстоятельства времени и места.

(16)— Правда можно? — переспросила она прежде, чем протянуть руку. (17)Галина Петровна могла передумать в любой момент, и за позволенное вчера назавтра можно было получить преотличную трёпку. (18)Лидочка это знала. (19)Она вообще знала много больше, чем положено было человеку её лёт.

(20)— Да читай, Господи,— разрешила Галина Петровна. (21)— Не рви только и фломастерами не малюй.

(22)Лидочка кивнула ещё раз и безошибочно вытянула из тесного, чуточку взлохмаченного книжного строя самый потрёпанный и даже как будто немного тёплый том.

(23)Лидочка уселась поудобнее, и книга сама готовно раскрылась ей навстречу — на излюбленном кем-то, зачитанном и даже немного замасленном месте.

(24)Лидочка — впервые за много-много месяцев — не вспомнила про мамочку и впервые была совершенно счастлива. (25)Это была её полка, её книги.

(По М. Степновой*)

* Марина Львовна Степнова (род. в 1971 г.) — российская писательница, поэтесса, редактор, переводчик, сценарист. Отрывок взят из романа «Женщины Лазаря».

6)               Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1.         Лидочка унаследовала все книги своего дедушки.

2.         Галина Петровна сохранила книги в память о покойном муже.

3.         Годовые подшивки «Нивы» были переплетены в девятнадцатом веке.

4.         В шесть лет Лидочка знала много больше, чем положено было человеку её лет.

5.         Лидочка любила сидеть дома.

Ответ: ______________________________

7)                      Анализ средств выразительности.

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1.             Оставались только книжки — они ничего не требовали, не запрещали, и с ними можно было разговаривать.

2.             Лидочка села перед книжным шкафом на паркет.

3.             Она вообще знала много больше, чем положено было человеку её лет.

4.             Лидочка уселась поудобнее, и книга сама готовно раскрылась ей навстречу — на излюбленном кем-то, зачитанном и даже немного замасленном месте.

5.             Лидочка — впервые за много-много месяцев — не вспомнила про мамочку и впервые была совершенно счастлива.

Ответ: _______________________________

8)                      Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ТОМ (предложение 22). Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: _______________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Л. Толстого: «Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Так она унаследовала книги своего дедушки?»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Взросление – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Районное диагностическое тестирование по русскому языку в формате ОГЭ для учащихся 9-ых классов

4 вариант

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Часть 1

1.             Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка одной картины — пейзажа А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (2)Днепр, величавый, широкий, переливался под луной, будто атласная ткань или жидкое серебро. (3)На берегу в сладостной полудрёме стояли крытые соломой, посеребрённые лунным светом белёные хатки. (4)Ночное небо, затканное мерцающими облаками, завораживало бесконечностью, бездонностью тишины. (5)Иван Николаевич Крамской так описывал своё впечатление от этой картины: «Мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее...»

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)        состоялась выставка (предложение 1)

2)        Днепр будто ткань (или) серебро (предложение 2)

3)        стояли хатки (предложение 3)

4)        завораживало (предложение 4)

5)        описывал впечатление (предложение 5)

Ответ: _______________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Ответ: _______________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «вести с фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________

5.        Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1.         ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ — написание безударной гласной О в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

2.         ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется не И, а Ы.

3.         ТУШЁНКА — в корнях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква Ё.

4.         В ПРОДОЛЖЕНИЕ (недели) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

5.         НЕ ГОВОРЯ — краткое причастие с НЕ пишется раздельно.

Ответ: _______________________________

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой... (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)

* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвященных преимущественно литературе и изобразительному искусству.

6.             Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1.        Похождения Дон Кихота ничем не отличались от тех описаний рыцарских подвигов, которые уже были хорошо известны мальчику по другим книгам и всегда его интересовали.

2.        В книге о Дон Кихоте описывались особенные рыцарские приключения, потому что сам рыцарь не был похож на героев других читанных рассказчиком книг и приключения сопровождались размышлениями.

3.        Любая книга, присланная отцом с фронта, заинтересовала бы рассказчика, и роман о Дон Кихоте не стал исключением.

4.        Обложки двух томов «Дон Кихота» — книг, присланных отцом рассказчика с фронта, — были чёрные, коленкоровые.

5.         Во время войны, когда взрослые с оружием в руках освобождали от фашизма родную землю, детей уберегали в тылу от тягот и страданий войны, организовывали для них летний лагерь отдыха.

Ответ: ______________________________

7.        Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1.        Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

2.        Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете.

3.        А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.

4.        И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа.

5.        Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь.

Ответ: _______________________________

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ЛАСКОВЫЙ (предложение 37). Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: _______________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведения».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира?»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания КНИГИ ЖИЗНИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что для человека является нравственной опорой?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

КЛЮЧИ

1 и 2 вариант

Текст для сжатого изложения

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, особенность». В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.

Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий — внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи.

С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих?

(По Т. Морозовой, 152 слова)

Текст для сжатого изложения № 8 Слово «характер» ... (аудио здесь)

Информация о тексте для сжатого изложения (микротемы):

1 абзац

Формирование воли и характера

2 абзац

Воспитание воли и характера утверждаются при преодолении различных препятствий.

3 абзац

Воспитание воли и характера начинается с достижения не слишком трудных целей.

Номер задания:

 Вариант 1

2

34

3

24578

4

ночи без сна

5

135

6

3

7

3

8

мальчик

2 вариант

Номер задания:

 Вариант 2

2

35

3

1346

4

дверьизжелеза

5

235

6

2

7

3

8

недостаточный или незначительный или убогий или малый или бедный

3 и 4 вариант

Текст для сжатого изложения

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Основной способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Для того чтобы чтение было эффективным, оно должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям необходимо в себе развивать.

Опасность чтения – это развитие в себе склонности к диагональному просмотру текстов. Скоростное чтение создаёт видимость знаний и ведёт к заболеванию внимания. А ведь литература даёт нам колоссальный и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в человеке не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Но для этого надо читать внимательно, вникая во все мелочи. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте больше и с величайшим выбором.

(По Д.С. Лихачёву, 178 слов)

Текст для сжатого изложения (аудио здесь) "Любите читать": https://gordeevaln.ru/question/page/9164

Информация о тексте для сжатого изложения (микротемы):

1 абзац

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии, основной способ которого – чтение. Чтение не должно быть случайным, оно должно интересовать читающего, а интерес к нему нужно развивать.

2 абзац

Скоростное чтение, по диагонали, создаёт видимость знаний и ведёт к заболеванию внимания. А ведь литература развивает в человеке понимание жизни, чувство красоты, знакомит с другими эпохами и народами. Но для этого надо читать внимательно, вникая во все мелочи.

3 абзац

Умейте читать с интересом и не торопясь, а не потому, что это модно или задано в школе. Читайте больше и с величайшим выбором.

Номер задания:

 Вариант 3

2

23

3

134567

4

обложкиизкартона

5

145

6

134

7

14

8

книга

Номер задания:

 Вариант 4

2

13

3

46

4

фронтовыевести

5

12

6

245

7

35

8

добрый

ЧАСТЬ 3

Выводы и рекомендации

Результаты выполнения районного «пробника» в формате ОГЭ для девятиклассников позволяют выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в основной школе. По каждой школе он индивидуален.

В общем же анализ результатов выполнения данной работы показывает: девятиклассники в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.

Отрадно, что после проведения и анализа ГБУ ИМЦ октябрьской РДР для 9-ых классов, районного декабрьского семинара ГБУ ИМЦ на базе ГБОУ школа №494 «Применение инновационных технологий при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Работа над заданиями 1, 2-5, 6-8 и 9.1-9.3» (работа в секциях) для экспертов ОГЭ, председателей МО, учителей-предметников, большой подготовительной работы в районе МО и каждого учителя-предметника результат январского «пробника» значительно выше:

1.         большей части школ удалось осмыслить и устранить существенный разрыв между формальным алгоритмизированным и практическим использованием во всех трёх частях работы,

2.             усиленно формировать практическую (орфографическую и особенно пунктуационную) грамотность в письменной речи обучающихся особенно в третьей части работы,

3.               продолжить формировать умение создавать собственное высказывание на тему, связанную с анализом текста, но теперь уже с удачными способами введения примеров-аргументов в текст и примерами из жизненного опыта.

Надеюсь, что наш район как всегда на уровне сдаст данный формат ОГЭ: сумеет выполнить 4 задания итогового собеседования, получив допуск, напишет сжатое изложение (задание 1), решит задания 2-8 и, конечно же, напишет по знакомому и отработанному формату сочинение 9.1-9.3!

Полезные ссылки

Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2020 г.

fipi.ruOGE-I-GVE-9/DEMOVERSII-SPECIFIKACII…

Педагогический форум «Тривиум» Онлайн тесты в формате ОГЭ по русскому языку

Тесты ОГЭ-2020 по русскому языку для 9 класса

yandex.rututor/subject/?subject_id=17

Культура письменной речи
http://www.gramma.ru

Виртуальное методическое объединение учителей русского языка и литературы
http://www.edu.nsu.ru/vmrus/

Пособия и ссылки на сайты

https://m.vk.com/wall-174100696_1649

https://gordeevaln.ru/oge_test

http://alfring.ru/zadaniya

5 лучших пособий для подготовки к ОГЭ по русскому

урок.рфlibrary/5_luchshih_posobij…podgotovki…oge…

Изменения в ОГЭ: РЯ, 9 класс в 2019/2020 учебном году

1.         В 2020 г. изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, изменён первичный балл за выполнение работы с 39 до 33.

2.         Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)).

3.         Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.


Поделиться:


Назад в раздел