Поиск по сайту

Применение технологии «Дебаты» на уроках истории и во внеурочной деятельности: возможность формирования гражданских качеств личности у старшеклассников

Автор: Шуньгина Елена Владимировна, учитель истории ГБОУ №534 Выборгского района Санкт-Петербурга


          Самой важной задачей для педагога, работающего в современной школе, является обеспечение вхождения молодого человека в социальный мир, его адаптация в этом мире, и эта задача может быть решена через изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании.
          Современное образование направлено не только на получение учащимися знаний по предметам школьной программы: оно должно способствовать самостоятельности обучаемых, развивать их творческую инициативу и критическое мышление, способствовать их социальной мобильности и конкурентоспособности в будущем. Все вышеперечисленное нашло отражение в новой образовательной парадигме, основанной на компетентности человека. Проблема формирования ключевых компетенций старшеклассников, готовящихся вступить во взрослую самостоятельную жизнь, решается изменением не только содержания образования, но, прежде всего, изменением методов, приемов и технологий организации образовательного процесса. При выборе образовательных технологий работы с учащимися старших классов учитель должен руководствоваться целями современного образования: создание условий для развития личностных качеств, познавательных способностей, формирования ключевых компетенций учащихся. Достижение этих целей предполагает использование таких технологий обучения, в рамках которых у учащихся формируется позиция субъекта собственной деятельности, накапливается опыт, формируются личностные качества.
          Об изменении образовательной парадигмы в последнее время говорят не только в образовательных учреждениях, но и в научном педагогическом сообществе. Так в работе «Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога», посвященной компетентностному подходу в образовании, автор приводит данные итогов симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», на котором был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые люди:
• Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.
• Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
• Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
• Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.
• Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
• Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения[1]
            В современном образовании существует ряд образовательных технологий, которые направлены на формирование указанных выше компетенций. Одной из таких технологий являются «дебаты», которые способствуют также формированию у старшеклассников гражданских качеств личности. Как мы знаем, гражданские качества - это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность: гражданская активность, уважение и соблюдение законов страны, гражданская ответственность, толерантность, патриотизм. Дебаты - их суть и содержание, качественнее других технологий могут способствовать формированию гражданских качеств.
Технологию «дебаты» также можно рассмотреть в качестве составляющей проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: первая - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а вторая цель - достигнуть высокого уровня развития личности школьника, в том числе развития способности к самообучению, самообразованию. Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
           Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, которая и создается с целью организации поиска решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него появляются новые знания, он обладает новыми способами действия. Но необходимо учитывать, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
           Суть технологии «дебаты» - это тоже проблемная ситуация - вопрос, решение которого требует творческой, исследовательской, индивидуальной и групповой мыслительной деятельности, при этом условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы. Дебаты в школьном образовании – это обмен мнениями по предложенному тематическому тезису, который предполагает наличие двух точек зрения. Одна группа учащихся класса является сторонниками положительного ответа на вопрос-тезис, а другая группа – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой группы образуются две подгруппы, одна из которых – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. В процессе подготовки таких уроков важно пояснить участникам, что процедура дебатов не допускает личностных оценок, проявлений эмоций - обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
           Технология «дебаты» состоит из нескольких этапов. Первый из них - подготовка, во время которой вместе с инициативными учащимися определяется тема дебатов по истории, цель, принципы формирования команд, виды работы с информацией по теме дебатов, подготовка команд. В установленные сроки (тема определяется заранее) командам даются возможные источники информации и команды приступают к поиску информации по теме, определяют аргументы и контраргументы. Темами для дебатов по истории могут быть альтернативные точки зрения деятелей исторической науки на события и на роль исторических личностей в определенные периоды истории. В моей педагогической практике были темы дебатов, сформулированные учащимися из дискуссий на уроке о значении реформ Петра I и пути развития России, о роли личности в истории, об исторических фактах и художественном вымысле в фильмах, посвященных историческим событиям и личностям.
Вторым этапом технологии являются сами дебаты. Каждая из двух команд по очереди высказывает свою точку зрения на поставленную проблему-вопрос. Начинает команда, которая представляет высказанную в тезисе точку зрения. Речь спикера (спикеров, если необходимо разделить информационную часть между участниками) должна включать следующую информацию:
    •представление команды;
    •формулировка темы, актуальность;
    •определение ключевых понятий, входящих в тему;
    •выдвижение критерия (ценность или цель команды);
    •представление кейса утверждающей стороны;
    •заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
После выступления первой команды – команды утверждения, следует выступление спикера (спикеров) команды отрицания:
    •представление команды;
    •формулировка тезиса отрицания;
    •принятие определений ключевых понятий;
    •атака или принятие критерия оппонентов;
    •опровержение позиции утверждения;
    •представление кейса отрицающей стороны.
Применение технологии – регламент, который можно встретить чаще всего на общероссийских и международных турнирах по дебатам, который рассчитан на команды из трех спикеров.
       Выступление У (утверждения)1–6 минут.
       Вопросы О (отрицания) 3 к У1 –3 минуты.
       Выступление О1 –6 минут.
       Вопросы У3 к О1 –3 минуты.
       Выступление У2 –5 минут.
       Вопросы О1 к У2 –3 минуты.
       Выступление О2 –5 минут.
       Вопросы У1 к О2 –3 минуты.
       Выступление У3 –5 минут.
       Выступление О3 –5 минут.
В конце дебатов обязательна рефлексия. Она предполагает анализ подготовки команд к дебатам, способы выдвижения аргументов и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. В заключении учителю необходимо подвести класс к выводам, имеющим познавательное и практическое значение. В своей педагогической практике я использую технологию на уроках в старших классах при подведении итогов изучения сложных тем, в которых есть альтернативные точки зрения на события, их значение и роль личностей этого периода. Из самых сильных спикеров формирую команды, которые впоследствии успешно выступают на городских и международных соревнованиях в форме дебатов, которые проводит ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Школьные проекты при поддержке Института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, департамента прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, Председателя комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Эти дебаты отличаются по регламенту, с которым можно познакомиться в группе Вконтакте «Школьные проекты»: в командах 5 спикеров, одним из этапов являются вопросы от судей.
         Немалую роль в развитии и продвижении этой эффективной технологии играет Школьная лига дебатов Санкт-Петербурга, деятельность которой курирует АППО Санкт-Петербурга.

  Источник

1. Авраменко В.В. Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога. Могилев, 2011

Поделиться:


Назад в раздел