Поиск по сайту

Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества профессиональной деятельности педагогов

Автор: Непрокина Ирина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Пчелинцева Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета


             Центральной идеей образовательной политики России в настоящее время является модернизация системы образования, которая представляет собой комплексное обновление всех компонентов системы и всех ее сфер. В российском образовании происходят серьезные изменения, связанные с «парадигмальным сдвигом» в образовании. Традиционная парадигма российского образования, предусматривающая только передачу накопленных человечеством знаний, слабо учитывающая способности, возможности и потребности личности обучающегося, практически себя исчерпала. Несмотря на огромное количество инновационных педагогических идей и методик, в педагогической практике отсутствует технология, которая гарантировала бы достижение всеми обучающимися результатов, установленных требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Смена образовательной парадигмы предполагает модернизацию системы образования, а именно: пересмотр принципов функционирования данной системы, глобальные изменения в целях, содержании и организации образования, а также профессиональное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
             Педагог – ключевая фигура в системе образования, поэтому начинать реформы необходимо с совершенствования его деятельности в рамках дополнительного образования, включающего курсы повышения квалификации и переподготовку. Мы согласны с мнением авторов И.С. Егоровой и Е.А. Михалкиной, что в условиях перехода Российского государства на новую ступень экономического развития система повышения квалификации педагогов требует переосмысления, новых подходов к содержанию и формам обучения [1]. Новые требования, предъявляемые к квалификации педагога, подразумевают развитие профессиональных навыков через творческий подход в реализации педагогической деятельности, а также систему непрерывного образования. Несомненно, для эффективной работы педагогам необходима определенная свобода от формальностей, отчетов, бюрократических отношений, заполнения различных бумаг и документов, что отвлекает их от непосредственной работы с детьми. Введение профессионального стандарта педагога, который был утвержден Министерством труда Российской Федерации 18 октября 2013 г., позволит работникам образования выйти на новый уровень развития.
             Один из создателей профессионального стандарта (далее - профстандарта) педагогической деятельности В.Д. Шадриков дает ему следующее определение: «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности» [2]. Основные функции стандарта направлены на обеспечение свободы и ответственности педагога за результаты своего труда, мотивирование на постоянное повышение своей квалификации. Главной функцией профессионального стандарта является помощь педагогу в формировании умения достойно отвечать на вызовы нового времени. Необходимо также понимать, что введение нового профессионального стандарта педагога повлечет за собой и изменение процедуры подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе дополнительного образования [3]. В профессиональном стандарте учитываются не только уровни квалификации педагогов, но и условия, в которых они осуществляют свою педагогическую деятельность [4]. В рамках стандарта вводятся региональная и школьная компоненты. Первая компонента определяет региональные особенности (работа учителя в сельской школе или в мегаполисе, этнический состав учащихся и т. д.), вторая – специфику реализуемых образовательных программ (школы с предметным уклоном, лицеи, инклюзивные школы и т. п.). Кроме этого, профессиональный стандарт педагога меняет процедуру аттестации, результат которой влияет на дальнейшее благополучие педагога, как моральное, так и материальное. При правильном понимании профессионального стандарта педагоги смогут увидеть множество преимуществ в результате внедрения его положений. Опираясь на профстандарт, можно установить единые требования к содержанию и качеству педагогической деятельности, оценить уровень квалификации педагога при приеме на работу, при его аттестации. Профессиональный стандарт предусматривает дифференциацию квалификационных уровней, что способствует мотивации к карьерному росту, так как соответствие той или иной категории находится в прямой зависимости от оплаты труда педагога. Оценка квалификации производится с помощью профессионального экзамена. Профессиональный стандарт педагога содержит информацию об основных, наиболее актуальных аспектах педагогической деятельности: это вопросы трудоустройства, должностных обязанностей, аттестации, оценки квалификации и оплаты труда. Стандарт позволит педагогам соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, предоставит условия для успешной реализации педагогических знаний, технологий, приемов и методов обучения. Помимо прочего, профессиональный стандарт предусматривает заключение между педагогом и работодателем эффективного контракта, на основании которого должностные инструкции и оплата труда будут непосредственно связаны с результатами педагогической деятельности. Таким образом, профессиональный стандарт является ориентиром нового направления профессионального и личностного развития, а также инструментом для построения содержания и методов обучения педагогов, что представляется важным условием их качественной профессиональной подготовки. Работа по освоению профессионального стандарта профессиональной деятельности педагога уже осуществлялась на многих стажировочных площадках Российской Федерации. В КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» были созданы условия для эффективного внедрения стандарта, определены перечни профессиональных дефицитов, разработана концептуальная модель повышения квалификации педагогов, скорректирована программа повышения квалификации [5, с. 6]. Работникам автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» удалось выстроить взаимодействие основных участников внедрения стандарта: департамента образования, Института развития образования, образовательных и профсоюзных организаций, ассоциации учителей-предметников, общественного совета и др. [6, с. 14]. Были созданы условия для внедрения профессионального стандарта педагога через повышение квалификации управленческих и педагогических работников, разработаны методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательных организаций.
             Работа по освоению профессионального стандарта педагога проводилась в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Республике Мордовия, Иркутской, Липецкой областях и на других пилотных площадках страны [7]. По результатам апробации стандарта на пилотных площадках были разработаны рекомендации, которые стали основными направлениями работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога, который проводился с 10 по 13 ноября 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете [8]. Участники съезда дискутировали по вопросам дифференциации уровней профессионального стандарта педагога, порядка аттестации педагогов, основных требований к должностным обязанностям педагогических работников и использования перечня трудовых функций, прописанных в стандарте. В рамках работы съезда остро обсуждались вопросы отношения педагогического сообщества к внедрению профессионального стандарта. Неоднозначное его толкование настораживает педагогов, так как, расширяя границы свободы педагогической деятельности, профессиональный стандарт в то же время предъявляет новые требования к квалификации педагогов, предлагает новую систему оценки их профессиональной деятельности. Сложилась ситуация, когда педагоги еще не успели освоить новые федеральные государственные образовательные стандарты, а уже появился новый документ, который содержит столько требований к квалификации педагогов, что соответствовать им всем не представляется возможным.
             В связи с этим авторы статьи согласны с одним из ведущих разработчиков профессионального стандарта Е.А. Ямбургом, который настойчиво рекомендует внедрять стандарт постепенно, поэтапно, деликатно и дифференцированно, учитывая возрастные характеристики, индивидуальные особенности и отношение педагогов к грядущим переменам [9]. Работа по подготовке к реализации профессионального стандарта педагога ведется и в некоторых школах городского округа Тольятти через реализацию в них внутрифирменного обучения педагогов. В рамках такого обучения мотивирование педагогов к развитию профессиональной деятельности осуществляется с помощью консультационно-методического сопровождения. Для этого необходима слаженность работы всего педагогического коллектива – от руководителя образовательного учреждения до самого педагога. При реализации внутрифирменного обучения педагогов активно применяется системный, деятельностный и компетентностный подходы. Системный подход позволяет тратить меньше времени на обучение за счет структурирования информации. У педагогов формируется системное мышление, позволяющее им усваивать больше материала за единицу времени, что создает возможность для эффективной самостоятельной работы, самоанализа и саморазвития. Повышение квалификации педагогов в большей степени направлено на практическую составляющую компетенций, а именно на формирование умений и навыков. В рамках деятельностного подхода проводятся мастер-классы, открытые уроки, семинары, на которых педагоги развивают свою практическую деятельность за счет психической активности. В ходе совместной работы педагоги обмениваются опытом, приемами обучения, педагогическими идеями и технологиями.   
              Понять, насколько педагог владеет педагогическими технологиями, оценить его квалификацию, возможно только наблюдая за его профессиональной деятельностью. Такое наблюдение осуществляется в самой образовательной организации (так называемый «внутренний аудит»), либо видеоматериалы с записями проведенных уроков направляются в экспертную комиссию. Авторы статьи уверены, что профессиональный стандарт педагога будет успешно реализован только в тех образовательных учреждениях, педагогические коллективы которых будут уверены, что это начало масштабного проекта перестройки образования. Таким образом, профессиональный стандарт педагога меняет процедуру аттестации, систему профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, мотивирует педагогов к развитию профессиональной деятельности, повышает статус педагога и педагогической профессии в целом, а значит, является эффективным инструментом повышения качества профессиональной деятельности педагогов.

           Ссылки:

1. Егорова И.С., Михалкина Е.А. Профессиональный стандарт педагога – 2013 и система высшего профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. Челябинск, 2013.
2. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // Вестник образования. 2007. Вып. 4.
3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № 3241п-П8 от 28 мая 2014 г.
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 04.03.2016).
5. Дайджест основных результатов внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в 2014–2015 годах на базе стажировочных площадок. М., 2015. 43 с.
6. Там же. С. 14.
7. Там же.
8. Всероссийский съезд «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение» [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/psynews/78525.shtml (дата обращения: 04.03.2016).
9. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? М., 2014. 175 с.

Поделиться:


Назад в раздел