Поиск по сайту

О подборе дидактического материала к урокам русского языка (из методической копилки учителя)

Автор: Яковлева Елена Вадимовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ №118 Выборгского района Санкт-Петербурга


Без удачно подобранного дидактического материала эффективный современный урок невозможен, поэтому каждый учитель русского языка тщательно отбирает учебный материал, который может помочь при объяснении новой темы, при организации рефлексии, при повторении изученного ранее. Предпочтение отдаётся не отдельным предложениям, а связным текстам, так как, чем старше учащиеся, тем актуальнее владение навыками комплексного анализа текста. Связные тексты позволяют влиять на кругозор учащегося, на формирование его личности, приучают обращаться к знаниям, полученным на уроках литературы, истории, истории и культуры Санкт-Петербурга и других. Дидактический материал позволяет осуществлять межпредметные связи, которые так важны в современной школе.
В чём особенности данного дидактического материала?
Во-первых, предлагаемые тексты авторские, что полностью исключает  возможность воспользоваться Интернетом или готовыми домашними заданиями и позволяет использовать такую  форму работы, как домашняя проверка с грамматическим заданием.
Во-вторых, дидактический материал к урокам русского связан с уроками литературы и может служить для обобщения изученного на уроках литературы, для ознакомления с новой информацией. Важную роль играют тексты исторические: они не только будят интерес к событиям российской и мировой истории, но и позволяют на уроках русского языка  подготовить учащихся к изучению того или иного художественного произведения, что особенно актуально при сегодняшней несогласованности программ по литературе и истории.
В-третьих, предлагаемые тексты могут быть по-разному использованы и легко изменяются в зависимости от задачи урока, вида работы и особенностей класса.
Итак, конкретные тексты и методические рекомендации, связанные с вариантами их использования.

Текст №1. VIII класс. Обобщающее повторение знаков препинания в простом предложении (обособление определений, приложений, обстоятельств, в том числе и выраженных сравнительными оборотами, вставные конструкции, знаки препинания при цитировании).

Петербург, построенный лучшими архитекторами ХVIII-XIX веков, -  город-музей.
Здесь, в городе, связанном с таким количеством литературных произведений и литературных героев, особенную роль играют литературные маршруты. Какие же дома, улицы, проспекты словно сошли со страниц известных каждому книг?
Можно подойти к дому со львами у подъезда (это особняк Лобанова-Ростовского), который упоминается в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».  По сторонам высокого крыльца «с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
Поэма «Медный всадник» дала название одному из самых эффектных  памятников Петербурга – созданному Фальконе памятнику Петру Первому. Его «тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой» преследует бедного Евгения, обезумевшего от горя.

Варианты работы с данным текстом.
1. Объяснительный диктант. В этом случае текст записывается на доске под диктовку учителя и производится его полный орфографический и пунктуационный разбор. К доске вызываются три ученика (первый и второй абзацы, третий, четвёртый); когда текст записан полностью, каждый из работавших у доски учеников  в своей части графически объясняет знаки препинания. При проверке объясняются все сложные орфограммы.  Возможен ещё один вариант: для проверки написанного и графического комментария вызываются другие ученики; такая форма работы развивает орфографическую зоркость, навык проверки написанного текста.
2. Проверочная работа по индивидуальным карточкам. Текст напечатан, в нём пропущены орфограммы и знаки препинания, предложения пронумерованы, после текста даны задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. В слабом классе можно выделить цитаты курсивом. Ниже образец того же текста, изменённого  для проверочной работы (она может быть дана как в VIII, так и в  XIX классе при повторении в начале учебного года).
    (1)Петербург  постро…(н,нн)ый лучшими архитекторами ХVIII-XIX веков   город (музей).
(2)Здесь  в городе   связ…(н,нн)ом с таким количеством литературных произведений и литературных героев  особ…(н,нн)ую роль играют литературные м…ршруты. (3)Какие(же) дома   улиц…  проспекты словно сошли со страниц извес…ных каждому книг?
(4)Можно подойти к дому со львами у под…езда  это особняк Лобанова-Ростовского который упом…нает..ся в поэм… А.С.Пушкина  Медный всадник. (5) По сторонам высокого крыльца  с подъятой лапой  как живые  стоят два льва сторожевые.
(6)Поэма Медный всадник  дала название одному из самых эффектных  памятников Петербурга – созд…(н,нн)ому Фальконе памятнику Петру Первому.  (7)Его  тяжело-звонкое ск…канье по потр…се(н,нн)ой мостовой  пр…следует бедного Евгения, об..зум…вшего от горя.
Задание.
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Укажите номера предложений, в которых
1)есть обособленные определения
2)есть уточнение
3)есть сравнительный оборот
4)есть вставная конструкция
5)в каком сложном предложении одна из частей является односоставным предложением (укажите тип односоставного)
  3. Если данный текст записан и разобран в классе, возможен вариант творческого домашнего задания: с красной сроки учащиеся записывают предложение-тему домашней работы: «О каких ещё литературных адресах, вымышленных и реальных, можно рассказать?» Тему можно конкретизировать: «пушкинских», например.

   Текст №2. IX класс.  Контрольный диктант, завершающий повторение материала VIII класса  в начале учебного года. На уроках литературы к этому моменту закончено изучение творчества Данте.

   Мировоззрение Данте отразилось в его поэме «Божественная комедия», родившейся в горькое и трудное время. Трудное для Италии, трудное для поэта. Изгнанный из родной Флоренции, заочно приговорённый к смертной казни, он находился на грани отчаяния. Но так же остро, как и личные беды, ранили сердце Данте беды Италии: раздоры,  вражда, взаимная ненависть.
   «Божественная комедия» - произведение о познании истины. Стремясь показать путь духовного очищения каждому своему современнику, Данте избрал не латынь, а итальянский язык.
   Поэма строится по типу средневекового «видения», то есть хождения по мукам. Обычно в «видениях» душа, подчиняясь высшей воле, безгласно созерцает.  Данте же, признавая могущество Всевышнего, понимает и значение собственного «я». Его герой – символ человечества. Он оценивает и сострадает, он осознанно стремится к истине и совершенству. Поэтому Данте можно назвать первым поэтом новой эпохи – эпохи Предвозрождения.

         Грамматическое задание к данному тексту вариативно: или графически объяснить знаки препинания в указанной части текста, или найти и подчеркнуть определённые синтаксические конструкции.
   В слабом классе возможна предварительная подготовка к диктанту: для домашней проверки даётся словарный диктант (слова выделены в тексте курсивом).  К выделенным словам целесообразно добавить ещё несколько подходящих по смыслу; что-то можно изменить: безгласное созерцание, эпоха Предвозрождения. Следует отметить, что при использовании диктантов из сборников такая форма подготовки не имеет смысла, так как по ключевым словам часть учащихся просто находит текст.

   Текст №3. IX класс.  Контрольный диктант после изучения сложносочинённых предложений. Грамматическое задание к данному тексту ориентировано как на знание только что изученного материала (найти сложносочинённые предложения и подчеркнуть в них основы), так и на повторение тем VIII класса  (указать тип подчёркнутых сказуемых; найти односоставные предложения и указать их тип).
   Говоря об особенностях развития русской литературы X-XII веков, можно отметить не просто влияние Византии, а своеобразный перенос сложившейся византийской литературы на новую почву.
   Древняя Русь начала читать чужое несколько раньше, чем писать своё, но это ни в коей мере не свидетельствует о вторичности русской национальной культуры.  Речь идёт лишь о создании письменных текстов, но нельзя забывать о существовании оригинального фольклора. На первых порах среди памятников древнерусской письменности было много текстов нелитературных – трудов по богословию, этике, истории. Основную же часть древнерусского словесного искусства составляли незаписываемые фольклорные произведения, и об этом следует помнить.
Интерес к прошлому, к истории других стран удовлетворялся переводами византийских хроник, а отражением собственной истории стали летописи, фиксирующие важнейшие события в жизни Древней Руси. Древнерусский человек ощущал себя частью мира, и эта особенность мировосприятия видна в летописях.  Прочтите полное название «Повести временных лет», и вы увидите неразрывную связь истории и современности.
С Х по XVII век древнерусская литература прошла долгий и своеобразный путь.  Это очень интересная литература, позволяющая по-новому взглянуть на мир, но для этого нужно читать и стремиться понять прочитанное. А такое понимание невозможно без знания истории и хотя бы основ православия.

Текст №4. IXкласс.  Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Данный текст используется при закреплении только что изученного правила постановки двоеточия и тире. Тема для девятиклассников сложная, нужно выработать навык подбора проверочных союзов, научить правильно выбирать необходимый знак препинания, так как двоеточие и тире далеко не всегда взаимозаменяемы.

Эпоха Петра Первого – время удивительное и страшное: она соединила в себе преобразования и казни, невероятный культурный и экономический взлёт и полное равнодушие к судьбам тысяч людей. Читаешь труды разных историков о Петровской эпохе – глазам своим не веришь: одни и те же люди и события оцениваются совершенно по-разному! И даже основанный Петром город на Неве воспринимается двойственно: одни считают его одним из важнейших свершений государя-преобразователя, воплощением стройности и гармонии – другие называют дьявольским наваждением, чужеродным национальной традиции элементом.
Сам Пётр тоже является очень спорной личностью: он был способен и на беспричинную жестокость, и на удивительное милосердие. И только одно не вызывает сомнений: он был убеждён, что деяния его – во благо России.

Текст записывается на доске под диктовку учителя, по одному предложению, чтобы у каждого в тетради текст был полностью. Далее проверяется орфография. Пунктуацию учащиеся проверяют самостоятельно, подчёркивая основы и записывая над тире и двоеточиями проверочные союзы. В текст включено тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, так как учащиеся должны уметь определять функцию знака в каждом конкретном случае. На самостоятельную работу даётся пять минут, а потом уже пунктуация графически объясняется на доске.
Если остаётся время, можно напомнить ещё об одной функции тире: при приложении. Для этого перестраивается последнее предложение: и только одна черта государя не вызывает сомнений – его убеждённость в собственной правоте.
Домашнее задание по данному тексту  -  определить типы сказуемых и выполнить полный синтаксический разбор первого предложения.

Подводя итог, хотелось бы отметить то, что касается всех приведённых текстов. Во-первых, каждый из них может быть изменён по образцу первого, и, если учащийся пропустил контрольную или проверочную работу, он получает индивидуальную карточку. Во-вторых, каждый текст может быть использован для комплексного анализа; если текст диктовался как контрольный, такой анализ проводится при разборе ошибок и сложных случаев. В-третьих, учитывая сегодняшний формат экзамена, приведённые тексты подходят для отработки приёмов сжатия, то есть, помогают подготовить учащихся к экзаменационному сжатому изложению.

Материал для приведённых текстов взят из следующих источников:
1.П.Я.Канн. Прогулки по Петербургу. СПб.,1994
2.Ю.Раков. Петербург – город литературных героев. СПб.,2002
3.Г.В.Стадников. Краткая история средневековой литературы. СПб., 1999
4.О.В.Творогов. Литература Древней Руси. М.,1981
  



Поделиться:


Назад в раздел