Поиск по сайту

Педагогические сочинения Льва Николаевича Толстого

Автор: Емельянова Лена Викторовна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №21, Сокольникова Фекла Михайловна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


    Вторая половина XIX века была нелегким периодом для отечественной педагогики. Было упразднено крепостничество, и на огромных просторах России люди нуждались в образовании, в получении того нравственного и интеллектуального воспитания, которого они были лишены в долгую эпоху крепостного права. Конечно, уже были разработаны педагогические методы, была широко распространена немецкая система наглядного обучения, однако, новое положение дел в стране и сама косность этой наглядной системы требовали педагогического новаторства, новых подходов и новых методов. Именно таким педагогом-новатором и был граф Лев Николаевич Толстой.
    Педагогические сочинения Толстого заслуживают большого внимания. Система образования настоятельно требует реформ. Именно о таких реформах и говорил Лев Николаевич, именно такие реформы он обосновывал и старательно приводил в жизнь в своей Яснополянской школе и других школах в губернии. Взгляды Льва Николаевича на личность ребенка и роль личности учителя помогут лучше понять не только основные задачи педагогики, но и психологическую сторону обучения и воспитания. Педагогический сборник начинается со статьи «К публике». И это не случайно. В работе Лев Толстой приглашает всех желающих обсудить проблемы народного образования. «Выступая на новом для меня поприще, мне становится страшно и за себя, и за те мысли, которые годами вырабатывались во мне и которые я считаю за истинные. Я наперед убежден, что многие из этих мыслей окажутся ошибочными… Надеюсь, что мысли мои вызовут противные мнения…» Статья «Педагогические заметки и материалы» – это первая педагогическая работа. Мысли, высказанные Л.Н. Толстым в данном отрывке, свидетельствуют о том, что он шел по пути переосмысления диалектики Гегеля. Как приобщить ребенка к знаниям? Для этого, отвечает Л.Н. Толстой, надо использовать универсальный метод мышления в науке как форму развития научных понятий от всеобщего, генетически исходного, единства многообразия к конкретному. При этом он признает необходимость активной познавательной деятельности учащихся по усвоению обобщений: «… наука состоит в руководстве к общениям, а не в передаче обобщений».
В 1860 году Лев Толстой подверг критическому анализу и сделал ряд предложений об улучшении работы народных школ, подготовке учителей, о необходимости предоставления дополнительных средств школам. Все это он отразил в статье «Проект Устава учебных заведений».
     Кроме того, Толстой предложил создать общество элементарных школ, педагогический журнал при нем, изложил краткий устав такого общества. В 1861 году в конце июля Л.Н. Толстой объявляет об издании журнала «Ясная поляна». Яснополянская школа и ее журнал, по мнению Л.Н. Толстого, должны были выявить новые приемы преподавания. Он решительно выступает за новый подход к делу образования народа, ставит вопрос о необходимости изучения опыта для становления науки педагогики. Опыт самого Толстого стал для него орудием теоретического познания. В одном из номеров журнала «Ясная поляна» за 1862 год была размещена статья «О народном образовании» открывавшаяся следующим вопросом: «Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?». Ответом был народ. Народ, которому все желали предоставить заслуженные права, а также научить его пользоваться ими сознательно и разумно с помощью народного воспитания. Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской школы, хотя и позже он обращался к этим проблемам неоднократно. Они нашли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы (50–60-е г.г.), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70-е г.г.), в статье «О воспитании» (1909), книгах афоризмов мудрецов мира.
Толстой утверждает, что нельзя детей учить писать и сочинять, в особенности поэтические сочинения, но необходимо научить детей, как «браться за сочинительство».
   Л.Н. Толстой писал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию. Свои взгляды каким должен быть учитель Л.Н. Толстой отразил в статье «Общие замечания для учителя».
   Педагогические сочинения Л.Н. Толстого – уникальное явление мировой и отечественной педагогики. Толстой предстает в них, с одной стороны, как практик, народный учитель, для которого занятия с крестьянскими детьми – «поэтическое, прелестное, радостное дело», он знакомит читателей с творческой техникой педагогического труда. С другой стороны – это теоретик глобального масштаба, который намечает общие контуры гуманизации всего научного знания, предсказывает неотвратимость духовной парадигмы образования и новых научных основ педагогики, выделяет всеобщий способ духовной, нравственной жизни, превращается в учителя жизни. «Ежели в моих мыслях о народном образовании найдется хоть малая доля истины, которая войдет в сознание человечества и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных времени идей образования, я, не увлекаясь самолюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, я буду обязан не своей личности, но тому обществу, в котором я должен был действовать».
   Список литературы
1. Кудрявая Н.В. Педагогические сочинения. Л.Н. Толстой. – М.: Гоэтар-Медиа, 2010.
2. Лукацкий М.А. Образование и культура в творчестве Л.Н. Толстого. – М. – Воронеж,
2006.

Поделиться:


Назад в раздел