Поиск по сайту

Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Автор: Баранова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов, Лёгкая Лариса Алексеевна, учитель начальных классов, Мартынова Елена Владимировна, методист, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101


         В настоящее время современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В этой ситуации возвращение духовности как ценностного основания воспитания подрастающего поколения в образовательную практику является актуальным.
Актуальность проблемы воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности своего народа, общества, страны, в которой он живет, легла в основу разработки в лицее «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данная концепция является методологической основой образовательных стандартов второго поколения, ключевой особенностью которых является то, что образовательный процесс не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся.
    Одной из личностно-ориентированных технологий является метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике. Он использовался в педагогической практике еще в начале прошлого столетия. В настоящее время наблюдается новая волна интереса к технологии метода проекта в образовательной деятельности. Почему? В условиях перехода школы на ФГОС технология проектирования из разряда инновационных переходит в группу базовых образовательных технологий, по крайней мере в лицее № 101. По нашему мнению, использование метода проектов в начальной школе представляет несомненный интерес с точки зрения формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС, позволяет учителю быть не просто преподавателем, а педагогом широкого профиля в разных ролях: энтузиаста-мотиватора, специалиста-консультанта, руководителя-координатора, эксперта, старшего товарища. Именно в таких ролях выступает учитель на разных этапах проектирования.
    Эффективная работа учащихся на каждом этапе проектирования создает основу для формирования универсальных учебных действий разных видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Лицей №101 более 15 лет реализует культуротворческую концепцию в образовательном процессе, является коллективным членом Ассоциации культуротворческих школ России, а также опытно-экспериментальной площадкой Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), что способствовало выбору тем проектов за последние 3 года. Коллективом начальных классов были реализованы следующее проекты:
    «Что за прелесть наши сказки»
    «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)»
     «Масленица»
Продолжая культуротворческие традиции, нами был реализован проект «Там на неведанных дорожках…» по сказкам А.С. Пушкина.
Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина, к литературе.
Задачи.
Обучающие:    
обобщить полученные знания о сказках Пушкина и применить их на практике;
познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
обогащать и расширять словарный запас детей.
Метапредметные:
развивать у детей познавательную активность, образное мышление, фантазию, творческие способности.
Воспитание личности:
формировать любовь к русской поэзии, к национальным традициям, воспитывать эстетический вкус.

Проект по количеству участников – групповой; по характеру результата - проблемно – ориентированный с элементами исследовательской деятельности; по характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя; по продолжительности: среднесрочный (11.01. – 05.03. 2015).
Возрастная категория: 4 классы (10-11 лет).
Проект охватывал следующие предметные области: литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка. Культурные универсалии: культурное наследие, совместный труд, декоративное творчество.

Этапы работы над проектом
    Подготовительный:
-определение задачи (проблемы), формулирование темы проекта, обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
-подбор художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала  по теме проекта;
-подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
-составление плана работы;
-определение участников проекта, их роли в реализации проекта.
Основной (технологии):
-исследование;
-информационные технологии;
-театрализация;
-игровые технологии;
-технология сотрудничества;  
-технология оценивания;
-технология критического мышления,
-проблемный диалог.
Заключительный этап:
-оформление выставки творческих работ в электронном виде;
-фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
-рефлексия.
Проект — это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя, направленной на решение творческой, исследовательской, поисковой, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта. Продуктом проекта стала газета по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…».
Реализация данного проекта развивает личностные качества каждого маленького гражданина своей Родины: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; потребность в чтения; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Поделиться:


Назад в раздел