Поиск по сайту

Сотрудничество с родителями учащихся в рамках курса внеурочной деятельности «От задачи к проекту»

Автор: Александрова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель, Лобанова Дарья Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга


    Приобщение учащихся различных возрастных групп к основам проектной и исследовательской деятельности является актуальной задачей современного образования и определяется такими значимыми документами, как: Федеральный закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты, закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» (№ 461-83 от 17.07.2013 года) и др.
Реалии образовательной практики свидетельствуют о наличии ряда существенных противоречий, требующих оперативного разрешения, к числу которых могут быть отнесены:
•    противоречие между относительно небольшим количеством выпускников образовательных учреждений, качественно владеющих основами проектной и исследовательской культуры и всё возрастающей потребностью в использовании разнообразных умений, универсальных учебных действий (УУД) учащимися как будущими гражданами информационно-знаниевого общества (поступление на работу, требующее наличия активного интеллектуального потенциала, обучение в вузах в системе «бакалавриат – магистратура» и т.п.);
•    противоречие между существующим в настоящее время снижением интеллектуального уровня молодежи, потреблением ею так называемых «готовых форм», предлагаемых массовой культурой и обучением в логике стратегии деятельностного подхода, который делает особый акцент на познавательной самостоятельности учащихся;
•    противоречие между «пассивной» и «активной» позициями обучающегося в «классическом» образовательном процессе и в ходе осуществления проектной и исследовательской видов деятельности;
•    противоречие между абсолютизацией личного «продвижения вперед» и умением работать в команде единомышленников, в организованной на решение конкретной задаче группе и т. п.
Перечисленные выше противоречия, а также связанные с ними педагогические риски заставляют учителей активизировать профессиональный поиск в направлении обновления подходов к организации и осуществлению  проектной и исследовательской деятельности в контексте идеологии ФГОС.
Педагоги гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» обратились к внеурочной деятельности учащихся и разработали программы познавательных кружков, приобщающих учащихся начальной школы (3и и 4ые классы), а также основной школы (5е классы) к проектной и исследовательской деятельности (кружки «От задачи к проекту» - 3и классы; «Учусь исследовать» - 4е классы; «Первые шаги в мире техники» - 5е классы; «Юный геолог» - 5е классы и др.)
В качестве научно-методической базы для разработки программ кружков и организации деятельности как учащихся, так и учителей по этим программам, использовались положения известных отечественных учёных-психологов и педагогов, сформировавших современную концепцию учебно-исследовательской деятельности (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.) Все они подчеркивают, что главным смыслом выполнения учеников проекта или исследования является развитие личности обучающегося.
Реализация программ подобного рода кружков требует решения целого ряда задач:
•    разработки современной, грамотно дидактически выстроенной программы с учетов возрастных особенностей учащихся;
•    подготовки четкого тематического планирования, включающего, в том числе, и указания по поводу того, какие именно УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные) формируются на каждом конкретном занятии;
•    разработки соответствующих заданий;
•    использования современных образовательных технология;
•    формирования системы последовательной педагогической поддержки учащихся учителем – руководителем кружка;
•    сотрудничества с родителями учащихся, выполняющих в ходе обучения на занятиях кружка свои проекты или исследования.
Именно на проблемах, связанных с осуществлением задачи, раскрывающей взаимодействие с родителями учащихся, нам бы хотелось остановиться в материалах статьи, причём в качестве примера опытной работы используется кружок «От задачи к проекту» для учащихся третьих классов. Программа кружка была разработана педагогами гимназии № 73 Золотарёвой Л. Н. и Сергеевой Т. В. и на основе пособий Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» [1]. В программу занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, входит ознакомление учащихся с сущностью понятия «проект», с выбором возможной тематики подготовки проектов, с целями и задачами проектирования, его этапами, с умениями (УУД), которые будут необходимы учащимся для осуществления проектов, их оформления и представления; дети знакомятся с образцами проектов, выполненных ранее другими кружковцами. Очевидно, что ознакомление с основами проектирования, подготовка и представление проекта в некой открытой форме – большой и далеко непростой труд для третьеклассников. Тем не менее, известно, что выполнение проектов учащимися входит в образовательный контекст согласно требованиям ФГОС, уже начиная со звена начальной школы. На уроках, на занятиях упомянутого нами кружка «От задачи к проекту», учителя последовательно знакомят детей с ведущими элементами проектной деятельности, формируют и отрабатывают необходимые умения, УУД. Но очевидно, что выполнить проект абсолютно самостоятельно, без помощи родителей, ребенку, особенно обучающемуся как в начальной школе, так и в 5-ых - 6-ых классах школы основной, достаточно сложно. Родители являются главными помощниками детей в создании проектов. Даже на визитках, используемых для оформления проектов на занятиях кружка, предполагается написать ФИО родителей – консультантов, которые работали вместе с ребенком. Важно оказать оперативную и действенную помощь, дать ему почувствовать уверенность в своих силах в реализации знаний и умений.
В чем же именно заключается помощь родителей юным проектантам? Прежде всего, родители могут помочь учителю-руководителю кружка «От задачи к проекту» в создании устойчивой мотивации к проектной деятельности как таковой (проанализировать в совместной беседе с ребенком информацию, полученную на занятиях кружка, привести примеры из собственного опыта, подчеркнуть пользу проектирования для окружающих людей, востребованность умений, связанных с проектированием в различных сферах жизни и т.п.) Во-вторых, помочь с выбором темы проекта. Никто больше, чем мама или папа не знает склонностей ребенка, его увлечений. Поэтому именно родители совместно с ребенком должны определять область, которую предстоит изучать достаточно длительное время. В-третьих, родители совместно с ребенком должны определить этапы работы, подсказать ребенку, с чего можно начать. В-четвертых, немаловажной стороной является материальная, ведь оказывается, что для выполнения проекта нужно приобрести какие-либо вещи, принадлежности, поделочные материалы, предметы для рукоделия, а иногда даже и некоторые продукты и т.п.). Например, один из проектов, подготовленных в рамках кружка, был посвящен изучению сезонной полезности яблок. Для его выполнения родители помогли приобрести яблоки различных сортов осенью, зимой и весной, экотестер для измерения радиации и нитратов. Следующий этап подготовки проекта, где очень важны помощь как педагога-руководителя кружка, так и родителей – это поиск и подбор источников информации по теме проекта. Далеко не любая книга по выбранной теме будет доступна пониманию ребенка. А в «свободное плавание» в Интернет пустить ребенка с еще неокрепшей психикой решится не каждый родитель. На этапе оформления результатов также нужна помощь родителей. В нашей гимназии № 73 с учетом существующих в настоящее время требований работа должна быть оформлена определенным шрифтом, кеглем, к выступлению необходимо подготовить презентацию. Все то, что большинство детей в начальной школе пока не умеют делать. И наконец, выступление перед аудиторией. Кто, как не родители, окажутся первыми слушателями ребенка. Также родители должны психологически поддерживать ребенка, когда становиться очень трудно, хвалить, чтобы не угас интерес. Таким образом, можно сделать вывод, что практически на всех этапах создания проекта требуется непосредственная помощь родителей или же совместная работа родителей и детей.
Готовы ли родители взять на себя такую ответственность? Обратимся к высказываниям самих родителей. Нами были изучены тематические форумы на различных сайтах. «Детки» http://www.detkityumen.ru, на сайте «Ответы Mail.ru», «U-мама» https://www.u-mama.ru/, «Много деток» http://mnogodetok.ru.  «Проектные работы в таком раннем возрасте (2-4 класс) действительно странное мероприятие. Это скорее полезно родителям. В младших классах большую часть работы будет делать родитель, хотя бы потому что ребенок не умеет пользоваться текстовым редактором» [1]. «В начальной школе - однозначно рано! В началке надо выявить способности и возможности детей и заинтересовать их! Ну и посеять навыки и стремления к самостоятельной работе, а не кидать в реку, как щенят - авось выплывут» [1]. «Племянник в 3 классе делал и защитил работу, взял тему "Петропавловская Крепость". Вся семья работала. Папа сам рисовал план Петропавловки, мама выискивала интересные факты из истории, я, живя в СПб, обшарила все свои книги, взяла у друзей-знакомых, сделали работу, мальчик защитил, получил 2-е место по школе. Больше они не соглашались, это тяжкий труд» [2]. «По факту ребенок толком справиться с таким заданием сам не может, приходиться сидеть с ней и писать самой. Получается, что задание для ребенка на самом деле выполняют его родители» [3]. Подобных высказываний на форумах очень много и практически вся совокупность мнений может быть разделена на 3 группы. В первую группу входят мнения тех родителей, которые не готовы взваливать на себя такой «тяжкий труд», поскольку не понимают зачем это нужно ребенку и воспринимают лишь как дополнительную обременительную обязанность родителей. Во второй группе объединяются родители, которые хотели бы взаимодействовать со своими детьми в проектной деятельности, но боятся, что их помощь будет развивать в ребенке стремление перекладывать все на чужие плечи и самостоятельность у ребенка не разовьётся. Как пишет одна мама на форуме: «Хочу, чтобы мой ребенок учился САМОСТОЯТЕЛЬНО». В третью группу входят те, кто проявляют осознанное желание трудиться вместе с ребенком и понимают пользу данной работы, но не знают, как правильно организовать помощь, не знают особенностей этой работы. Наконец, к четвертой группе (не столь представительной в количественном плане, как первые три) могут быть отнесены родители, опасающиеся перегрузок и, соответственно, негативных последствий для здоровья детей.
В нашей гимназии при подготовке к проблемно-тематическому педагогическому совету было также проведено анкетирование родителей учащихся 4 – х, 8 – х и 10 – х классов, посвященное выявлению их отношения к участию детей в проектной и исследовательской деятельности. (Текст анкеты представлен в Приложении 1). Первый вопрос анкеты фиксировал отношение родителей к проблеме участия детей в проектной и учебной исследовательской деятельности. Оказалось, что большинство родителей поддерживает работу педагогического коллектива гимназии по приобщению учащихся к проектной и исследовательской видам деятельности. Тем не менее, в общей массе ответов встречались суждения негативного характера, которые по своей сути могли быть отнесены к той или иной из выделенных ранее групп. (см. выше) Отвечая на вопрос «Обращались ли к Вам за помощью ваши дети при выполнении своих исследовательских и проектных работ?», большая часть родителей во всех трех опрашиваемых возрастных группах учащихся выбрала вариант «Да». Родительская помощь была актуальна для подбора информации и оформления результатов. Стоит обратить внимание на ответы родителей о причинах невозможности оказания помощи детям в подготовке проекта/ исследования. К сожалению, некоторым родителям не хватает знаний в той или иной области по проблемам проектов или исследований детей. Многие родители также ссылаются на нехватку времени.
На основе анализа мнений родителей по поводу их отношения к участию детей в проектной и исследовательской деятельности, полученных как благодаря сведениям по материалам форумов родителей из Интернет-пространства, так и прямого анкетирования (по данным педагогов гимназии №73 «Ломоносовская гимназия») можно предложить следующие рекомендации:
•    Последовательное и систематическое включение информации по организации и содержанию проектной и исследовательской деятельности учащихся, её значимости и перспективам в программы родительских собраний, с учётом возрастных особенностей детей и подростков;
•    Оперативное информирование родителей о наличии в образовательном учреждении ученического научно-исследовательского общества, его целях и задачах, сущности деятельности, направлениях и тематике имеющихся в обществе секций, а также о работающих познавательных кружках, связанных с приобщением учащихся к основам проектной и исследовательской деятельности, с программами этих кружков, с педагогами-руководителями кружков и т.д.;
•    Ознакомление родительской общественности с достижениями учащихся образовательного учреждения в проектной и исследовательской деятельности (почётные дипломы различных форумов юных исследователей, сборники публикаций учащихся-авторов наиболее ярких и актуальных проектов или исследований и т.п.);
•    Приглашение родителей на обсуждение и защиты проектов/исследований, проходящих на занятиях познавательных кружков, на секциях ученического научного-исследовательского общества, на общешкольных или общегимназических конференциях и т.д.;
•    Проведение бесед родителей учащихся, в особенности, старшеклассников, с преподавателями и представителями администрации вузов, которые могут сообщить полезную информацию о значении наличия опыта и эффективных результатов в проектной и исследовательской деятельности для старшеклассников как будущих абитуриентов (например, наличие у старшеклассника портфолио его достижений в области проектной или исследовательской деятельности и т.п.);
•    Разработка памяток для родителей учащихся различных возрастных групп, раскрывающих возможности участия родителей в проектной и исследовательской деятельности детей.
Известно, что правительство Российской Федерации уделяет большое внимание работе с талантливыми детьми: организован и действует образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, в ближайшей перспективе планируется развитие целой системы подобных центров и технопарков по всей стране. Важно понимать, что участие детей и подростков в проектной и исследовательской деятельности формирует у них уникальный опыт, ориентирующий на стремление к творческому поиску, к восприятию проблем окружающей жизни с исследовательской позиции. Очевидно, что участие в выполнении самого, казалось бы, скромного проекта, может послужить «стартовой» точкой для формирования впоследствии серьёзного и глубокого познавательного интереса к определённой области деятельности, «загадке», к проблеме и т.п. Поддержать поиск юного исследователя или проектанта, помочь ему, обеспечить эффективную педагогическую поддержку должны как педагоги, так и родители.

Литература
1. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2011

Интернет-источники
1. http://www.detkityumen.ru/forum/thread/96372/
2. https://otvet.mail.ru/question/64071422
3. http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?t=56627
4. https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/200056/index.html

Поделиться:


Назад в раздел