Поиск по сайту

Мониторинг в системе оценки образовательной программы. Модель мониторинга образовательной программы

Автор: Проскурина Ольга Александровна, заведующий, Афанасьева Лидия Ивановна, руководитель структурного подразделения, Данилова Елена Антоновна, старший воспитатель ГБДОУ №32 Санкт-Петербурга


На предыдущем этапе нашей опытно-экспериментальной работы нами был рассмотрен общий круг вопросов, о подходах к измерениям различных показателей в процессе реализации образовательной программы.  Количество параметров, которым должна соответствовать образовательная программа, представлялось огромным и мало систематизированным; в нормативных документах они были представлены в виде требований, а не критериев; объяснения, как требования превратить в критерии для измерения, отсутствовали. Появляющаяся в течение 2015-2016 гг.  методическая литература по мониторингам в ДОУ, не проясняла поставленных вопросов. Более того, некоторые источники осложняли понимание проблемы, сбивали с толку, рождали все новые вопросы о необходимых временных и трудозатратах, о подготовке экспертов, о соблюдении этических принципов. Дефицит рекомендаций диктовал необходимость обратиться к теории вопроса измерений при реализации образовательных программ. Нами была проанализированы подходы к оценке образовательных программ дошкольных образовательных учреждений, подходы к оценке крупных государственных программ и требования национальной системы образования к условиям реализации образовательных программ ДОУ. На основании данного анализа была создана конструкция системы измерений программы – ее логическая модель, представляющая собой иерархическую систему индикаторов. Модель в настоящее время активно наполняется критериями, видами измерений, формами для измерений, другими характеристиками и процедурами.  

оценка или мониторинг?

В нашей разработке мы будем придерживаться принципов терминологии, встретившихся нам при анализе проблемы. Проектируя систему измерений в целом, необходимо говорить не о «мониторинге», а об «оценке программ», как о системе измерений. В российской практике управления государственными программами мониторинг программы – это постоянный и систематический сбор информации о значениях заранее выбранных индикаторов для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о том, насколько успешно выполняется программа, в какой степени достигаются поставленные цели и как используются фонды, выделенные на данную программу. Оценка программы – это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о программе, повысить эффективность программы и/или разработать планы на будущее.

В образовательных проектах приходится постоянно оговариваться, о каком мониторинге идет речь; традиционно контекст предполагает упоминание о педагогическом мониторинге, являющийся частным случаем, одним из видов измерений при оценках.

Для преодоления этой смысловой трудности мы договорились о следующих определениях для образовательной программы:

Оценка программы – совокупность всех оценочных и измерительных мероприятий, кроме мониторинга программы, как самостоятельной значительной части оценки, включает другие виды оценки.

Мониторинг образовательной программы – один из подвидов оценки программы, ее логическая часть, значительный ее блок.

Педагогический мониторинг – один из видов оценки, наряду с такими видами, как скрининг, диагностика, наблюдение и т.д., представляет собой постоянный и систематический сбор информации об освоении детьми образовательных областей (по определенным параметрам).


Рисунок 1. Соотношение понятий «оценка» и «мониторинг», употребляемых в контексте образовательных программ ДОУ.


Ключевые принципы проектирования системы оценки

Первостепенное значение имеет качество собранной информации и решения, принимаемые на основании результатов оценки. В конечном счете, все измерения мы проводятся в пользу основных благополучателей образовательной программы - детей.

Такие факторы, как цель оценки, ее содержание, достоверность и обоснованность, эффективность, являются наиболее важными. Не имеет никакого смысла проводить измерения «в стол»; проводить эту работу исключительно ради самого измерения.

Каждый инструмент оценки служит какой-либо цели, и плохую услугу может оказать использование результатов одного измерения для интерпретации в других целях.  Например, данные, полученные в результате скрининга детей, не могут и не должны быть использованы для информирования педагогического коллектива о проблемах ребенка; служить основанием для какого-либо вмешательства.  (Данные скрининга могут быть использованы только для направления на диагностику).  Или, например, данные по оценке программы в целом предоставляют мало информации, полезной для планирования обучения, составления учебных планов.  Каждый вид оценки имеет свои ограничения и «поводы к злоупотреблению».

Значительный объем проектирования системы оценки программы составило ее планирование; составление логической схемы.  Это позволит в дальнейшем, при проведении оценочных мероприятий «не топить печь ассигнациями» - эффективно использовать ресурс педагогического коллектива при проведении оценки.

В настоящее время ведется работа над тем, чтобы процедуры оценки были максимально интегрированы в процессы ДОУ, «встроены» в его текущую деятельность (оценка, касающаяся детских достижений детей – в учебный план); не требовали специально организуемых для измерений мероприятий. Это требование также связано с эффективным использованием временных и трудовых затрат.

К процессам оценки будет привлекаться максимальное количество педагогических работников ДОУ. Это позволит избежать фискального характера оценки, обеспечить соблюдение этических принципов, прозрачность, создаст в коллективе заинтересованность в корректных результатах.

Тщательно рассчитываются временные и трудовые ресурсы. Избыточная нагрузка; непонимание процессов системы оценки в коллективе могут   вести к формальному отношению или к избеганию обязательных мероприятий по оценке.

Хорошо продуманная система оценки позволит заинтересованным лицам принимать верные решения в рамках будущих циклов финансирования образовательных программ, а администрации и коллективу корректировать действующие программы и учебные планы, вовремя вносить изменения. 

 

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста при освоении образовательных областей  и другие измерения

Важным представляется говорить о двух значительных группах измерений: одна группа тем или иным образом фиксирует успехи детей в освоении образовательных областей; другая не связана с такими измерениями.

Требования к фиксированию результатов детского образования растут повсеместно. Специалистами проявляется тревога по поводу некорректного использования методов и инструментов оценки; неверных выводов; возможных негативных последствий для детей и педагогов.

Принцип отказа считать результаты освоения детьми образовательной программой критерием ее эффективности зафиксирован и в национальной практике во ФГОС ДО. В какой мере необходимо говорить об оценках индивидуального развития детей по освоению образовательной программы, в контексте оценки эффективности программы, если традиционно для оценки эффективности образовательной программы, берутся данные об управлении программой, среде, персонале, об эффективности родительского участия, участия общественности и не используются данные, полученные в результате оценки успехов детей? 

Проектируя систему всех измерений ДОУ, мы неизбежно определяем оценку различных достижений дошкольников, как часть этой системы. В оценку эффективности программы не войдут их абсолютные значения; но такие характеристики, как их наличие, виды, использование педагогами для совершенствования учебного процесса вошли в ряд критериев эффективности программы, стали элементами индикаторов.

Таким образом, наличие у педагога группы различных видов фиксирования детских успехов; регулярность их пополнения, фиксирование этих данных в учебном планировании, говорит о высоком качестве «обратной связи» в процессе обучения; характеризует педагога определенным образом, и эта характеристика педагогического мастерства уже входит в один из индикаторов системы оценки программы.

Не касаясь подробно процедур оценки результатов освоения детьми образовательных программ, мы говорим о важных для системы оценки в целом принципах их организации, их свойствах, и видах и формах их существования.

Комбинирование Видов оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста при освоении образовательных областей

Самым традиционным способом оценки детских достижений является педагогический мониторингрегулярный систематический сбор информации по определенным параметрам. Важно помнить, что для ряда педагогических задач мониторинг является избыточной процедурой. Там, где это обоснованно, вполне возможно к измерениям детских достижений применять принцип скрининга.

Скрининг (буквально «отсеивание») - диагностическая процедура (медицинского, психологического, социологического, педагогического характера) предварительного быстрого оценивания или отбора по какому-либо критерию или характеристике, не претендующая на глубину и точность.  Экспресс-оценку удобно применять по мере возникновения ситуаций, там, где подробная оценка требуется только для выявления потенциальных проблем.  Результаты скрининговых оценок обеспечивают информацией, пищей для углубленной работы тех или иных специалистов по организации учебного процесса. Скрининг можно назвать фильтром для точек роста, нуждающихся в более пристальном внимании.

Принцип скрининга постоянно используют психологи и логопеды ДОУ, как рабочие инструменты для дальнейшей подробной диагностики. Ниже, на примере вопросов, мы видим, что педагоги также постоянно используют данный вид оценки. Нам лишь необходимо лишь корректно «встроить» его в систему оценки образовательной программы. Это представляет определенную трудность; скрининг – «короткое» действие, обычно не документируемое педагогом, осуществляемое в повседневной работе многократно и, словно, «само собой».

«Скрининговые» вопросы.  В педагогической оценке скрининг представляет собой процесс, предназначенный для экспресс -выявления потенциальных проблем в обучении или развитии. У родителей и педагогов часто возникают вопросы по поводу развития детей. Родители и педагоги могут подозревать о наличии проблем, но нуждаются в уточнении их характера.

Примеры вопросов.

Один из малышей группы не говорит так, ка другие дети? Нужно ли мне волноваться и предпринимать какие-либо действия?

Один из детей группы часто и подолгу болеет. Успевает ли она осваивать программу? необходимо ли мне как педагогу группы что-либо дополнительно предпринимать для ее развития?

Ребенок в группе постоянно выбирает настольную игру, вместо того, чтобы присоединиться к физической активности в группе.  Является это его предпочтением, или у него проблемы с моторикой? 

Малыши в моей группе демонстрируют высокий уровень владения коммуникативными навыками. Какие виды деятельности будут способствовать сохранению высокого темпа языкового развития для этой группы?

В моей группе существует разрыв: одни быстро учатся и овладевают навыками; у других это занимает гораздо больше времени. Как я могу определить, все ли все дети учатся, согласно своим возможностям? Не влияют ли «отстающие» на «успевающих»?

Данные и подобные им вопросы должны фиксироваться, чтобы в дальнейшем обращаться к углубленному анализу (диагностике).

Диагностика – выявление трудностей, областей, нуждающихся в углубленной проработке, пристальном внимании. Определяет степень тяжести проблемы, необходимого внимания; результаты для выводов о внесении изменений в учебные планы. 

Методы сбора информации для оценки.

Наблюдение дает наиболее ценные результаты. Все педагоги ДОУ используют свои наблюдения за поведением, навыками, знаниями и отношениями детей в своих группах и отражают это в учебных планах, календарном, тематическом планировании.  Заметки, «быстрые» записи о детском поведении являются важной документацией, фиксирующей процесс развития детей. 

Интервью предполагает общение с людьми, знакомыми с навыками и поведением ребенка. Является предпочтительным методом для сбора информации по развитию и жизни ребенка, определения семейных особенностей, и т.д.

Выбор в пользу «неформальных», мало структурированных их форм – основной принцип при конструировании этой части системы оценки программы. Одной из задачей проектирования системы оценки было сделать эти жанры педагогической работы более структурированными, и использовать их для сбора и систематизации данных и коррекции учебных планов детских групп.

В системе оценки результатов детей, наряду с рейтингами, получаемыми при мониторинге, полноправное место занимают такие виды оценки, как

-        «воспитательские» интервью и отчеты

-        «быстрые» заметки педагогов в виде схем, рисунков, и т.д

-        детские портфолио и портфолио групп

-        примеры детских работ

-        дневники (блоги) группы

-        родительские заметки и дневники, наблюдения

-        фотографии работ и праздников

-        заметки с занятий (короткие истории, эпизоды)

-        фото-, видео -  и аудиозаписи фрагментов занятий, выступлений детей, игровой деятельности, прогулок и т.д.

-        записи (аудио, видео) групповых занятий, тренингов, экскурсий.

Проектирование системы измерений программы потребовало комбинации разнообразных методов.  В систему индикаторов включено условие регулярного использования получаемых данных для фиксирования успехов и коррекции планирования для дошкольников и фиксирование постепенных улучшений в навыках и поведении.

Оценка эффективности образовательной программы. мониторинг образовательной программы

Оценка эффективности образовательных программ предназначена для получения ответов на вопросы, решает ли образовательная программа поставленные в ней задачи? что следует делать, чтобы они решались лучше? делаем ли мы именно то что надо?  делаем ли мы это правильно и экономически эффективно?

Аудит и оценка – это две разные функции. «Оценка рассматривает, что и почему делают программы и организации. Ее главная задача – способствовать извлечению знаний из практического опыта. Аудит рассматривает, как организация использует свои активы для работы по программе в соответствии с управленческими нормативами и стандартами. Аудит проверяет, соблюдаются ли управленческие правила».  Данные оценки адресованы администрации и «внешнему миру»: общественности, потребителям, государству.

Примеры вопросов, на которые отвечает оценка. Почему родители наших воспитанников не сотрудничают должным образом   при реализации образовательной программы? Я, как родитель, хочу выбрать сад с лучшей именно для моего сына дошкольной образовательной программой.  Как я могу сделать выбор? Наш район пытается решить, нужен ли нам еще один детский сад?

Оценка образовательной программы ДОУ отвечает на вопросы о количестве и качестве предоставляемых услуг для детей младшего возраста и семей. Включает информацию о таких факторах, как режимы, расписания и учебные планы, образование и квалификация персонала, объем пространства, компоненты образовательной деятельности и т.д.

Типичными примерами (составными частями) оценки являются отчеты о самообследовании, опросы потребителей, общественная экспертиза образовательных программ ДОУ, обследование о качестве образовательных услуг. 

Мониторинг: От требований – к индикаторам

Система ФГОС ДО содержит ряд требований к образовательной программе, анализу которых посвящена наша публикация предыдущего этапа ОЭР. В процессе работы над моделью мы проанализировали их, объединили в группы и образовали индикаторы, по которым в дальнейшем можно будет отслеживать, как выполняются эти требования. Индикаторами стали показатели измерения достижений, которые отражают изменения, вызываемые программой, помогают оценить деятельность ДОУ, осуществляющего программу. Каждый из индикаторов состоит из набора характеристик, элементов данных для индикатора; каждый можно определить, «набрав» определенный вес измерениями, оценкой различных факторов, или наблюдением за процессами ДОУ.

В настоящее время ведется работа по распределению «зон ответственности», временными и трудозатратами на мониторинг, создается технология анализ получаемой информации, готовится методическое пособие.

Список литературы

1.         Основная образовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга (на период 2015-2020 уч. г.) - СПб. 2014-2015./ Разраб. в соотв. с треб. ФГОС ДО.

2.         Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. 396 с.

3.         Российская Федерация. Об осуществлении мониторинга системы образования. [Электронный ресурс]: Пост. Правительства N 662 от 5 августа 2013 г. // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499038027

4.         Учебно-методический комплекс дисциплины «Анализ и оценка государственных программ и отраслевых политик» //ФГАУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2014.

Приложение 1. Индикаторы мониторинга

Группы,

«макроиндикаторы»

Индикаторы

1.Педагогические кадры

а

Образование, квалификация, знания и навыки педагогов

б

Профессиональные обязанности, стили педагогического общения

2.Коммуникация и воспитание

а

Создание гармоничных, предсказуемых, последовательных, отношений между педагогами и детьми

б

Помощь детям в выстраивании отношений со сверстниками

в

Коррекция поведения

г

Обучение саморегулированию поведения

д

Создание и поддержка позитивных отношений между ДОУ и семьей

3.Учебный план

Основные характеристики учебного плана.

а

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

б

Образовательная область «Познавательное развитие»

в

Образовательная область «Речевое развитие»

г

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

д

Образовательная область «Физическое развитие»

Дополнительные программы «Петербурговедение», «Театр – Творчество-Дети», «Безопасность»

е

Коррекционно-развивающая работа логопеда

ж

Адаптированные учебные планы для детей с ОВЗ

3.Образовательный процесс

а

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды

б

Создание благоприятной атмосферы обучения и воспитания

в

Управление учебно-воспитательной ситуацией

г

Использование необходимых методов и средств для достижения целей обучения

д

Внимание к детским интересам, потребностям и инициативе

е

Работа над мотивацией детского обучения

ж

Использование оценки и обратной связи для углубленного понимания результатов и особенностей детей для развития их навыков и знаний

4.Оценка результатов обучения и обратная связь

а

Система измерений программы: оценка и мониторинг

б

Методы оценки

в

Оценка детских интересов, потребностей, результатов освоения образовательных областей

г

Использование результатов измерений и оценок для индивидуализации обучения, совершенствования учебных планов и программы

д

Информирование общественности о результатах

е

Вовлечение семей в процесс оценки

5.Родители, семьи, общественность

а

Связи с муниципальной, районной общественностью

б

Вовлечение детей в жизнь микрорайона

в

Родительское участие в программе

г

Обмен информацией между педагогическим коллективом и семьей

д

Поддержка роли семей в области воспитания, образования, защиты детства

6.Здоровье и безопасность

Профилактика и охрана здоровья детей

Поддержание здоровой окружающей среды

Скрининг выявления трудностей в обучении и воспитании

 Безопасность территории

7.Архитектура и среда

а

Оборудование групп и помещений ДОУ, территорий для прогулок

б

Мебель

в

Предметно-развивающая среда, игрушки

г

Экологический ландшафт и состояние окружающей среды

д

Строительство, ремонт

8.Администрирование и управление

а

Управление

б

Правила и процедуры управления

в

Финансовая политика. Отчетность. Процедуры.

г

Политика и процедуры в области охраны здоровья, питания и безопасности

д

Кадровая политика

е

Система нормативной документации программы, включая процедуры оценки, обратной связи и развития программ







 

Приложение 2. Схема мониторинга индикатора

2. Коммуникация и воспитание

Индикатор 2д. Создание и поддержка позитивных отношений между ДОУ и семьей

Элементы данных индикатора:

2д1.Педагоги работают в партнерстве с семьями, устанавливают и поддерживают регулярную, постоянную, двустороннюю коммуникацию.

2д2.Педагоги получают информацию о структуре и особенностях семьи, ее культуре, используют информацию в интересах детей.

2д3.Педагоги делятся с семьями информацией о правилах группы, учебном плане, распорядка, успехах детей и необходимых мероприятиях со стороны семьи не только при поступлении, но в течение всего года


Поделиться:


Назад в раздел