Поиск по сайту

Технология проблемного обучения на уроках в средней школе при изучении истории Гражданской войны в России, исследовании причин победы большевиков

Автор: Панова Галина Аркадьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №114 Выборгского района г.Санкт-Петербурга


Сегодняшние реалии в контексте новых образовательных стандартов предлагают учителю огромное количество форм, методов и средствобучения. А новые стандарты могут быть реализованы только в условиях развивающего обучения. Основной движущей силой здесь выступает творческая деятельность учащихся, в ходе которой решаются учебные задачи разной степени сложности.А системно-деятельностный подход позволяет целенаправленно организовать эту деятельность. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Он явился синтезом системного подхода, который разрабатывался на основе педагогической практики в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) и деятельностного (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения образовательной программы и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения учениками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В рамках этого подхода существует множество педагогических технологий, на которые может опираться педагог, используя какую-либо одну при изучении новой темы или же комбинируя несколько. Это и игровые технологии, и проблемные, и интегрированные, и проектные, и многие другие.
Современный учитель истории, исходя из специфики предмета, может использовать любую из этих технологий или, как уже было сказано выше, синтезировать различные технологии или их элементы, в зависимости от темы урока. В данной статье я предъявляю свой опыт использования системно-деятельностного подхода и применения некоторых технологий при изучении истории Гражданской войны в России на уроках в 9 (10) классе.
При всем многообразии форм, методов и средств обучения, сегодня, к сожалению, учитель истории жестко ограничен временными рамками. Помимо основных задач обучения учителю необходимо решить еще одну важную задачу: вместить в крайне малое учебное время немалый объем учебного материала.  Это обстоятельство создает перманентно стрессовую ситуацию для преподавателя истории. Использование технологии проблемного обучения способствовало в какой-то мере преодолеть ситуацию цейтнота. Опытом ты я и попытаюсь поделиться.
Итак, как было сказано выше, при изучении темы «Гражданская война в России» учитель вынужден ограничиваться очень коротким сроком, то есть, в течение двух-трех уроков необходимо разобраться в причинах, познакомиться с ходом и последствиями войны, понять суть экономической политики «белых» и «красных», а также дать ответ на вопрос: «Почему победили большевики?». Проблематика Гражданской войны и причин победы большевиков является одним из, так называемым, трудным вопросом истории. На сегодняшний день в исторической науке нет единой точки зрения на многие вопросы в рамках данной темы, начиная с датировки войны. Таким образом, перед учителем и учащимися стоит крайне сложная задача характеристики и оценки этого периода.
Изучение Гражданской войны проходит несколько этапов. Первый – собственно обозначение причин войны и ее ход. На этом этапе организуется большая работа с исторической картой, а также выполняются задания по контурной карте.Также на этом этапе уже представляется возможным обозначить первую проблемную ситуацию. С определением причин войны, как правило, не возникает сложностей, т.к. политическая ситуация учащимся понятна. Также ученикам предлагается поразмышлять над хронологией событий и высказать свое обоснованное мнение о дате начала Гражданской войны. Далее учащимся предлагается в тетрадях заполнить таблицу «Лидеры движений Гражданской войны» («красные», «белые», «зеленые»). Таким образом, у учеников складывается личностное впечатление о событиях, на исторической арене появляются имена Тухачевского, Колчака, Махно и других лидеров этого периода истории России.
Следующим этапом изучения темы становится игра. При этом игровая технология сочетается с работой с источниками. Класс делится на команды «красных», «белых» и «зеленых». Каждой команде достаются программные документы своего движения, а также отрывки из исторических источников этого времени (см. приложение 1). Также от каждой команды выбирается Персонаж: Троцкий, Колчак и Махно, которые выступают с речью, заранее подготовленной учителем. В процессе игры учащиеся формируют представление о целях и программах каждого движения. Также, по окончании игры, учитель обозначает проблемную ситуацию: ученики должны ответить на вопрос, какие группы населения России поддерживали соответственно «красных», «белых» и «зеленых».
Следующим этапом изучения темы будет беседа об экономической политике красных и белых. Не буду подробно останавливаться на методах, здесь учитель может обратиться также обратиться к документам периода. Важно, что итогом этой беседы будет являться постановка главной проблемной ситуации и проблемного вопроса этой темы: «Почему победили большевики?». Обсуждение ответа на вопрос возможно организовать в группах, здесь будет интересно разделить учащихся на группы таким же образом, как и на прошлом уроке (на «красных», «белых», «зеленых») и выслушать точки зрения каждой группы.
Крайне важно оговорить итоговое домашнее задание по теме, оно также представляется оптимальным в ключе проблемных вопросов. Ученикам предлагается поразмышлять над возможными путями развития истории, представить альтернативные варианты развития событий. Например, что было бы, если бы победили не красные, а белые, возможно ли было избежать Гражданской войны вообще и решить противоречия в стране мирным путем (если да, то как). Также предлагается высказать свое личное отношение и выбрать «лагерь», сторону. Несмотря на кажущуюся простоту домашнего задания, вопросы, предлагаемые к размышлению, очень сложны. Не все старшеклассники справляются с заданием, обычно добросовестно выполняют его наиболее увлекающиеся и подготовленные учащиеся. Таким образом, данное домашнее задание помогает учителю сделать вывод об уровне усвоения темы классом.
При подготовке урока обязательно следует делать поправку на уровень подготовленности учащихся, ведь, как известно, есть более «сильные» и более «слабые» классы по уровню подготовки и работоспособности.
Безусловно, тема Гражданской войны будет всегда актуальна при изучении. Старшеклассники часто проводят параллели с событиями сегодняшних дней, задают вопросы о войне в Сирии, о ситуации на Украине. Нельзя забывать о том, что подобные темы влияют на духовно-нравственное развитие подростков и молодых людей, в связи с чем все оценки событий, как прошлых, так и современных, должны быть крайне осторожны. Более того, учитель должен избегать жестких оценок и высказывания активной позиции по подобным спорным и трудным вопросам. Ведь в руках учителя неокрепшие умы молодых поколений.
Задача учителя истории – помочь учащимся рассмотреть тему с разных сторон, обозначить канву и дать повод для размышлений.



Приложение 1.
1. Из приказа генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 года:
«1. При занятии селений, захваченных ранее красноармейцами, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет… – расстреливать каждого десятого.
2. Селения, население которых встретит наши войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество… отбирать в пользу казны…
5. За добровольное снабжение красноармейцев не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
6. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
[История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993. с. 65]

2.Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всемвойскам Южного фронта, 24 ноября 1918 года:
«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».
[Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. - Пермь, ПГУ, 1993. С.95]

3.Приказ полномочной комиссии ВЦИК №171:
«Дабы окончательно искоренить белогвардейские корни...
1. Граждан, отказывающихся назвать свое имя, расстреливать на месте без суда.
2. В случае нахождения спрятанного оружия расстреливать на месте без суда старшего работника в семье.
3. Семья, в доме которой укрылся бандит, подлежит аресту и высылке. Имущество ее конфискуется, старший работник в этой семье расстреливается на месте.
4. Настоящий приказ проводить в жизнь сурово и беспощадно».
[Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. - Пермь, ПГУ, 1993. С.96]

5. Из Декларации Деникина по земельному вопросу. 5.02.1919 г.
Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положены в основу этих правил и положений:
1). Обеспечение интересов трудящегося населения.
2). Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.
3). Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, укрепляется на правах незыблемой собственности.
4). Отчуждению не подлежат земли казачьи, надельные, леса, земли высокопроизводительных сельскохозяйственных предприятий, а также земли, не имеющие сельскохозяйственного назначения, но составляющие необходимую принадлежность горно-заводских и иных промышленных предприятий; в последних двух случаях – в установленных для каждой местности повышенных размерах.
[Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. - Пермь, ПГУ, 1993. С.98-99]

6. Из «Воспоминаний» Махно, 1918 г.
…мы поставили перед собой еще три вопроса, которые и были разрешены нами в положительном смысле. Вот эти решения.
1. Мы возвращаемся в свой район нелегально и организовываем среди крестьян и рабочих инициативные группы по 5-10 человек чисто боевого характера, чтобы через них втянуть широкое трудовое крестьянство в борьбу против немецко-австро-венгерских экспедиционных армий и Украинской Центральной рады, стараясь, в каждом случае общественного возмущения против этих контрреволюционных завоевателей, быть в гуще этих возмущений, придавая им более определенный и решительный характер.
2. Возвращение всех нас в свой район не может быть одновременным; однако первые же товарищи, очутившись в нем, должны ознаменовать свое благополучное возвращение организацией беспощадного индивидуального террора против командного состава немецко-австро-венгерских армий и отрядов Украинской Центральной рады, а также организацией коллективных крестьянских нападений на всех тех помещиков, которые в дни земельного передела и отобрания у них излишнего живого и мертвого инвентаря бежали из своих усадеб, а с нашествием экспедиционных армий и подсобных им отрядов Центральной рады возвратились снова в «свои» усадьбы. В задачу крестьянских нападений на помещиков должно на первых порах входить уничтожение как самих помещиков, так и тех штабов помещицких карательных отрядов, которые (по заявлениям приезжающих оттуда крестьян) имеют в своем распоряжении особого рода отряды из регулярных немецко-австро-венгерских армий.
Целью этих контрреволюционных штабов является руководство отобранием от крестьян земли, живого и мертвого инвентаря, … и расстрелы непокорных.
Целью нами намечаемых организованных крестьянских нападений на помещиков, на осевшие у них штабы и отряды должно явиться: а) обезоруживание помещиков, их штабов и отрядов, б) конфискация их денежных средств, убийство тех из них, кто так или иначе причастен к расстрелам крестьян и рабочих. Причем установлением их виновности в этих злодеяниях должен служить опрос крестьян тех сел и деревень, где эти господа устраивают свои самосуды или содействуют немецко-австро-венгерскому командованию устраивать таковые.
3. Защита революции требует вооружения и снаряжения. Эти средства трудящиеся должны добыть у своих врагов. Поэтому, возвращаясь в свой район с одной мыслью: умереть или разбить фронт контрреволюции и жить свободно во имя нового свободного общества, мы, все вместе, и каждый в отдельности, должны стремиться организовывать по селам, среди тружеников, вольные батальоны и подсобные им легкие боевые отряды для внезапных войск и отрядов рады с целью обезоружения их, а в минуты жестокого сопротивления – просто уничтожения.
[http://www.makhno.ru/lit/book6.php]

Список использованной литературы
1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXIвека. – М., 2011.
2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и  повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991.
5. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. - Пермь, ПГУ, 1993.
6. История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993




Поделиться:


Назад в раздел