«СоСРЕДотоЧТЕНИЕ: диалог поколений» (из опыта работы с учениками, родителями, учителями-коллегами)

Автор: Алексеева Галина Алексеевна, Терехова Марина Владимировна, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа №117 Выборгского района Санкт-Петербурга


Педагогическое сообщество бьёт тревогу: современные школьники перестают читать. Но надо ли бить её, тревогу? Может, это только наше ощущение? Может, это ностальгия по читающему взахлёб СССР?

Попытку разобраться в этих вопросах мы предприняли в этой статье.

- По результатам последних исследований составлен рейтинг самых читающих стран. Впереди планеты всей сегодня не Россия, а Индия.

- А СССР была самой читающей страной в мире. Этот факт нам известен с детства. Ключевые моменты: невысокий процент грамотных до революции 1917 года стал одной из основных проблем для молодого советского государства. Чем грамотнее рабочие и крестьяне, тем эффективнее работа отдела агитации и пропаганды, тем ближе светлое коммунистическое завтра. Эта тенденция просуществовала на протяжении всей жизни Советского Союза.  Подтверждением этих мыслей могут стать заголовки статей из журнала «Литература в школе»: «На пути к коммунизму» (1966 год), «Идеологический характер труда учителя» (1979 год) и т.д.

- Причины того, что теперь наша страна на 7 месте в рейтинге читающих стран, в том, что интерес к чтению упал в лихие 90-е, на смену которым пришли 2000-е с их немыслимым технологическим прорывом, невиданной доселе информатизацией, с доступностью электронных гаджетов и легких развлечений, не заставляющих потребителей совершать внутреннюю работу.  Как же случилось так, что в СССР сложилась такая мощная традиция чтения?

- Выпускались плакаты, призывающие читать, рекламирующие библиотеки, активно продвигающие чтение в народные массы. Идеал строителя коммунизма – непременно образованный, начитанный человек. Для успешного «строительства» жизненно важно было научить подрастающее поколение «правильно читать» и «правильно думать». Как же сегодня ведется пропаганда чтения?

- И сегодня, спустя столетие после революции 1917 года, набирает обороты кампания по вовлечению в чтение. Акцент сегодня на детях и подростках. Так же, как и когда-то. С помощью тех же встреч читателей с писателями, как и сто лет назад, но не в монологической, нравоучительной форме, а в форме диалога. Проводятся книжные выставки-ярмарки, где читатели могут познакомиться с различными издателями, пообщаться с ними, посетить мастер-классы и презентации. Интернет-среда дает возможность сегодняшнему читателю смотреть видеоблоги о чтении, реагировать на увиденное и услышанное тут же. Его мнение почти всегда найдет отклик. А как было в СССР?

- В основном идеология диктовала, что читать ученику, что и как преподавать учителю. Например, были исключены из программы произведения Гончарова и Островского как представителей нарождающейся буржуазии. А в методике чтения Рыбниковой (1929 год) отмечалось, что основные приемы работы с текстом должны быть согласованы с курсом обществоведения. Но параллельно с советской литературой шла антисоветская. Особенно сильное ее влияние на умы молодежи  сказалось после хрущевской оттепели. Запретный плод– сладок, а посему желанен. Самиздатовская литература, переписываемая ночами, давала мощный толчок для свободного размышления. Важность этого явления в стране победившего социализма трудно переоценить.

- И сегодня, накануне 2017 года,  нельзя упускать из виду идеологический момент: через требования ФГОС, которые реализует современная школа, взращивается новый идеальный гражданин России.

Попытки пересмотра учебных программ по литературе тоже основаны на идеологии. Поиски путей преподавания, на мой взгляд, это акробатические этюды словесников, старающихся и госзаказ выполнить, и любовь к литературе привить, воспитать духовность и нравственность в своих учениках.

- По поводу акробатических этюдов. Новое – это всегда хорошо забытое старое. Читая труды классиков и методистов русской педагогики (Ушинского, Водовозовой и проч.), находишь те советы, которые применяем мы в современном уроке (комментированное чтение, работа над проблемными вопросами, приемы работы со словом, различные виды пересказов и т.д.). Но в советских методиках рекомендовано вначале рассматривать эпоху, а затем – художественное произведение, созданное в эту эпоху. Идея первична, слово – вторично. Невозможно было представить учителя, на уроке говорящего о религиозной философии, о слове Божьем. Бог отменен в советской стране, живущей по диалектическому материализму.

- Но ведь со Слова началась Жизнь! Важно привить любовь к «самоценному слову», тогда родится настоящий, духовно и нравственно развитый Человек, настоящий Читатель. И, если уж на то пошло, тогда-то и родится настоящий патриот.

Почему нам важно сделать подростков читателями? Во-первых, это передача культурного кода. Без чтения классической литературы подростками мы очень скоро окажемся замкнутыми на самих себя. Диалог поколений необходим для того, чтобы мы не прекратили быть нацией. Во-вторых, общение – одна из ведущих потребностей человека, а чтение расширяет словарный запас, развивает человека. С помощью слов можно не только установить межличностные контакты, но и контакт с самим собой.

В настоящее время активно работает установка на то, что быть умным модно.

- А в Советском Союзе установка, как мы уже говорили, была на создание человека новой, коммунистической формации. Строили коммунизм и взрослые, и дети. Большая занятость родителей на производстве и в поле и стремительное развитие системы народного образования, помноженные на ничтожно малое количество доступных развлечений – телевизоры были далеко не в каждом доме, да даже там, где они были, можно было посмотреть три программы – это делало чтение едва ли не единственным способом увидеть мир и найти себя. Несмотря на такое положение вещей, во многих советских семьях была традиция семейного чтения – то положительное, что досталось нам от дворянской интеллигенции. Пример читающих родителей лучше любых идеологических плакатов воспитывал молодого человека.

- Родители наших учеников тоже в основном довольно занятые на работе люди, они возлагают часть своих обязанностей по воспитанию детей на учителей. Но ушла традиция семейного чтения, лишь отдельные энтузиасты стремятся сделать чтение своим союзником в деле сплочения семьи, воспитания чувств, упрочения контактов между родителями и детьми.

Учителям непросто приходится: несмотря на широчайший выбор художественных текстов, в них непросто сориентироваться; серьезным противником на поле битвы за детские души и умы выступает перенасыщенность легкими и доступными развлечениями. А мозг человека эволюционно устроен так, чтобы экономить энергию и искать более простые задачи.

Что можно сделать? Как ответить на этот вызов? Например, родительским семинаром. Когда думающие, осознанные родители встречаются с учителем и с его помощью обретают ориентиры в бескрайнем море литературы по психологии подростков, узнают о книгах, которые могут увлечь их детей.

- Конечно, советская школа организовывала встречи юных читателей и писателей, но проходили они несколько формально, а роль библиотек была велика (домашние библиотеки были не в каждой семье). Это тоже стимулировало детский интерес и желание читать. Правда, в СССР функционировали исключительно государственные издательства, детские писатели писали то, что публиковалось, а в свет выходили идеологически верные тексты.

- Нам очень повезло: в России книгоиздательское дело не просто существует, оно развивается и признаков угасания не подает. И тут важно завязать с издателями диалог, который дает свои плоды: это и мастер-классы по книгоизданию, и встречи с писателями и иллюстраторами, и совместные проекты, например, я работаю с издательством Самокат: два года подряд мы издаем книги, в подготовке к печати которых принимают участие мои ученики. В прошлом году на нон-фикшн в Москве была презентация «Республики ШКИД». Я писала послетекстовую статью, реконструируя судьбу незаслуженно забытого Григория Белых, а мои ученики ее вычитывали, комментируя темные для них места. В этом году заново родилась повесть Александра Неверова «Ташкент – город хлебный», комментарии к которой делала группа учащихся 8 и 9 класса. Дети серьезно потрудились.

- Интерес к чтению прививался молодым людям и через систему трудовых обязанностей каждого советского школьника. Одно из них был сбор макулатуры, которая обменивалась на книги. Сколько советских школьников приобщилось к чтению через это мероприятие! Детская и подростковая литература строилась вокруг идеальной советской реальности, что объясняет подъем в области детско-подростковой художественной литературы.

- Вряд ли можно говорить сегодня о том, что у нас есть идеологически выверенный образ гражданина России, хотя, конечно, ФГОС рисует нам такой портрет. Но литература, изучаемая подростками на уроках, не столь жестко ориентирована на этот образ. Нельзя говорить, что подростки не читают. Они читают, но мы должны снабдить их инструментарием для осмысленного, осознанного, медленного, если хотите, чтения. Как сделать так, чтобы свободное чтение помогло нам открыть ученикам классическую литературу? Можно, например, устраивать еженедельные СоСРЕДОтоЧТЕНИЯ. Мы по средам собирались с ребятами в дружественном кафе, заказывали чай и печенье и начинали читать то, что интересно детям. Читали по ролям и с остановками, комментируя прочитанное, рассуждая; я в это время перебрасывала мостики от свободного чтения к программному (оно несвободное, согласитесь). Таким образом, можно сказать, что сейчас большая свобода в выборе форм работы по вовлечению в чтение.

- И в советское время велась работа по внеклассному чтению. Но был круг авторов, рекомендованных к прочтению. В основном это писатели-современники моих родителей. И до сих пор их произведения стоят в программе под грифом «современная литература».

Несмотря на обилие хороших авторов 21века, до сих пор в школьных программах им не нашлось места.

А занятость учителя бумажной работой не всегда позволяет окунуться в современный литературный процесс и вовлечь в него своих учеников. Мы стоим со свечой посреди кабинета, а за партами сидят дети с мобильными устройствами по последнему слову техники и пытаются читать Толстого по смартфону.  Прав был Александр Блок, говоря «когда наступает цивилизация – отступает культура».

- Ну и пусть они читают классическую литературу или современную со смартфона, с электронной книги, с планшета! Главное, чтобы читали! Они выросли в эпоху интернета, они – люди Галактики Цузе, а мы – Галактики Гутенберга. Из курса астрономии я помню, что рядом расположенные галактики влияют друг на друга, видоизменяя облик каждой. Залог успешности нашего диалога с детьми другой галактики в том, чтобы видоизмениться самим, сохранив то важное в педагогике, что дал нам советский период, двигаться дальше, воспитывая посредством Слова человека нравственного.

- Будем надеяться, что период Ренессанса настал.

 

Послесловие. Конечно, нам, учителям, хочется, чтобы наши ученики читали классику. Но, может, стоит ненадолго остановиться и прекратить вталкивать классические тексты в головы и души наших детей? Это ведь все равно, что пытаться одеть подростка в повседневное дворянское платье начала 19 века и сетовать на то, что подростку этот наряд не нравится. Мы предлагаем выйти на классическую литературу дорогой приобщения к литературе современной. Она о подростках и для них. Быть может, полюбив литературу, которая написана для них, они придут к Гоголю, Лермонтову, Лескову, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину?

Обратите свое внимание на небольшой список книг, которые точно не оставят равнодушными тех, кто возьмет их в руки:

1.      Ульрих Хуб. Ковчег отходит ровно в восемь.

2.      Энн Файн. Мучные младенцы. Список прегрешений.

3.      Илга Понорницкая. Эй, рыбка!

4.      Тамта Мелашвили. Считалка.

5.      Валерий Попов. Все мы не красавцы.

6.      Григорий Белых, Леонид Пантелеев. Республика ШКИД.

7.      Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. 52-е февраля.

8.      Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Время всегда хорошее.

9.      Рэй Бредбери. Вино из одуванчиков.

 

 

Литература

1.      Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. - М. : Учпедгиз, 1960.

2.      Савченко Е.Г., Шацкая В.Н. О некоторых вопросах эстетического воспитания // Новая система народного образования в СССР. М. 1960.

3.      Григорьев М. Внимание литературе в школе! //На литературном посту. 1929. N 23. С. 57.

 

Интернет-ресурсы

1.      http://sheba.spb.ru/shkola/

2.      http://studopedia.su/12_12244_razvitie-metodiki-chteniya-v---e-godi-XX-v.html

3.      http://www.samokatbook.ru/


«СоСРЕДотоЧТЕНИЕ: диалог поколений» (из опыта работы с учениками, родителями, учителями-коллегами)

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга