Поиск по сайту

Различные формы подведения итогов занятий и презентации результатов реализации дополнительных общеобразовательных программ

Автор: Широкова Татьяна Сергеевна, методист ГБУ ДО ДДТ «Современник» Санкт-Петербурга


«Конец – делу венец», - гласит народная мудрость. И действительно, начатое дело надо закончить, начатое занятие и в целом программу необходимо методически грамотно завершить.

Некоторые педагоги не придают значения подведению итогов занятий. Учащиеся слепили на занятии изделие, нарисовали картинку или спели песенку. Педагог хвалит детей: «Молодцы, ребята!» и говорит им: «До свидания». И дети уходят с занятия неудовлетворенные, недовольные, несмотря на то, что в руках у них хорошая поделка или рисунок. Чего же им не хватает? Что же им еще надо? А хотят они высказать педагогу и сверстникам, что им понравилось на занятии, а что не понравилось, что им удалось сделать и какие у них планы на будущее.

         Существуют различные структуры занятий. Вот, например,  примерная структура занятия изучения нового:

1.     Организационный момент занятия.

2.     Сообщение темы занятия и постановка учебной задачи.

3.     Подготовительная работа к изучению нового материала.

4.     Изучение нового материала.

5.     Практическая работа.

6.     Подведение итогов занятия.

Какой бы ни была структура занятия, в каждой из них есть «Подведение итогов занятия».

 

Формы подведения итогов занятий

Как же подвести итоги занятия? Выделяется главное, что изучалось на занятии, выявляются типичные ошибки, пути их устранения. Можно задать вопросы или предложить выполнить короткие задания, позволяющие выявить оценку занятия учащимися или самооценку учащимися своей деятельности. После оценочной деятельности можно провести рефлексию учащихся, отражение того, что происходило на занятии. Важно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,

·        какой опыт они приобрели,

·        проанализировать, как они его приобретали,

·        насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности,

·        какие причины неудач,

·        что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата,

·        кого следует поблагодарить за оказанную помощь.

Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. В ходе такой работы у учащихся появляется новое понимание всего происходившего на занятии и обогащение себя. Педагогу важно внимательно выслушивать учащихся, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания. Полезно обобщать сказанное учащимися.

Предлагаемые Вашему вниманию некоторые конкретные варианты подведения итогов занятия объединены в группы: «Оценка занятия учащимися», «Самооценка учащимися своей деятельности», «Рефлексия учащихся». Желательно использовать сочетание разнообразных видов оценки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главное, чтобы подведение итогов занятия проводилось систематически, неформально, способствовало поддержанию интереса учащихся к занятиям и продвижению их к успеху.

 

Оценка занятия учащимися

1. Вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось?

2. Что на занятии вам понравилось, что было хорошо, а что не понравилось, что было плохо?

3. Закончи следующие предложения:

Мне понравилось на занятии …

Мне не понравилось на занятии …

4. Каждому ребенку выдается квадрат,  на котором с одной стороны нарисован знак «+», а с другой «-». Дети показывают знак «+», если занятие понравилось, и знак «-», если занятие не понравилось.

5. Каким было занятие? Выбери квадрат, соответствующий одному из следующих утверждений о занятии.

Учащимся предлагаются три варианта, обозначенные квадратами разного цвета: красный, желтый, зеленый.

·        Красный: Занятие интересное, захватывающее.

·        Желтый: Занятие мне понравилось, но хотелось бы, чтобы оно было более интересное.

·        Зеленый: Занятие неинтересное. Я с трудом дождался (дождалась) его конца.

Учащиеся показывают педагогу сигнал выбранного цвета или оставляют этот сигнал на столе.

6. Нравятся ли тебе задания, предложенные педагогом на занятии?

·        Нравятся полностью.

·        Нравятся частично.

·        Не нравятся.

7. Хлопни в ладоши, если тебе было интересно на занятии.

8. Если занятие понравилось, нарисуйте солнышко, если не понравилось – тучку.

9. Учащимся выдается рисунок (формат А4), на котором изображены солнце, тучки и радуга. На лучах солнца напиши, что тебе понравилось на занятии, на тучках – что не понравилось, а на радуге – свои впечатления о занятии.

Рисунок Вышеславовой В.Н.:

 

 

Самооценка учащимися своей деятельности

1. Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему? А что не удалось? Почему? Похвали себя за достигнутые успехи.

2. Как ты думаешь, доволен ли педагог твоей работой на занятии? Почему?

3. Все ли тебе было понятно на занятии? Спроси о том, что ты не понял.

4. Какие вопросы ты хочешь задать педагогу? Учащимся?

5. Что хорошего ты сделал на занятии?

6. Как ты работал на занятии? Что тебе помогало? Что мешало?

7. Как ты относишься к своей работе на занятии? Выбери одно из трех мнений о своей работе на занятии:

·        В целом не понравилось, как я работал на занятии.

·        В основном понравилось, как я работал на занятии.

·        Очень понравилось, как я работал на занятии.

8. Напиши задание, которое было для тебя

·        самым интересным? __________________

·        самым легким? ______________________

·        самым трудным? _____________________

9. Отметь в данной полоске знаком «+» или каким-нибудь другим знаком, интересно ли тебе было выполнять эти задания:

 

 

 

 

 

 

 скучно    интересно

10. Отметь в данной полоске знаком «+» или каким-нибудь другим знаком, как ты справился с  заданиями:

 

 

 

 

 

 

 легко      с трудом

11. Надо ответить на вопросы: «да» или «нет», нужное подчеркнуть.

Выполнять задания было трудно?         да               нет

Выполнять задания было интересно?    да               нет

 

Рефлексия учащихся

1. Чему ты научился на  занятии? Чего ты достиг на занятии? Какие трудности ты преодолевал на занятии? Кто тебе оказывал помощь? Кому ты признателен за поддержку?       

2. Что тебя удивило на занятии? Что порадовало?

3. В данном списке чувств отметь знаком «+», какие чувства ты испытывал на занятии:

 

радость                                  равнодушие                           обида

благодарность                                                                      злость

восхищение                                                                          грусть

удовлетворение                                                                    огорчение

уверенность                                                                          тревога

удовольствие                                                                        страх

одобрение                                                                             недовольство

уважение                                                                               унижение

веселье                                                                                  бессилие

счастье                                                                                  вина

…                                                                                          …

Можно дописать то чувство, которое здесь не записано, но которое было испытано на занятии.

         4. Как у тебя менялось настроение на занятии? Раскрась полоски выбранным тобой цветом.

 

Лист настроения

- в начале занятия

 

- в середине занятия

 

- в конце занятия

 

 

5. Закончилось занятие. Ты собираешься идти домой. С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?

6. Закончи следующее предложение:

Для меня главное на занятии – это …

 

Формы презентации результатов реализации программ

В дополнительном образовании существуют различные формы презентации результатов реализации программ, например, по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству: выставки-просмотры с последующим обсуждением и анализом, выставки-конкурсы различного уровня, участие обучающихся в фестивалях, ярмарках и др.

Рассмотрим, в первую очередь, выставки творческих работ всех детей, которые организуются в объединении. Их можно проводить после каждого занятия (мини-выставки). Корректное обсуждение работ, их доброжелательный анализ, советы обучающихся и педагога позволят понять обучающимся, что удалось передать в своих рисунках или изделиях, и что пока еще не получилось и почему не получилось, над чем следует поработать, какие умения и навыки, какие качества личности надо формировать, чтобы достигнуть наилучшего результата. Если в течение года подводились итоги занятий, то дети без особых трудностей смогут ответить на поставленные вопросы.

Во-вторых, выставки к календарным датам, после прохождения крупных тем или как отчетные выставки в конце полугодия или учебного года. Цели таких выставок иные: обмен идеями и наколенным опытом, выявление детей с творческими способностями.

В-третьих, районные, городские или более высокого уровня выставки, куда, как правило, отбираются лучшие работы детей. Это уже уровень презентации достижений детей.

Главное, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения, радости при выполнении своих творческих работ, но в то же время понимали, к чему им еще надо стремиться, что сделать, чтобы достигнуть лучшего результата. А создать комфортную атмосферу на занятиях и направить детей в нужном направлении, безусловно, сможет педагог дополнительного образования.

Предложенный Вашему вниманию опыт работы может быть использован и учителями образовательных учреждений.


Поделиться:


Назад в раздел