Поиск по сайту

Методическая разработка «Занятие по изобразительной деятельности «Создание композиции по мотивам литературного произведения»»

Автор: Жильцова Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Выборгского района «Юность»


Пояснительная записка

 

Объединение изобразительного искусства «Затея» Дома Детского Творчества «Юность» для обучающихся этого коллектива является не просто образовательной площадкой в системе дополнительного образования. Это территория творческого поиска, любимого интересного занятия, которому ребенок готов посвятить свое свободное время, это место встречи единомышленников и друзей. Поэтому здесь царит особая атмосфера.

При проведении занятий в рамках образовательной программы особенно ценным оказывается не только сам результат - созданная каждым обучающимся творческая работа, приобретенные знания и умения, но и появление в каждом ребенке привлекательных человеческих качеств, лучшее из которых — творческий коллективизм. По сути, эта та самая учебно-воспитательная работа, которую организует и обеспечивает в своем коллективе каждый педагог, пытаясь найти гармонию в выборе подачи изучаемого материала в рамках преподаваемой дисциплины, формы занятия, педагогических технологий, методических материалов и созданием условий формирования личности ребенка, фундаментом которой является нравственность и общечеловеческие ценности.

Одним из ярких примеров реализации учебно-воспитательной работы объединения изобразительного искусства «Затея», является занятие, посвященное созданию коллективной художественной композиции по мотивам произведения С.Я. Маршака «Багаж».

Данная методическая разработка занятия в системе дополнительного образования детей, может быть полезна и интересна педагогическим работникам как дополнительного, так и основного общего образования.

В основу разработки занятия легла концепция которую условно можно представить тремя ключевыми словами: искусство-творчество- коллектив.

Искусство определяет специфику занятий объединения «Затея», их содержание. Ребята изучают законы искусства, этапы, приемы и средства создания произведения изобразительного искусства, разбирая такие понятия как «композиция», «средства художественной выразительности», «цветоведение», обращаясь к работам выдающихся мастеров разных эпох, направлений, стилей. С искусством связаны такие основополагающие воспитательные задачи как воспитание художественной культуры, как части культуры духовной, воспитание неравнодушного культурного зрителя. На представленном занятии «Создание коллективной художественной композиции по мотивам произведения С.Я. Маршака «Багаж» интеграция двух видов искусств: литературы и изобразительного искусства ставит перед обучающимися одну из самых важных образовательных задач — познание законов и форм искусства, и, в частности, особенностей построения художественной композиции  по мотивам литературного произведения.

Творчество художников и наших товарищей является для нас ориентиром в нашей собственной изобразительной деятельности, а также материалом для анализа и интерпретации. При анализе художественных работ мы учимся смотреть и видеть, понимать, чувствовать, учимся выражать свое настроение, впечатление, мнение, мы учимся рассуждать, общаться, дискутировать. Детское творчество как форма активного эмоционального освоения ребенком окружающего мира, как деятельность и способ самовыражения формирует в обучающемся авторскую позицию Художника, Творца, Личности созидающей и преобразующей. С этой точки зрения, открытое мероприятие, как и любое другое занятие объединения изобразительного искусства «Затея», выстраивается на принципах индивидуального подхода педагога к каждому обучающемуся, создания условий и предоставления возможностей проявления творчества каждым обучающимся коллектива, именно поэтому создание творческой работы предполагает изначально индивидуальную работу каждого автора и лишь затем коллективную.

Коллектив. «А давайте!», «Посмотрите!», «А почему?», «Как это?» - вот одни из основополагающих обращений детского коллектива. Коллектив воспитывает каждого его члена. «А давайте нарисуем, сделаем, сочиним..» это тяга к коллективному творчеству или деятельности отдельно каждого, но предполагающее затем совместный просмотр, обсуждение, оценку и самооценку.

«А почему?» - вопрос стимулирующий процесс познания и понимания. Почему нарисовано, так а не иначе, почему кому-то что-то можно, а мне нельзя?  В вопросе «почему?»  заложена оценка и самооценка, ответ на этот вопрос даст ребенку ориентиры для последующих действий и поступков, а сам факт появления этого вопроса свидетельствует о процессе развития и воспитания личности, а также сигналом для педагога при выстраивании образовательного процесса.

Вопросы  типа «Как это?» возникают из-за потребности в необходимости разобраться в самой сути вещей, действий в изобразительной деятельности, и в принципе, человеческих поступков. Ответ должен всегда стараться предвосхитить этот вопрос. Педагог всегда должен думать о том, чтобы донести до своих воспитанников самое главное, самую суть, то самое зерно, которое в упорных совместных трудах коллектива, педагога и отдельно взятой личности должно прорасти и дать свои «добрые» плоды. Коллектив воспитывает. Большая трудная цель педагога - воспитать коллектив.

Методическая разработка «Занятие по изобразительной деятельности

«Создание композиции по мотивам литературного произведения»» является еще одним, пусть небольшим, но шагом на пути к этой большой цели.

   Приложение:

 


Поделиться:


Назад в раздел