Поиск по сайту

Технология обучения старших дошкольников рассматриванию картин и составлению речевых творческих продуктов

Автор: Васильева Светлана Александровна, воспитатель ГБДОУ №115 Выборгского района Санкт-Петербурга


Дети дошкольники очень любят картинки и с большим удовольствием их рассматривают, любят сочинять рассказы на определенную тему и фантазировать. В педагогике это стремление используется для развития   навыков связной речи. 

Традиционный приём обучения дошкольников составлению  рассказов по картине – это повторение детьми образца  рассказа воспитателя. Или составление детьми рассказа при помощи ответов на вопросы, продуманные воспитателем и выстроенные им  в определённой последовательности.    Опыт показывает, что   говорят из занятия в занятие  одни и те же 4-5 детей. Чаще всего их рассказы однообразны, не выразительны ,наполнены словами-повторами («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Тексты практически лишены  распространенных и сложных предложений.  Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. Все же остальные дети группы в этот момент начинают скучать! 

Опытные педагоги согласятся со  мной, что «составление рассказа по картине» и для них это одно из самых трудных  занятий, так как постоянно приходиться одёргивать детей и привлекать их внимание. Да и что  греха таить, речь взрослых зачастую бедна на выразительные средства. Взрослым  самим сложно найти красивые и ёмкие определения или придумать нужные сравнения.

Можно ли каким-то способом  сделать необходимое и полезное, но сложное   занятие – увлекательным и интересным, как для детей, так и для педагогов?  Думаю, что попробовать можно.

Около 20 лет назад я впервые познакомилась с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), Окончила курсы по ТРИЗ,  и с тех пор активно включаю  методы и приемы ТРИЗ  в свою воспитательскую деятельность. Являюсь автором   брошюр  «Познание окружающего мира с помощью приёмов ТРИЗ» и «Загадки» в 2004году изданных в  ОЦ «Гармония».  В это же время мне попалась книжка И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс СПб Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС» 1995г. «Картинки без запинки». В ней описан опыт педагогов тризовцев в работе с младшими школьниками по  рассматриванию картин.      Но  возможности младших школьников и дошколят в речевом плане очень разные. Речевой опыт дошкольников значительно меньше и в этом возрасте он только начинает формироваться. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка.  Учитывая эти факты, путём проб и ошибок, я попыталась адаптировать предложенные в этой книге приёмы для дошколят.

Основным  моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.   В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Тем, что у меня получилось, я активно пользуюсь сама, и предлагаю вашему вниманию. Уверена, что данные игры и упражнения могут быть использованы не только педагогами на занятиях по рассматриванию картины, но и родителями, так как  обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с взрослым посредством системы игровых упражнений.

Прежде, чем приступать к данным упражнениям, необходимо познакомиться самим взрослым и познакомить детей с  методом ТРИЗ – «Методом типового фантазирования» – методом «волшебников».

Его цель - обучение детей фантастическим преобразованиям объекта  с помощью выбранных приемов педагогом или ребенком. Эти приемы-«Волшебники»:

1.    Волшебник размера («Великан и Кроха») - одна его половина может объект увеличить до необыкновенных размеров, другая уменьшить также. Главное обсудить с детьми, что это преобразование может изменить в мире, что в этом может быть хорошего, а что плохого.

2.    Волшебник дробления и объединения («Дели и Собирай») одна его половина может объект разделить на части, другая из частей собрать.

3.    Волшебник оживления и окаменения («Замри и Отомри») одна его половина может живой объект лишить двигательных возможностей, а другая наоборот неживой объект, или объект рукотворного мира оживить, научить думать, говорить, действовать.

4.    Волшебник времени («Тянульщик – Стремглав», «Опоздай-ка и Забегай-ка».) перемещает объекты во времени, одна его половина может объект отправить в прошлое, другая в будущее, одна может затянуть время, другая ускорить.

5.    Фея инверсия («Девочка-Наоборот») всё перепутывает и ставит с ног на голову.

6.    Волшебник специализации («Мальчик- Зачем? Почему?») -  работает по очень узкому профилю.

7.    Волшебник универсализации («Девочка – Я все умею») работает во всех сферах,  может  усовершенствовать любой объект, сделать его лучше.

 Волшебников можно нарисовать на карточках   согнутых пополам, можно наклеить их парные  изображение на грани кубика, тогда  дети  могут предоставить выбор  волшебства  случаю.  Я сделала оба комплекта, и они помогают мне не только при рассматривании с детьми картин.

1. Игра: «Волшебники»

Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью предметных картинок и кубиком волшебников. Один ребёнок подбрасывает кубик волшебников, другой выбирает из стопки предметную картинку. Дети   рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет от волшебника. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.

ПР: У одного ребёнка картинка «кастрюля». У другого ребёнка выпал волшебник размера. При соединении получилась кастрюля, которая умеет увеличиваться и уменьшаться до небывалых размеров. Когда это хорошо и когда плохо?

Вывод:   волшебным может быть любой  объект. Волшебство может приносить добро и зло.

2. «Целое и части». Волшебник   (Дели – Собирай)

Цель: научить детей вычленять наиболее мелкие элементы исходного объекта и называть словами и наоборот находить по частям целое.

- Найти целое по частям (стрелки, цифры, циферблат – часы).  

- Назвать части целого (Пальто – воротник, полочки, спинка, карманы, рукава, пуговицы);

- Частью чего может быть? (Мяч, пуговица, колесо и т.д.)

3.«Все наоборот или перевертыши». Прием: Фея инверсия (девочка-Наоборот) 

Цель: Развитие воображения, активизация мыслительной и речевой деятельности, обогащение словаря.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению (антонимы) и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, большой – маленький, строить – разрушать,  вязать – распускать, выход – вход, карандаш – резинка,...) Небоскреб – анализ много элементного объекта наоборот (лес- наоборот, магазин – наоборот, школа – наоборот).

Девочка – Наоборот» может быть хорошей помощницей для воспитателя в любой деятельности. От её имени детям поступает неправильная информация, которую они с удовольствием исправляют.

Когда дети будут знакомы с «волшебниками» и их функциями можно начинать игры и упражнения с картинами.

 1  упражнение: «Подзорная труба» 

Цель: Определить состав картины.

Задача: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Оборудование: картина, лист бумаги с нарисованными на нём кружочками (9-12шт.), фломастеры разных цветов, изображение волшебника «Дели-Собирай».

 Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

Методика работы с детьми:

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине я использую прием «подзорная труба» и волшебника «Дели - Объединяй».


Игровой момент: поможем волшебнику Дели разделить картину на отдельные объекты (части). Перед этим заданием целесообразно поиграть с детьми в игры «Назови части целого», «Назови целое по частям».

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Воспитатель моделирует (схематично зарисовывает) названные объекты на доске или листе бумаги в отдельных кружочках.

Что бы активизировать внимание детей я  периодически задаю вопрос:

-Кто увидел на картине, то, что ещё никто не назвал?

Если объект названный детьми отсутствует на картине или не чётко выражен, или его присутствие вызывает споры между детей необходимо задать вопрос:

-Что на картине указывает на то, что это именно тот объект, который ты назвал?

Часто, дети прекрасно видят, что названого объекта на картине нет, но упорно настаивают на его присутствии. Я в таких случаях не спорю с детьми, принимаю их игру и моделирую его на листе. Впоследствии, он может стать интересной отправной точкой, для придумывания рассказа.

Если вы чувствуете, что дети теряют интерес к заданию, а  пустых кружков на листе ещё много, можно провести игру:

Постройте детей в круг, вокруг картины или около неё. Продвигайтесь по кругу с детьми, произнося слова:

Мы по группе шли, шли,

И картину в ней нашли.

Посмотрели, изучили,

Дальше весело пошли

Мы по группе шли, шли,

На картине, что приметил? Расскажи!

Последнее обращение относится к ребёнку, который остановился напротив картины. Я думаю, что задача взрослого руководить темпом движения детей и остановиться так, чтобы напротив картины оказался ещё не отвечающий ребёнок. Взрослый моделирует ответ ребёнка. И игра продолжается дальше.

Важно проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, нужно энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Последовательность называния объектов может быть любая.

Когда все или почти все кружки будут заполнены, можно перейти к группировке.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом, и вся группа выделяется определённым цветом на  модели.

Пример.

 Объекты живой природы – деревья в лесу, берёзы, черёмуха, сосны, грачи, дети – обвели одной зелёной линией. Объекты неживой природы – небо, облака, солнце, снег, проталины, ручей –одной синей линией. Объекты рукотворного мира – одежда детей, дорога, забор, дома в деревне – красной линией.

По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается осознание детьми   правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритмы мыслительной деятельности при определении состава картины.

1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2. Моделирование объектов.

3. Группировка по заданному признаку.

4. Обобщение перечисленных объектов.

5 . Вывод правила

2  упражнение: Поможем волшебнику «Объединяй».

Цель: Установление взаимосвязей между объектами картины.

Задача: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предлагается детям соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два  и объясняется, почему их можно соединить.

Методика работы с детьми:

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, я предлагаю следующие творческие задания:

- Пришел волшебник «Объединяй» и просит детей объединить  объекты на картине.

- Кто сможет назвать, как два объекта связаны друг с другом (что один объект делает с другим), проведёт стрелочку (связь) на нашей модели.

Работа проводится на листе с кружочками, в которых воспитатель моделировал ранее названные детьми объекты.

На первом этапе дети просто упражняются в составлении простых предложений (грачи ходят по проталинам). Затем Волшебник просит ребёнка объяснить, почему один объект связан с другим (грачи ходят по проталинам, потому что на проталинах оттаяла земля и можно найти корм).

 Важно проявлять терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком. Призывать детей к определённой последовательности объединения  объектов нет смысла. Она может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. Пусть дети почувствуют удовольствие от этой деятельности.

Если дети ещё не потеряли интереса к этой игре, можно подвести их к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

Пример: Грачи ходят по проталинам, потому что на проталинах оттаяла земля и можно найти корм. Им надо подкрепиться. Они так долго летели из жарких стран домой.

Когда все связи будут названы, обозначены на модели и объяснены  целесообразно попросить детей ответить на вопросы:

-Что самое главное на картине? Что послужило причиной событий, изображённых на картине?

 Когда ответы будут найдены, взрослому следует подвести итог в виде рассказа- рассуждения. В этом рассказе воспитатель должен повторить   обозначенные  детьми связи и их объяснения уже в нужной последовательности. Эту последовательность можно обозначить на модели при помощи цифр, рисуя их на стрелочках-связях.

Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это»

.

Алгоритмы мыслительной деятельности при установлении взаимосвязей между  объектами на картине.

1. Выделение двух объектов на картине.

2. Обоснование связей между ними.

3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

4.  Вывод правила.

3   упражнение: Раскрасим картину словами.

Цель:  учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через  разные органы чувств

Задача: Упражнять детей в нахождении и назывании признаков объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств.

 Методика работы с детьми:

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, я использую прием «вхождения в картину», и игру «наши чувства». Я побуждаю детей к описанию возможных ощущений и предлагаю прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:

- Художник рисует картину красками, а мы попробуем раскрасить картину словами:

1.Что можно увидеть?

Пр. картина «Зимние развлечения»

Дети – взрослые и маленькие, весёлые, испуганные, разгорячённые.

Санки – маленькие и большие, широкие и узкие, длинные и короткие, деревянные, полозья железные.

Лес – голубоватый, сиреневый, тёмный, заснеженный.

Гора – ледяная, снежная, крутая, пологая, скользкая.

Снег – белый, с тенями, серый, сверкающий, блестящий, разноцветный.

День – солнечный, светлый, морозный (что на картине позволяет нам увидеть морозный день? – сверкающий снег, румянец на лицах детей)

Одежда – у лыжников лёгкая, спортивная; у малышей тёплая, зимняя, шубы, меховые шапки, валенки, варежки.

Давайте войдём в картину. Закройте глаза, прислушайтесь, что происходит рядом с нами?

2. Что можно услышать?

-Назовите объекты, которые могут издавать звук.

-Что можно услышать на картине?

Ответы детей:

Я слышу смех, крик, разговоры, визг, возгласы, скрип полозьев, грохот санок, шуршанье лыж.

Если отойти от горки, можно услышать, что день тихий.

 Я слышу, как трещит сорока в лесу, каркает ворона, стучит дятел.

3. Что можно потрогать?

- Что на картине можно ощутить лицом и руками, потрогать.

 -Какой на ощупь объект?

Я чувствую, что веточка ёлки колючая.

Я чувствую, что снег холодный и  мокрый.

4. Что можно понюхать?

Я понюхаю веточку на дереве, ствол, они пахнут смолой.

Я чувствую, что воздух пахнет свежестью, морозом. 

5. Что можно попробовать на вкус, если это не вредно?

 Если лизнуть полозья санок на морозе, можно прилипнуть языком.

Можно пожевать веточку, но она будет горькая.                                                                  

Можно лизнуть снег, но заболит горло.

Активно исследуем картину с каждого органа чувств поочерёдно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематичного рисунка-модели, рассказывая о полученных ощущениях.

Эти же упражнения можно провести и с помощью игры «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить  картину.

ПР: С волшебником Глазом дети видят то, что нарисовано и не нарисовано на картине, например, как ночью шёл снег. С Волшебником Ухо  представляют  возможные звуки, озвучивают мысли героев. С Волшебником  Рука описывают ощущения, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до  различных объектов на картине. С Волшебником Носом дети   почувствуют запахи ствола дерева, морозного воздуха.

 Работая с картиной, я учу детей начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками …».   Стараюсь добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине, активизировать в речи детей слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

_Что чувствует горка?

_Она рада, что дети пришли кататься, что всем весело.

- Она устала от  их криков и шума, и хочет отдохнуть.

Необходимо записать слова, сказанные детьми в этом упражнение. Это материал, для работы далее над придумыванием сравнений, метафор и загадок.

Алгоритмы мыслительной деятельности

1. «Вхождение в картину».

2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3. Речевая зарисовка ощущений.

4 упражнение: «Копилка образных характеристик» 

Цель: сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок,  сравнений  и метафор.

Задачи: познакомить детей с моделями составления загадок, сравнений и метафор; активизировать в речи детей новые  определения,  признаки предметов, слова, имеющие несколько значений.

Воспитатель должен «поработать» со словами сказанными детьми, вспомнить слова, которые пришлось подсказывать детям, «вытягивать из них», найти слова, имеющие несколько значений.

На первом этапе – пассивном - детям объясняется значение нового слова на достаточно большом спектре примеров. Это работа со словарём.

Пример:

Вы сказали, что  «гора – и  крутая и  пологая» Давайте посмотрим в словаре, что означают эти слова.

 Спуск пологий – отлогий, покатый, не высокий, не крутой, может быть берег, холм.

Крутой – 1. Отвесный, обрывистый. 2. С резким, внезапным изменением направления(поворот)3. Суровый, строгий (взгляд, характер, нрав, мера).4. Доведённый варкой, замешиванием до определённой степени плотности, густоты (яйцо, каша, кипяток, тесто).

На втором – полуактивном - этапе, дети воспроизводят новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя, находя такие же объекты на других рисунках.

На третьем – активном – этапе, дети самостоятельно вспоминают слово и используют его как средство для выполнения поставленной перед ними более широкой задачи. Например, составления загадки, метафоры или поэтического произведения по основным моделям 

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).

При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

 Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Алгоритмы мыслительной деятельности при составлении загадок:

1. Выбор объекта на картине.

2. Выбор модели загадки.

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6.По окончании работы выразительное чтение загадки.

Пр. 

Горка. 

Какая?                     

Что такое же?

пологая

берег.

ледяная,

каток,

крутая

характер.

снежная,

баба.

  Загадка:

 И полагая, но не берег

 И ледяная, но не каток,

 И крутая, но не характер.

 И снежная, но не баба.

Что такое?

На четвёртом - автоматическом – этапе, новое слово само собой возникает в речи детей без сознательного поиска и напряжения памяти.

5  упражнение: «Преобразование объектов во времени»

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;

Задача: учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине я предлагаю детям представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.

Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое – близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.

Методика работы с детьми:

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени я использую прием перемещения во времени   Волшебника времени «Опаздайка и Забегайка».

 


Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком)

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).

 Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

Пример: по картине «Зимние развлечения»

Давайте рассмотрим горку.

-Что с ней происходит сейчас?

-На картине изображена зима. Сейчас горка засыпана снегом. На ней катаются дети на санках и на лыжах. Её крутой спуск так укатали санками, что появилась ледяная дорожка. По пологому спуску съезжают лыжники. Он выходит на замёршее озеро.  Оно покрыто льдом  и засыпано чистым, пушистым снегом. В одном месте дети расчистили снег и катаются на коньках.

А что с горкой было раньше, осенью?

-Осенью горка была засыпана опавшими листьями. На ней росла трава. Люди приходили сюда к озеру по выходным отдыхать, жарить шашлыки, ловить рыбу. 

А что с ней будет потом?

Когда наступит тепло, на горке вырастит новая зелёная трава, Люди будут здесь загорать, играть в волейбол, в догонялки, а летом купаться в озере.

Можно придумывать название рассказа-фантазии.

Пример: «Жизнь горки»

Алгоритмы мыслительной деятельности преобразования объекта во времени:

1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.

4. Назвать рассказ.

Дорогие взрослые, скорее всего у вас не получится за одно занятие провести с детьми все эти упражнения, да это и не к чему. Что- то можно сделать во время занятие, что- то в свободной деятельности, но главное надо помнить – если дети теряют интерес,  и у вас больше нет приёмов, чтобы его поддержать, лучше свернуть упражнение и вернуться к нему в более благоприятное время. Результат будет гораздо лучше.

Мы уверены, что эти    игровые упражнения помогут увлекательно и нескучно научить вас и ваших малышей рассматривать картины, а затем и придумывать с их помощью различные рассказы. 

 В этой статье я привела  пример одной из моделей составления загадок. Познакомиться с технологиями придумывания с детьми сравнений, метафор, загадок, поэтических произведений, которыми я пользуюсь в своей работе с детьми, а также ещё с четырьмя упражнениями- этапами работы по картине можно будет с следующих материалах.


Поделиться:


Назад в раздел